«Казачьи посиделки». Сценарий для ДОУ. Сценарий открытия фестиваля казачьей культуры - Донковье — организация событий и отдыха Подготовительной группе сценарии казачьих праздников в п

Цель: ознакомить воспитанников с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: макет деревенского дома с печкой, стенд «Астраханское казачество», рушники, зал украшен плакатами с пословицами о труде:

Что посеешь, то и пожнёшь.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
Мала пчела, да и та работает.
Скучен день до вечера, коли делать нечего
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Не всяк хлеб сеет, да всяк его ест.

Ход праздника

1-й ученик.
Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью,
счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

2-й ученик.
Вот она, Россия, наша страна,
Очень и очень большая она.
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живём.

3-й ученик.
Под самым небом – горные отроги,
Внизу – поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути-дороги
Просторы эти – Родина моя!

4-й ученик.
Под тёплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живём.
Россия – милая, родная…

Все.
Цвети и крепни с каждым днём!

Исполняется песня «Песня о России», сл. О.Высотская, муз. В.Локтева.

1. Посмотри как всё красиво,
Посмотри простор какой!
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо,
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.

Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.

2. Посмотри, леса, какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина – Россия –
Хорошеет с каждым днём.
Видишь, яблони и сливы
Вдоль дороги встали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.

5-й ученик.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по- особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По - детски чисто тянется душа…

6-й ученик.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

7-й ученик
Здесь на левом берегу – город мой,
И на правом берегу – город мой,
И у моря, на косе, на мысу…
Где найдёте вы такую красу?

Здесь на левом берегу – острова,
И на правом берегу острова,
И у моря, там, где светит маяк, -
Это Астрахань родная моя!

Исполняется песня «Город Астрахань», сл. и муз. В.Туктарова

1. Только солнце на востоке
Лишь окрасит небосвод,
Ты проснёшься утром ранним
А с тобою весь народ.

Припев:
Город Астрахань, город родной
Вечно молод и вечно живой.
Куполами сверкающий кремль,
Покоряющий всех красотой.
Город Астрахань, город родной,
Невозможно расстаться с тобой.
Знать уж так на роду мне написано,
Видно стал ты моею судьбой.

2. Город с множеством традиций
Ты историей богат.
Горожан своих ты любишь
И гостям ты тоже рад.
Припев:

3. И куда б я не уехал,
Дом оставив и семью,
Всё равно, любимый город,
Без тебя я не смогу.
Припев:

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

Домовёнок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Ведущая. Ой, кто это?

Прошка. Кто, кто! А то не знаешь! (Выскакивает из-за печки.) Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

Исполняет песню на мелодию «Песенка водовоза», муз. И. Дунаевского

Удивительный вопрос
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!

В доме каждом я живу
И покой в нем берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!

Прошка. А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Выходят девочки, поют (музыка и слова народные) и водят хоровод с рушниками

А в деревни у реки
Девки ткали полотно.
Они ткали и мочили
В золушку опускали.
А с золы их вынимали,
На реку спешили.
На реку спешили,
Там холсты мочили.
А с воды их вынимали
Да валиком выбивали.
На траве холсты сушили,
А потом рушники шили!

Прошка. С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали. (Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Прошка. Молодцы, ребята! Не зря в школе учитесь.

Ведущий. А лентяев и бездельников не любили, высмеивали их. В людях всегда ценилось трудолюбие.

Выходит казак с подушкой, ложится спать.

Ведущий. Ой, Прошка, ты говорил, все работают, а здесь кто-то спит.

Прошка. День в разгаре, дел невпроворот. Вот лежебока! Ему что утро, что вечер – всё одно. Только с боку на бок переворачивается. Вставай!

Казак. А ну тебя! Ты мне сон мешаешь смотреть!

Прошка. Вставай, вставай! (Казак встаёт и уходит )
Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Аннушка», муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Ведущая. Идёт девушка, а возле реки казаки песни поют, о родном крае говорят.

Мальчики исполняют песню «У Волги-реки»

1. Возле Волги – матушки реки
Собрались астрахански казаки.

Ой, да,да, ой, да, да наши казаки.

2. Вороные копытами бьют,
Наши казаченьки весело поют.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.

3. Песню про Отчизну, про родимый кров,
Про высокий в поле урожай.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.
Ой, да, да, ой, да, да наши казаки.

1-й казак. Казак без коня что солдат без ружья.
2-й казак. Казак в беде не плачет.
3-й казак. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
4-й казак. Казак сам голодает, а конь его сыт.
5-й казак. Казаку конь – отец родной и товарищ.
6-й казак. Казаку конь себя дороже.

Сценка Н. Краснова «Ты не казак!»
Участвует два ученика.

1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне…
2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шор обить. Ты не казак!
3-й казак. После работы всех на посиделки зовём!

Ведущая. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Мальчики исполняют песню «Ой, при лужку»

1. Ой, при лужку, при лужку,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял по воле.

2. Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока нэ споймаю.
Як споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

3. Як споймал казак коня,
Зануздал уздою.
Вдарил шпорой под бока –
Конь летит стрелою.

