Конспект НОД в старшей логопедической группе с ФФН на тему: Хохлома. Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе «Золотая хохлома Рисование в старшей группе по теме хохлома
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

  • Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
  • Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
  • Развивать интерес к изучению народных промыслов
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).

А кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)

А в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)

Беседа «История Хохломы»

Слайд № 1

Воспитатель : Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?

Слайд № 3

Сказ о "Хохломе"

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

Слайд № 4

В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Слайд № 5

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети хором: Хохлома.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе) .
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.

Слайд № 6

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Алгоритм изготовления хохломских изделий:

  1. Вытачивание изделий на станке. Слайд № 7
  2. Покрывают тонким слоем глины.
  3. Протирают наждачной бумагой.
  4. Покрывают специальным составом для деревянных поверхностей (олифят).
  5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком. Слайд № 8
  6. Мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Слайд № 9
  7. Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется этот восхитительный блеск. Слайд № 10, 11.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Слайд № 12,13, 14, 15.

Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава

Слайд № 16, 17

Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова Кудри» - вьющиеся волосы).

Слайд № 18,19

Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?

«Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника.

А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.) А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения Жар птиц, рыбок. Слайд № 20

Игра «Положи слово в шкатулочку»

Вопрос : Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .

Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята,

Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики). Дети рассматривают узоры на посуде

В современном мире люди используют хохломскую роспись для украшения различных изделий. Слайд № 21

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть.

Вопросы:

  • Как называется предмет?
  • Из какого материала сделан предмет?
  • А какие узоры нарисованы на предмете?
  • Как вы думаете, для чего применяется этот предмет?

Игра «Укрась посуду»

На шаблон посуды дети выкладывают элементы хохломской росписи, украшают.

Воспитатель подводит итог :

  1. Какая красивая у вас посуда получилась! Как красиво украшена!
  2. Напомните мне, как же она называется?
  3. А какого цвета ваша посуда?
  4. Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить посуду?

Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)

Екатерина Чуприкова
Конспект занятия «Золотая хохлома» (старшая группа)

Цель :

Ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с народными промыслами;

Учить детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кустики, рябина);

Формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении.

Технические навыки:

уметь держать правильно кисть, рисовать кончиком кисти, всей кистью.

Развивающие:

Развивать память, мышление, внимание;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать композиционные умения – правильные пропорции предмета, его расположения в пространстве.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Материал у воспитате ля:

Лист А4 поделенные на секции для каждого узора, кисть, гуашь – красная, черная, картинки предметов в хохломской росписи

Материал у дет ей:

Лист белый А4, кисть, гуашь (красная, черная, баночка с водой.

ЗАНЯТИЕ

Вводная часть

Ребята, сядьте полукругом на ковре. Сегодня я вам расскажу о золотой хохломе. Вы знаете, что такое хохлома?

Ребята, хохлома это один из видов народного промысла, именно этой росписью народные умельцы расписывали посуду, столы, стулья и многие другие предметы.

Сели красиво, сейчас я расскажу вам о том, как же появилось эта роспись.

Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду- кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая задела крылом посуду и стала она золотой.

Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.

Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.

Создание такой посуды, долгий, кропотливый труд.

Посуда вырезалась из дерева, после чего покрывали жидкой глиной, просушивали, после пропитывали льняным маслом и слегка подсушивали. Потом покрывали специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск.

Ребята, посмотрите на иллюстрации, скажите, какие основные цвета используют мастера?

Правильно – золотой, красный, черный, зеленый

Именно эти цвета являются основными для росписи хохлома.

Ребята, посмотрите на узоры, на что они похожи?

Похожи на травинки, ягодки, цветы.

Ребята, здесь также можно увидеть кустики, капельки, завитки, криуль.

Ребята, сегодня мы станем молодыми мастерами хохломской росписи. Я вас научу рисовать травку, кустики и рябину, вот так они выглядят.

Хотите попробовать? Ребята, это не простое задание, но думаю вы справитесь.

Садитесь на свои места.

Чтобы правильно нарисовать элементы хохломской росписи, посмотрите внимательно, я покажу как их нарисовать.

Чтобы нарисовать кустик нужно делать вот так:

Берем кисточку, окунаем в черную краску, лишнюю снимаем о край баночки, провожу кончиком кисти линию, слегка ее изгибая, вот так, после рисую травинки этого же цвета, посмотрите, как я рисую травинки, сначала маленькие, после больше и больше. После того, как я нарисовала травинки до середины линии, я рисую травинки более крупные и с изгибом, вот так: кончиком провожу до середины травинки, после всем ворсом и вновь кончиком кисти.