4. Ты лети, лети, мой конь,
Тай нэ торопыся,
Возле милого двора
Стань, остановыся.

Ведущая.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

1-й ученик.
Как на нашей улице
Весь народ волнуется:
Едут, едут казаки –
Удалые молодцы.

Исполняется песня «Астраханские казаки».

1. Астрахански казаки,
Да астрахански казаки
Казаки, казаки, казаки, казаки.

2. По улицам ходили,
По улицам ходили.
Ходили, ходили, ходили, ходили.

3. Молодушек любили,
Молодушек любили.
Любили, любили, любили, любили.

4. Подарочки дарили,
Подарочки дарили.
Дарили, дарили, дарили, дарили.

5. Подарочек небольшой,
Подарочек небольшой.
Небольшой, небольшой,
Небольшой, небольшой.

6. Позолоченный, литой,
Позолоченный, литой.
Литой, литой, литой, литой.

7. Серебряно колечко,
Серебряно колечко.
Колечко, колечко, колечко, колечко.

8. Болит больно сердечко,
Болит больно сердечко.
Сердечко, сердечко, сердечко,
сердечко.

9. Далеко милый живёт,
Далеко милый живёт.
Далеко, далеко, далеко, далеко.

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски начинаются.

Выступление ансамбля казачьей песни «Поляница» (рук. А.В. Лепёхин)

Прошка.
Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Ведущая. Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.
Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!

Мальчик.
Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак - повёз!

Девочка.
Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!

Мальчик.
Катя, Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!

Девочка.
Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.

Мальчик.
А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь сворачивай!

Девочка.
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?

Мальчик.
Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой - за строевого коня.

Ученик.
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.

Исполняется песня «В саду дерево цветёт».

1. А в саду дерево цветёт,
А казак у поход идёт.
Припев:

А казак у поход идёт.

2. Да казак у поход идёт,
Да за ним девка слёзы льёт.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

3. Да не плачь, девка, не рыдай
Да кари очи не стирай.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

4. Да тогда, девка заплачешь,
Да как у строю побачишь.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

5. Да как у строю, у строю,
Да на вороненьком коню.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

6. Да на вороненьком коне,
Да на казачьем на седле.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

7. Да на казачьем на седле
Да при шашке, кинжале.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ученик.

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ученик.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Командир»

1. Эх, кабы в нашей сотне,
Командир хороший.

Припев:
Чернявая моя, чернобровая моя.
Черноброва, черноглаза,
Раскудрява голова.
Браво, браво, Катерина!
Браво душечка моя!

2. Командир был славный,
Жизнь была весёлая.

3. Он ехал на коне,
Конь под ним взвивался.

4. Подъезжал он к казакам,
С ними он прощался.

5.Вспоминать вас будут
Храбрые казаки.

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ученик.
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»,
сл. Ц.Солодарь, муз. Дан. и Дм.Покрассы

По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой -
Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Он коней ведёт шажком,
Видит - девушка с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой горят глаза.
Не задерживай движенья -

Казаку кричит.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
Ну-ка, рысью - с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела.
Нежный взор не по уставу
Дарит казаку.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
По берлинской мостовой
Снова едет верховой,
Про свою любовь к дивчине
Распевает так:
"Хоть далеко синий Дон,
Хоть далеко милый дом,
Но землячку и в Берлине
Повстречал казак..."
Казаки, казаки,

Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Ученик.

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ученик.
Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ученик.
Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Исполняется песня «Казачата»

Приуныли казаки, -
пыльная дорога,
не ведёт их в дальний путь,
песня казаков.
Не забыты дни былые,
песни боевые.
Ратный дух угас в груди,
уснули казаки.

Эх, казачата,
ребята удалые
Подхватите песню
дедов и отцов,
Пусть они припомнят
годы боевые.
Будут новые победы
славных казаков.

И пускай пока немного
велика папаха,
Но в седле казачьем старом
я уже держусь.
Подрастают казачата
песня раздаётся.
Скажет атаман довольно:
«Сменой я горжусь!
И опять казачья песня
над рекой польётся.
Закружится дым над трубкой,
вспыхнули костры,
Вам лихие казачата
Бурка достаётся,
Если с шашкой передали
Вам её отцы!

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Литература

  1. Горбунов Н.П., Кучерук И.В., Афанасьев С.Н. История казачества в Астраханском крае: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Астрахань, 2002.
  2. Библиографический указатель «Астраханское казачество: История и современность», 3 раздел: «Музыкальная культура астраханского казачества. Песни казачества. Фольклор», изданного Астраханской областной научной библиотекой им. Н.К. Крупской.

Цель : воспитывать патриотические чувства к родному краю, интерес к его истории, обычаям и традициям кубанских казаков.

  • Прививать любовь к танцам и песням, воспевающих красоту, величавость кубанского края.
  • Расширять активный и пассивный кубанский словарный запас.
  • Закреплять навыки двигательной активности.
  • Развивать физические качества - быстроту, ловкость, силу, меткость координацию движения.

Участники: инструктор – атаман, воспитатель – дед, дети.