Вот и получается наш кустик.

Следующий элемент это рябина, сначала вы рисуете маленький кустик, вот так, посмотрите внимательно, после рисуете ягоды рябины, они рисуются кончиком кисти, вот так.

Прежде чем начнем, сделаем пальчиковую гимнастику:

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак

(потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопки ладоней).

Не сидится им опять

(встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Ребята, что мы будем украшать?

Какими узорами, как они называются?

Какие краски будете использовать?

Основная часть

Указания к началу работы.

Не забывайте, что работаем аккуратно, соблюдаем пропорции. Если вам нужна помощь поднимите руку, я подойду и помогу вам.

Внимательно посмотрите на мой рисунок, они должны быть похожи.

Стараюсь видеть всех детей, на своем листочке показываю как рисовать элемент хохломы, если у ребенка не получается.

За 5-7 минут говорю детям о том, что пора заканчивать работу, осталось 5 минут.

Кто закончил работу, кладем аккуратно на стол для выставки.

Заключительная часть

Ребята, вам понравилось трудиться?

Что мы делали?

Какими узорами расписывали дощечку?

Как вы думаете, у вас получилось?

Какой элемент для вас был наиболее сложным?

Привлекаю детей к анализу.

Какие основные цвета используются в росписи хохлома?

Ребята, вы все очень хорошо постарались, посмотрите, как аккуратно расписали дощечки. Какие аккуратные травинки и кустики. Я уверена вашим мамам и папам очень понравятся ваши работы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Золотая хохлома»

IMG]/upload/blogs/detsad-1045644-1486881896.jpg Проектировочный компонент. Цель: развитие декоративного творчества детей. Программное.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект ООД по рисованию в старшей группе Тема: «Золотая хохлома» Задачи: Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Конспект занятия для подготовительной группы «Золотая Хохлома» Програмное содержание: Познакомить детей с хохламской росписью,её историей,дать понять для чего служит роспись. Учить детей видеть и выделять.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» «Золотая хохлома» Программное содержание: -Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; -Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка,.

Мастер-класс «Организация внеурочного занятия с использованием игровой технологии «Золотая хохлома» Цель: представление педагогам-ученикам опыта работы по использованию игровых технологий в организации внеурочной деятельности учащихся,.

НОД на тему “Ярмарка. Золотая хохлома” Проводил воспитатель первой квалификационной категории Ванян Айкуш Араратовна Цели: Развивать.

Конспект ННОД «Золотая хохлома» Образовательной деятельности детей в старшей группе

Программное содержание:

Образовательная:

Продолжать знакомить детей с народным промыслом «Хохломская роспись».

Развивающая:

Учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок, равномерно чередуя- листик, ягодка, завиток.

Развива т ь у дете й эстет ич е с к ое в о с п рия т и е , ч у вст в о ри т м а, к о мп о з и ции, ц в ет а , умение передавать колорит хохломской росписи.

Воспитательная:

Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.

Демонстрационный материал: мольберт, столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью,

Раздаточный материал: Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким и толстым кончиком, баночка с водой, салфетка; тычки из поролона и дерева; полоска из бумаги для пробы рисования.

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях. Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Заучивание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе.

Методические приемы: игровой, показ, художественное слово.

Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что у человека все предназначено для самого себя, (глаза – смотреть; уши – слушать). Все это нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка себе не нужна. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Так давайте мы с вами улыбнемся, и подарим улыбки нашим гостям, и дружно поздороваемся.

Здравствуйте гости званные,

Гостьюшки наши желанные.

Много гостей, много и новостей.

Я хочу сказать вам новость. Мы сегодня отправимся в путешествие в село Хохлома, и познакомимся с «Хохломской росписью». А в путешествие отправимся необычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер– самолет.

Сели удобно, взялись крепко за руки и закрыли глаза. И так, наше удивительное путешествие начинается (представляем как летим).

И вот мы приземляемся. Раз – два – три и мы попали в мир чудесной хохломы.

Воспитатель: Ребята, вот это и то село под названием Хохлома.

Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. И сегодня мы с вами познакомимся с росписью, которая называется - хохломская.