Материал и оборудование : плетень, ухваты, лейки, корзины, чугунки, мини-ходули, мишень «подсолнух», муляжи фруктов и овощей.

Оформление зала : кубанский пейзаж, тополя, хата казака, на плетне чугунки, крынки, расшитые полотенца и платки.

Музыкальное оформление: фонограммы песен кубанского казачьего хора «Казачьему роду нэма пэрэводу», «Варэнычки», «Як я жив у пана»; фонограммы песен ансамбля «Истоки», современной и фольклорной песни Ленинградского педагогического колледжа «Родная станица», «Ленинградский район»; фонограммы песен ансамбля «Уманские казачата» музыкальной школы станицы Ленинградской «Мы с тобой казаки».

Место проведения : музыкальный зал.

Ход мероприятия:

Звучит фонограмма: поют петухи, мычат коровы, лают собаки. Шум, смех и голоса из-за кулис: «Хлопцы, на казачий круг сегодня идем?», «А девчат приглашать будем?».

Все хлопцы: А як жешь!

Хлопцы: Девчата!

Девчата: Чего?

Хлопцы: На гулянье прейдете?

Девчата: Придем!

Хлопцы: Тогда собирайтесь!

Девчата: А вы сами – то пойдете?

Хлопцы: Да мы уже готовы, только коней запряжем. Так что раньше вас будем!

Девчата: Ну, это мы еще посмотрим!

Мальчики уходят, перестраиваются парами. Девочка выбегает на середину зала. Зовет подруг: «Девчата, за мной!». Образуют круг, шепчутся, после убегают за плетень. Звучит фонограмма «Казацкому роду нэма пэрэводу». Слышится топот копыт. Появляются казаки с атаманом, объезжают по кругу выстраиваются в две шеренги.

Атаман: Ну что, хлопцы, покажем свою удаль молодецкую!

Казаки: Покажем!

Казачок: Ну, а что ж девчат нэма! (Шум за плетнем.)

Атаман: Ой, хлопци, чувствую шо десь они тут! К встрече девчат ровняйсь!

Казаки перестраиваются по диагонали зала. Звучит музыка, выходят казачки.

Танец «Казачата».

Под музыки парами дети перестраиваются в шеренгу.

Атаман: Гарно, гарно танцюете, хлопци и девчата. А знаете, шо в старыну казакы и казачки собыралысь на казачий круг шоб свою удаль показать та песни поспивать? А ни пора ли и нам себя показать да на девчат посмотреть, улични гулянья начать?

1 казак : Казачата улицы Казачьей, ко мне!

2 казак: Хлопцы и девчата с улицы Ярмарочной сюда!

Атаман: Итак, соревнования проводятся между улицами Ярмарочной и Казачьей. Посоревнуемся?

Казаки и казачки: Посоревнуемся! А як жеш?!

3 казак: А если выиграем? То шо за це буде?

Атаман: А вот у нас тут яблоки есть и две корзины. В чьей корзине яблок окажется больше, тот и победил. Ну а станичников столько собралось, они-то нас и рассудят. Ой, хлопцы кони ваши застоялысь! Пора скачки с препятствиями начинать. Барьер впереди видите? Наездники верхом на лошади преодолевают препятствия, объезжают чугунок, возвращаются, передают лошадь следующему. И чья улица справится с заданием первой, тот получает яблоко в корзину.

Атаман: Молодцы, хлопцы! Лихие наездники. А девчата к встрече казаков готовились, борщи варили, вареники лепили, кудри завивали, хлопцев поджидали. Ну, казачки, покажем свою сноровку? Перенести чугунок, а он то горячий, перенести на ухвате. Я, думаю, казаки с Казачьей и Ярмарочной активно будут болеть за девчат.

Эстафета «Перенеси чугунок».

Атаман: Посадка картошки дело сложное и уход за ней дело трудоёмкое. Тут силы нужно объединить. Участвуют и казаки и казачки.

  1. уч. копают лунки (раскладывают кольца);
  2. уч. раскладывают картофель;
  3. уч. поливают;
  4. уч. прополка;
  5. уч. обрабатывают от вредителей;
  6. уч. окучивают;
  7. уч. выкапывают, собирают;
  8. уч. собирают картофель.

Кто быстрее справится с заданием, та улица и победила.

Эстафета «Посадка картошки».

Атаман: Картошку то убрали и вот тыква, патиссоны, кукуруза, свёкла ещё в поле. Ну что, девчата, уберём урожай. Участвуют казачки. Внимание! Вы должны по очереди перенести патиссоны, кукурузу, свёклу, а тыкву прокатить все вместе. Всё понятно?

Эстафета «Уборка урожая».

Атаман: Ой, быстрые девчата! А вот теперь меткость свою хлопцы покажут. Чья команда больше в чугунок картошки забросит? Подумайте, каким способом это удобнее сделать. У каждого 2 картофелины. Первым покажут свою меткость улица ….

Эстафета «Попади в чугунок».

Звучит: крик петуха, коровы, лошади.

Фонограмма песни «Як служив я в пана», «Лузаем кукурузу»

Казачка 1: Ой! Шось мы сегодня и не танцювалы.

Казачка 2: А танцювать так хочется!

Ой, заграйте музыкы

В мэнэ нови чэрывыки,

Начинайте хлопци грать

Бо хочется танцювать!

Танец «Тройки»

Атаман: Казаком без смелости и сильной воли не станешь. Но проявить свою волю и смелость казачата попробуют уже сейчас. На мини-ходули становись.

Эстафета «Ходули»

Атаман: Хлопцы, а у дида Грыция кавуны бачилы? О таки!

Хлопцы: Ого! Оце да!

Казачка 1: А кавунчика як хочется!

Казачок 1: Пишлы на баштан.

Казачка 2: Ой! Це далёко!

Атаман: Та шо там далёко, поле сояхив, а там и баштан. Ну-ка за мной. А вот и сояхи. А вот сейчас и узнаем, какая команда более меткая. Начинает команда с улицы Ярмарочной. Постарайтесь попасть точно в цель. Сколько было точных бросков?

Эстафета «Подсолнух».

Атаман: Ой, хлопцы, а я игру знаю, моргушки называется. Выбирайте девчат. Станьте парами по кругу. Казаки руки держат за спину, казачки перед грудью, казак, без пары моргнув, старается переманить казачку к себе, казак в паре старается её удержать. Если не удержал, становится водящим. «Моргушки»

Атаман: Гляньте, а он уже баштан виднеется. А дид Грицько як всегда спыть давайте его проучим! Отойдём и хлопним все вместе и топним. (меняем ружьё на палку).

Дед (просыпается): Руки вверх! (Хватая лежащую рядом палку.)

Атаман: Ай, я-я та цеж палка!

Дед: Ой, боже, а де ж мое ружьё?

Атаман: Оце ты так баштан охраняешь диду! диду!

Дед: Ой, хлопцы вы ж ни кому ны кажить, бо засмиють.

Казачок: Ладно, мы ны скажем, а шо нам за це буде.

Дед: Та уци кавуны забыратэ.

Казачата улицы Казачьей: Мы заберём!

Казачата улицы Ярмарочной: Нет, мы заберём!

Атаман: А сейчас мы и посмотрим, кто больше наберёт арбузов. От каждой улицы по одному казаку ко мне остальные в колонну, последний держит мешок. По моему сигналу вы начинаете собирать по 1 арбузу, передавать первому в колонне, остальные между ног, последний в мешок.

Эстафета «Баштан».

Атаман: Скажим диду спасибо! А ты диду и посчитай скилько яблок в корзине. Весь день соревновались.

Атаман и Дед подводят итоги и сообщают результат.

Дед: Молодци, казачата. Помню и у нас так раньше було - двир на двир, улыця на улыцу сначала соревновалысь, а тоди вмисти танцювалы.

Казачок: Так и мы станцюим. Давай нашу станичную!

Танец «Тустэп»

Много сказочных мест у России.

Городов у России не счесть

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь

Моей станице 210 лет

Ее судьбу делю я вместе с вами.

Любил ее мой прадед и мой дед

И я люблю я – сын Кубани.

Атаман: Вы сегодня показали, что все достойны отличительного знака «Сын - Кубани» и «Дочь - Кубани» и я с гордостью вам их вручаю.

Вручение знаков проходит на фоне музыкального сопровождения - попурри на темы кубанских песен.

1 часть «Утро»

(Казачка - воспитатель и казак на коне - ребёнок, путешествуют по группам и раздают приказ - свиток от Атамана.)

Свиток- фон в виде карты кубанской области, печать кубанского казачества и на верёвочке значок казаков.

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…« (с магнитофоном, под музыку)

Казачка: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки к вам идут

Погостить немножко.

Казачок: Я казак удалой,

привёз приказ небольшой.

Нас принимаёте, и документы получайте.

Казачка: (зачитывает текст)

Текст: Внимание! Внимание!

Сегодня день кубанских казаков!

Конверт принимайте, заданья выполняйте.

Тут и игры, и раскраски,

Есть презентации и сказки.

В мини- музей вас приглашаем,

Секрет слов казачьих раскрываем.

А средние группы на казачьих гуляньях встречаем.

Конверт с заданием:

1. Игры кубанских казаков.

2. Сказки о казаках.

3. Раскраски казаков

4. Старинные казачьи (диалекты) слов.

5. Презентации о жизни казаков.

6. Дидактическая игра: «Одежда казаков»

7. Приглашение в мини-музей «Кубанские казаки»

8. Приглашение средним группам на «Казачьи гулянья»

2 часть

«Казачьи гуляния»

(сценарий мероприятия в детском саду для детей средних групп.)

Программное содержание:

Знакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру.

Предварительная работа:

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, презентаций с портретами казаков, одежды, посуды и других вещей, слушание кубанских казачьих песен, проведение бесед.

Оформление музыкального зала:

Зал нарядно украшен в стиле кубанской станицы, хаты: печь с атрибутами, мини - музей, мельница, презентации на экране, плетень, скамьи, воспитатели и дети в казачьих костюмах.