В далекие времена здесь люди делали игрушки, посуду, и изделия эти расписывали узорами. А потом везли в большие деревни, города на ярмарку и кричали: «Кому посуду для окрошки, чудо чашки и ложки. К вам приехала сама, «Золотая Хохлома».

Золотая она потому что, изделия расписывали узорами и покрывали лаком, потом ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и изделия казались золотыми.

Ребята, посмотрите какие здесь изделия (ложки, плошки, подставки, матрешки и т. д).

Ребята, а из какого материала они сделаны?

Дети: Дерева.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего эти изделия нужны?

Дети: Это сувениры, для подарков.

Ребята, давайте мы посмотрим, какого цвета в них больше?

Дети: Красного, черного, желтого, немного зеленого.

Посмотрите на изделия и назовите элементы росписи.

Дети: Ягодки, листочки, завитки, травинки.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что роспись на изделиях ягодно - травянная.

Посмотрите еще раз: Вот изделия хохломские.

Разные ложки и ковши.

Вы разглядите, не спишите.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди,

Называют Хохломой.

Ой, ребята, а что это за сундучок, такой красивый.

(Достаю, записку из коробки. Мастера, просят помощи у детей.)

Воспитатель: Поможем ребята.

Разбирайте изделия и садитесь за столы.

Воспитатель: Сели красиво.

Давайте вспомним еще раз особенности хохломской росписи.

1. Фон - (красный, черный, желтый)

2. Цветовая гамма - (красный, черный, желтый, немного зеленого)

3. Орнамент – (ягодно-травянной)

4. Виды ягод – (смородина, клубника, рябина).

Воспитатель: А сейчас я покажу и научу как рисовать волнистую линию и завитки, слитным плавным движением.

Ягоды – методом тычка.

Листья – методом примакивания.

Завитки – тонкой кисточкой.

Ребята рисуем, чередуя листья, ягоды, завитки.

А теперь подготовим руки к рисованию, и скажем волшебные слова.

Кисти, кисти помогите

Хохлому рисовать начните.

Во время работы помогаю словесно, показом.

Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием справились, мастерам помогли, расколдовали заклятья.

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи

Задачи:

1. Научить выделять элементы хохломской росписи.

2. Раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта.

3. Отработать простейшие приемы кистевой росписи в выполнении травки.

4. Развивать чувство ритма, творческие способности детей.

5. Воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам.

Оборудование и материалы: деревянный бочонок, короб с хохломской посудой, наглядность, иллюстрации с изображением хохломской посуды, сарафан, кокошник, гуашь, альбомные листы, магнитофон.

В группу входит Девчушка - веселушка в расписном сарафоне, кокошнике.

Добрый день, честной народ. Я девчушка-веселушка, шла, шла, да на вас набрела. Иду из края не близкого и не далекого. Из Нижегородской области, из села Хохлома, что стоит на великой реке Волге.

- Наши края не простые, а чудесные. Чего не коснется рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки - всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного. Вот что я с собой принесла вас удивить, да порадовать. (Показывает короб с хохломской посудой).

- Посмотрите, как украшена эта посуда. Что вы видите на ней? Чем она расписана? (травкой, ягодами, листочками, цветами, птицами).

- Да, много на посуде чудных украшений, но славится Хохлома прежде всего за необыкновенное золото, т.е золой цвет посуды.

- Золотистой посуда становится не сразу. Все её приключения начинаются с выдалбливания из хорошей просушенной древесины, которая называется заготовка или бельё.

- Затем заготовку грунтуют, покрывают тонким слоем глины. После просушки посуда покрывается олифой и втирается в неё алюминиевый порошок.

- А раньше, наши предки применяли оловянный порошок, но на этом путешествие посуды не заканчивается. Её расписывают умелые мастера и покрывают специальным лаком. Ставят на обжиг в большую печь, где под воздействием высокой температуры алюминиевая поверхность становится золотистой.

- Вот такой секрет хохломского золота.

- А теперь скажите мне какие же пути проходит хохломская посуда до того, как попадает к нам?

- Какие цвета используют наши мастера? (черный, красный, желтый зелёный).

- Вы, наверное, уже заметили, что на разной посуде разный фон, и в зависимости от фона подобраны различные приемы росписи. Существует 2 приема росписи: «верховая» - рисунок идет по серебристому фону, а после обжига становится золотистым. И «фоновая» - рисунок идет по цветному фону красному или черному. Покажите мне посуду, где используется «верховая» (фоновая) роспись. Какой здесь фон?