Материал и оборудование:

1. Музыкальные треки.

2. Презентация

3. Большая книга с рисунками и указом.

4. Нагайки 2 шт., 2 обруча, 10 кеглей.

5. Рушники: 1 большой и маленькие (по кол-ву девочек)

6. Платочки для рисования для детей (6,9,7,5 групп)

7. Костюм Атамана

8. Костюм коня на ребёнка

9. Кони нагрудные (по кол-ву мальчиков)

10. карусель из лент

(Дети средних групп входят в зал, садятся на стульчики.6 группа: дети проходят под музыку, проходят по кругу с ведущими, встают в полукруг.)

Казачка 1: Здравствуйте гости жданные,

званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

(дети и ведущие делают поклон и дети рассаживаются на стульчики)

Казачка 2: Здравствуйте, ребята! Уважаемые взрослые!

Мы сегодня собрались в нашем уютном зале, чтобы поговорить о кубанских казаках. Кубанские казаки живут на Кубани.

Казачка 1: Могучие горы, степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы -

Все это родная Кубань!

Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывет за комбайном комбайн.

Огни городские, гудки заводские -

Все это родная Кубань!

Дары свои щедро

Открыли нам недра,

Морями разлились хлеба.

Здесь труд величавый

Сроднился со славой -

Все это родная Кубань!

Веселые песни

Летят в поднебесье,

Открытая высь, глубина.

И нету красивее

Края в России,

Чем наша родная Кубань!

(во время прочтения стихотворения презентация Кубани)

Казачка 2: Посмотрите у меня в руках удивительная книга, книга об истории нашего края. Давайте откроем ее (большая книга, а на ней картинки, а презентация повторяет картинки ) и посмотрим, как появился кубанский край? Давным - давно, царица Екатерина II подарила казакам за верную службу Кубанский край и повелела им жить здесь, и охранять границы своего царства.

(Читает книгу)

«Там, где выгнула русло река,

Как подкову у глиняной кручи,

Свиток царский был раскручен

И прочитан под гул тростника:

„Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков… “»

Казачка 1: Так появились первые казачьи станицы. Дома в станицах были обмазанные глиной, стены белились известью, а крыши покрывались соломой. В каждом подворье находился колодец и летняя печь, сарай для скота, конюшня и погреб. Богатый хозяин имел одну или несколько ветряных и водяных мельниц.

(идет презентация)

Казачка 2: А наши ребята, сейчас расскажут и покажут, как живут, работают и отдыхают казаки.

(3 ребенка встаю на середину зала и читают стихи)

1. На Кубани мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славим край делами.

2. Ты цвети, моя Кубань,

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

3. Не найти красивей вам,

Благодатней края.

Ой, Кубань кормилица.

Ой, Кубань, красавица.

Сердцу дорогая!

Ребёнок: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Казачка 1: А вы друзья на танец посмотрите и наряды оцените. Какая красивая одежда у казаков и казачек, а как весело танцуют.

(видео - танец кубанских казаков)

Казачка 2: Чтобы так танцевать, надо ловкость развивать.

И мы с вами будем тренироваться и играть.

Казачка 1: Только вместо скакалки мы возьмём нагайку.

Трек № 2. Звучит песня «Полька кубанская» Танец «Кубанская полька»

Игра: «Удочка»

Казачка 2: В казачьих семьях главным всегда был казак. В переводе с тюркского языка слово «казак» означает вольный человек. Он - границу от врагов охраняет, пищу в дом добывает, в поле работает. Наши казаки тоже ловкие и смелые. А ну-ка казаки свою сноровку покажите.

Игра: Игра «Самый меткий»

Трек № 3. Звучит песня «Да в саду дерево цветёт»

(Приглашают гостей попробовать поиграть) (Презентация казаки, сабли, нагайки)

Казачка 1: А дом был на хозяйке - казачке. Кроме домашних дел любимым занятием казачек было украшать свою одежду вышивкой, кружевом, вышивать скатерти и рушники. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява», танец девочек с рушниками.

(презентация узоры, рушники, казачки)

Казачка 2: А еще с рушником можно игра. Попробуем!

Казачка 1: Мы большой рушник возьмём,

И игру сейчас начнём.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява»,

игра: «Пройди под рушником»

Казачка 2: А сейчас мы покажем, как можно самим расписать платочек, а в группе вы поработаете.

(Мастер класс «Расписываем платки»- раздаём в группы, а презентация повторяет роспись)

Трек № 5. Звучит песня «Мы с тобой казаки - минусовка» фоновая

Ребёнок: Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Частушки (4 ребенка)

Трек № 6. музыка «частушки -минусовка»

Я казачка удалая,

Радом казачок лихой,

Пропоём мы вам частушки

Вы похлопайте с лихвой.

Казаки мы хоть куда

Всем в округе нравимся

Приглашаем к нам в станицу

Скажите,- останемся.

А мы казачки не простые

Добрые и боевые.

Будем в гости принимать

А казаков вам не видать!

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь закончим —

Ставим точку с запятой. Все вместе.

Казачка 1: А посуда у казачек знатная, вещи добротные! (Презентация и девочки показывают вещи. Казачки называют старинное название)

Казачка 2: Давайте ребята попробуем повторить.

(а родителей просят назвать предметы на кубанском)

Трек № 7. Звучит песня «Любо братцы, любо»

(Выход Атамана, а мальчики встречают)

Атаман: Здравствуйте, казаки, на защиту Родины готовы?

Мальчики: Да, Атаман. Служу Отчизне!

(Атаман ставит на середину мечи, мальчики берут мечи и встают в круг)

Трек № 8. Звучит песня «Дорожная»,

танец мальчиков.

Атаман: Ай, молодцы. Слава казаку! А теперь в поход.

Казачка 1: Атаман, кони наши застоялись, и чтобы в поход отправиться, им нужно размяться.

Казачка 2: Ну, друзья, готовы,

Все вставайте и в игру «Наездники» играйте.

Трек № 10. Звучит песня «Казаки»

игра: «Наездники»

(Атаман под музыку берёт коня- костюм и одевает на мальчика,)

Трек № 9. Звучит песня «Ой при лужке…» одевают костюм лошади.

(Казак на лошади машет рукой, а мальчики берут нагрудные лошадки и строятся друг за другом за Атаманом)

Трек № 10. Звучит песня «Казаки» танец в поход

(мальчики уходят за дверь)

Казачка 2: А пока казаки в поход ушли, мы скучать не станем.

Будем песни петь, плясать и немножечко играть.

Казачка 1: Ну, девчата, приглашайте в ручеёк играть.

(Девочки приглашают мальчиков из других групп)

Трек № 11. Звучит песня «Выйди Грицо на улицу»

игра «Ручеёк»

(дети возвращаются по местам. Входит ребёнок с конем-костюмом)

Трек № 12. Звучит песня «Только мы с конем» инсценировка по песне.

(останавливается и машет рукой завет всех казаков)

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…» отряд казаков въезжают.

(Мальчики двигаются по кругу и останавливаются)

Трек № 14. Звучит песня «Распрягайте хлопцы коней…»

(мальчики убирают коней в сторону, ребёнок снимает коня и занимают места на стульчиках)

Казачка 2: А какие угощенья готовят казачки. (презентация) Больше всего казаки любят есть борщ. С кислой капустой, да фасолью, с мясом, салом! Ни у кого такой не получается! А вареники какие у них! С картошкой да творогом, с вишней, грибами!

Казачка 1: Ох и мы с вами устроим чаепитие. А пока входите, да хоровод заведите.

Казачка 2: А ну-ка казачки, казака пригласите, да хоровод заведите.

(Девочки приглашают мальчиков в хоровод.)

Трек № 15. Звучит песня «Ой милый варенечков хочешь?» хоровод

Казачка 1: (обращается к мальчикам) Ну казаки… Желаю вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину! Пусть будут у вас горячие сердца, холодный ум и добрые души! Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казачка 2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.

А всем вам Мира и счастья.

Казачка 1: А сейчас мы с вами соберём большой пазл - нашу Россию. А где же Кубань, давайте найдём её место на карте.

Трек № 1. Звучит песня «Мы с тобой казаки»

Песня «Шире круг»

Конспект проведения фольклорного развлечения

«Казачьи посиделки»

Старшая группа МБДОУ детский сад «Журавлик»

Музыкальный руководитель Власова О.И.

Цель: Приобщать детей к культуре Донского края, его национальным

ценностям: костюм, танцы, песни, игры, народные инструменты.

    Приобретение певческих и двигательных навыков, навыков игры на народных инструментах.

    Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков.

    Создание радостного настроения.

Материал и оборудование: народные инструменты: баян, деревянные ложки, трещетки, бубен, рубель, сбруя с колокольчиками, самодельные маракасы, звенящие подковы, стремена, стиральная доска; казачьи костюмы; для сюрпризного момента: котелок, ведро, удочка, конфеты «рыбки».

Оформление зала: центральная стена оформлена в казачьем стиле – хата, плетень с подсолнухами, лавочки, бочки, казак с казачкой (плоскостные).

Ход развлечения

Звучат казачьи песни (в записи).

Казачка Ольга: Здорово дневали, казаченьки! Старые да молодые, веселые да удалые! Пока наши казаки на казачий круг ушли, мы с вами по-бабьи посидим, погутарим. Хотя, конечно, спокойно не посидишь с нашими детушками. А куда же мы – казачки без них? А ну и правда, где они? Ванятка, сынок, где ты? Андрейка! (зовет несколько детей)

Дети приветствуют гостей: Здорово дневали!

Казачка: А вон и кума идет со своими детушками!

Приветствуют гостей и друг друга.

Казачка Посиделки здесь у нас!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться

И в казачий пляс пуститься!

Дети: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь вы

Как пляшут казаки!

Песня с обыгрыванием «Эх, донские казаки».

Казачка: Хороши привалы, где казаки запевалы. Ну что ж, казачатки, давайте посидим, побеседуем о жизни казачьей, непростой, но интересной. Даже в пословицах о ней говорится:

Казак-донец и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

На Дону казаку и камень подпевает.