- И мы сегодня с вами научимся выполнять главный элемент росписи - «травку», по желтому фону. У нас будет «верховая» роспись.

- А сейчас возьмите маленькие кисточки, мы потренируемся рисовать элементы травки. Начнем с ресничек: кисточку держим тремя пальцами, кончиком кисти ведем вниз, нажимаем середину, и заканчиваем тоже кончиком кисти без нажатия.

- Теперь нарисуем травинки, они очень похожи на реснички, только нажим используется сильнее.

- А теперь выполняем пару капелек. Начинаем кончиком кисти и промакиваем. Молодцы. Отложите свои работы и кисточки.

- Возьмите белую полоску. Сейчас попробуем изобразить хохломскую травку. Начинаем рисовать криули. Располагаем их посередине, чтобы с краев осталось место. В полоску должно войти три криуля. Криули располагать так, чтобы образовалась волнистая линия. Затем украсим все кустиками, которые идут от углов. Кустик состоит из травинок. Одна травинка идет по линии одного криуля, другая по направлению следующего криуля. Элементы не должны соединяться. Кустик можно закончить капелькой. Остальное украсим травинками с ресничками.

- Молодцы. Теперь положите кисточки и сядьте прямо.

- Ну вот мы стали настоящими мастерами. И должны все вместе украсить вот этот деревянный бочонок.

- Узор будет еще лучше если добавить ягод. Их мы расположим внутри криулей.

- Мастера, скорей за дело!

- Украшай бочонок смело.

- Составляй хохломской узор,

- Чтобы радовал он взор!!!

Кисть хохломская, большое спасибо, сказывай сказки для радостей жизни. Ты, как душа человека красива, ты, как и люди, служишь отчизне!

«Хохлома»

Птицы и перья, круженья, разводы,

Листья и стебли, колосья и злаки,

Редкие, мудрые формы природы,

Сердца влюбленного тайные знаки.

Это придумали русские люди,

Те, что молились пенькам и березкам,

На деревянном языческом блюде

Травы, цветы, легендарные розы.

Как я люблю хохломское искусство!

Ложки и те у меня хохломские,

К ним у меня постоянное чувство,

С детства они мне родные, родные!

Я разложу их и гости довольны,

И никаких замечаний, и жалоб.

Слышно одно в разговоре застольном:

Щец бы горячих, борща не мешало б!

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь отчизне!

Виктор Боков

Как итог, создание альбома «Хохломская роспись».

МАДОУ «Эврика» г. Перми

Конспект

занятия по изобразительной деятельности

в старшей группе детского сада.

Воспитатель первой квалификационной категории

Ширяева Анастасия Павловна

г. Пермь

Декоративная роспись шаблонов посуды.

Цели: актуализировать знания детей о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: хохломская посуда, шаблоны посуды.

Ход занятия.

    Вступление.

Сегодня мы с вами отправимся под Нижний Новгород там, где живут мастера Золотой хохломы.

Звучит русская народная музыка.

Слайды

коробейник: Низко кланяюсь вам, дорогие гости!

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?

Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Вот, посмотрите!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица - золотое крыло.

Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши - «братины».

Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, отливающую золотом, с веселящим глаз золотым узором я привёз из большого торгового села Хохлома, что под Нижним Новгородом.

Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.

слайды по щелчку

Воспитатель : золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

слайды

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.

Есть такая красивая легенда:

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».

Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое.

Выточенную на токарном станке или вырезанную ножом из липы или березы вещь тщательно покрывали тончайшим слоем жидкой глины («вапы»). Просушенное изделие несколько раз покрывали олифой, красили серебристым алюминиевым порошком. Затем расписывали масляными красками, вновь олифили и сушили в печах. После такой обработки хохломские изделия получали золотой оттенок, а красные узоры пламенели на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

Дети рассматривают хохломские изделия.

Все предметы выставляются на столе.

слайды

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

Дети знакомятся с элементами растительного орнамента.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи:

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.



- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.

Посмотрите:

ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.

На столе у детей приготовленные заранее шаблоны различной посуды.

Самостоятельная работа детей. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.


Выставка. Показ и анализ работ.

Подведение итогов занятия.

Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда - яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашему коробейнику не стыдно будет ехать на ярмарку.

Слайд по щелчку

Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

История хохломской росписи.

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

Зарождение хохломской росписи

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды. Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи. Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода. Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью. Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев. Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и