Терпи казак – атаманом будешь.

Казак сам не поест, а коня накормит.

Дон Тихий, а слава о нем громкая.

На Донской земле все родится, надо только хорошо трудиться.

На Дону закон такой – всех врагов с земли долой!

Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

Казак без друзей, что дуб без корней.

Казаки в бою не робеют, любого врага одолеют!

На Дону исстари ведется, - без запевалы песня не поется.

Земля донская – мать родная.

От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

Казачка: Молодцы, много пословиц знаете. Любят и гордятся казаки своим краем, краем Тихого Дона.

Дети: Ты широкий и глубокий,

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон!

Как у нас на Дону зорьки ясные.

Как у нас на Дону ветры-ястребы.

Как у нас на Дону люди сильные

Прославляют землю изобильную.

Как у нас на Дону дали синие,

А казачки у нас все красивые

А казачки нам под стать,

Так что глаз не оторвать.

Наши казачьи песни слушать –

Что мед ложками кушать.

Песня «Пчелочка златая».

Дети: Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Частушки (Дети и взрослые).

Казачка: Хорошо отдохнуть в свободный денек, хоть и редки они у казаков.

Другая казачка: Зато как запоминаются. А помнишь, кума, как отмечали Введенье? Ярмарка была, да петрушки…

Казачка: А вам, казачатки, какие народные праздники запомнились, которые прошли недавно?

Дети рассказывают о Святках, пропевая колядки и щедровки:

Коляда, коляда, ты подай пирога,

Или хлеба ломтину, или денег полтину!

Кто не даст пирога, тому куричья нога!

Щедровочка щедровала, под оконцем напевала:

«Что ты, бабка, наварила, что ты, бабка, напекла?

Не ломай, не кусай, а по целому давай,

Открывай сундучок, доставай пятачок!» и др.

Рассказывают о Вербном воскресенье, используя загадку:

У неё цветочки – пушистые комочки.

По весне она цветет, праздник Пасхи к нам зовет.

Вспоминают приговорки:

Верба-хлест, бей до слез.

Казачка, ударяя вербой: Верба из-за моря, дай, верба, здоровья.

Дети рассказывают о других праздниках, проводимых в детском саду:

Масленице, Вербном Воскресенье, Пасхе.

Когда рассказывают о празднике – Сороки, вспоминают закличку весне:

Жаворонки, прилетите,

Весну-красну принесите,

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне, на овсяном снопе.

Дети вспоминают с казачкой, что играли в игры про птиц.

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Казачья игра «Утенок»

Казачка: Праздники помните, а сказки вы любите?

Жарко солнышко печет,

Река Дон течет, течет,

А по Тихому по Дону

Сказка в гости к нам плывет.

В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за плетнем жили-были старик-казак да с внучкой-казачкой. А в Дону у нас рыба водится, прямо загляденье.

Внучка: Дедунь! С Дона лед сошел, ты сходил бы на реку, поймал бы рыбку леща!

Старик: Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю!

Старик берет удочку и идет к реке. Ловит рыбу.

Старик: Иде же рыба? Что же не клюёт?

Который час сижу, а хоть бы раз объело?

Ей видно не по вкусу червячок.

Да разве ж это, братцы, дело!?

Эх, раньше как ловили чебаков,

Садок допрешь до хаты еле-еле…

А нонче – ты спроси у казаков,

Уловы наши страшно поредели.

Иде же рыба, что же не клюёт?

Я что-то ничего не понимаю!

Так неужели нонче на обед

Я внучке ничего и не поймаю?

Внучка: Как поймает рыбку дед,

Будет славный нам обед,

Я ушицы наварю, деда вкусно накормлю!

Старик: Ой, ёй, ёй, клюет, клюет,

Славный лещ ко мне идет!

Старик вытаскивает рыбу, несет внучке.

Вот я рыбку поймал, посмотри,

Ну-ка живо ухи навари!

Внучка уносит рыбу, уходит.

Старик: Что-то вы тут, казачатки, попритихли? В наши-то годы, когда я был казачонком, в такие веселые игры играли…

Казачка: И мы много казачьих игр знаем, правда, детушки?

Дети перечисляют игры.

Старик (если дети не назвали) называет свою любимую игру, предлагает поиграть.

Казачья игра «На горе-то мак».

Старик: Играть то вы мастера, а в наше время еще какие песни спевали…

Казачка: Ты что ж, батя, думаешь мы петь не умеем?

Казачка: А ну давай нашу, веселую!

Музыкальная картинка «Как у нас было на Дону»

(с пением, движениями и игрой на народных инструментах)

Внучка выносит уху в чугунке.

Старик (нюхает уху) Эх! Хороша донская ушица!

Внучка: А давай, дедунь, угостим с тобой ребят?

Старик: Давай!

Внучка: Каждый пусть о празднике на память

Унесет отсюда светлую улыбку,

Ну а мы на память вам подарим

Из ушицы маленькую рыбку.

Достают из чугунка шоколадных рыбок и дарят их детям.

(с фото)

Старшая группа

Воспитатель Козачук Н.Н.

Сценарий праздника «Казачья воинская доблесть »

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, села.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному селу и интереса к прошлому и настоящему родного края;

7. Развитие бережного отношения к своему селу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Дети входят в зал под музыку.

Ведущий: Здравствуйте дорогие гости, папы, дедушки. Сегодня мы пригласили Вас на праздник посвященный дню защитника Отечества.

Мы с Вами живем в Донском казачьем крае. И поэтому наш праздник, посвященный Дню защитника Отечества, будет на казачий лад.

ЗВУЧИТ ГИМН КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА.

Вед. Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Ведущий: Когда на русскую землю приходили враги- захватчики, вставали на защиту Родины русские люди- защитники земли русской. Земля Тихого Дона тоже провожала своих сыновей на защиту донской земли.

1 Ребенок:

Эх, сторонушка Донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Помню я донские клены,

Что шумят на берегу.

Не отдам я волны Дона

Ненавистному врагу.

Ведущий: Ребята!Мы с вами живем на удивительной земле - земле, овеянной славой, земле, - чья история вошла в летопись казачества.

Казаки, говоря о себе, подчеркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».

Дети стихи .

2. Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка - вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

3 .Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

4. Много лет войску Донскому,

Много лет нашим донцам

Атману войсковому

И станицам и войскам.

5. Много лет нашей державе,

Много лет нашим войскам

Православной нашей вере,

Да и славным казакам.

Ведущий. Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!
Сыграем песню про несокрушимый дух казака.
Дети исполняют песню «Как за доном, за рекой».

Вед 2. Но те кто родились и выросли на Дону скажут КАЗАК - это судьба! Мы живём в станице Нижнекундрюченской, и наши прадеды всегда были мужественными людьми, настоящими воинами,защитниками Отечества ведь любить и защищать свою Родину это честь для каждого казака. А как не любить свой родной край.

6реб. Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки- мир его зовет.

Казак- опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь

7 Реб . Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть!

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее,

Чем здесь!

Дети исполняют инсценировку песни песня «Эх, Донские казаки»

8 реб: Мы Донские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России - матушке служить!

9 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

10 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Ведущий. Казачата удалые покажите свою силу да сноровку в казачьих играх.

Проводится игра «Наездники»

Описание игры: садятся на коня, добегают до ориентировки срывают папаху и бегут назад, следующий берет папаху садится на коня бежит до ориентировки и вешает папаху назад.

Ведущая: Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь. Какое главное оружие было у казаков? Казачата покажите как вы умеете владеть шашкой!

Танец с шашкой.

Ведущая: Казачатки, знаете ли вы пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак - атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. Казак без друзей, что дуб без корней.

4. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

5.Дон Тихий, а слава о нем громкая.

6.На Дону закон такой - всех врагов с земли долой!

Ведущая: Как бы не складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться в перерывах между боями, взрывами снарядов, грохотом канонады. Не зря гласят казачьи пословицы: Хороши привалы, где казаки запевали. Где казачья песня ведется. Там весело живется. А не сыграть ли нам казачата песню.

Дети исполняют песню «Пчелочка - злотая»

Ведущий: Ребята, что то гости приутихли. А не сыграть ли с ними в игру«Слов» я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые гости - современное значение и звучание.

Игра «Слова» (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать - болеть, квѐлый - слабый, цыбарка - ведро, гутарить - говорить, кочет - петух, батя - отец, дюже - сильно, нехай - пусть, вечерять - ужинать могѐт - может, буханка - булка, баз - сарай, взвар - компот.)

Ведущая.

Выходи честной народ!

Не пыли дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Дети исполняют танец «Казачий танец»

Вед. А сейчас будем играть гостей забавлять.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?»

Ведущий. Есть еще одна игра «Казачий поезд дружбы»

Вед . Молодцы, казачата хорошо играли, а теперь пришло время казачьей пляски.

Танец «Варенька»

Ведущий: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России - Донском казачьем крае. Очень много можно рассказать о нем. Расскажите как прекрасен наш Донской край.

Читают дети стихи.

11 реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Донской край - чудесный,

Как и вся Россия - мать .

12 реб. Наша Родина - Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

14. реб. Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей!

Ведущий. Мы -жители Донского края, мы - казаки, но прежде всего мы - Россияне, жители большой и могучей страны. Споем песню о великой стране - России.

Исполняется песня «Россия ».

15 Ребенок. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!

Ведущий: Наша станица богата историческими событиями и людьми, мы знакомимся с истоками нашей донской культуры, с казачеством. то что мы сегодня показали это маленькая часть нашей большой истории... Мы желаем, чтобы каждый из вас в будущем был достойным гражданином России, а в сердце всегда носил любовь к нашей станице… Наш праздник проходит в преддверии Дня защитника Отечества, и мы поздравляем всех мужчин, всех защитников Отечества с замечательным праздником. Казачата поздравят Вас праздничными открытками.

Дети дарят открытки.

Вед. Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем. Милости просим побывать у нас в следующий раз. Звучит казачья песня, дети уходят из зала.