Методы государственного регулирования конкуренции на товарных рынках рф. Развития конкуренции как основы Государственная поддержка среднего и малого бизнеса как способ развития конкуренции

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает "сходиться", "сталкиваться") - это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс "невидимой рукой" рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.

Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В современных условиях свободная конкуренция - явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).

Свободная, совершенная или чистая конкуренция должна удовлетворять следующим условиям Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник/ Л.Г. Ходов. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 91.:

  • 1) наличие множества покупателей и продавцов;
  • 2) для продажи должны предлагаться одинаковые товары и услуги;
  • 3) ни один из продавцов и покупателей не знает о рынке больше чем другие;
  • 4) покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его;
  • 5) покупатели и продавцы должны быть прекрасно осведомлены о ценах и качестве товара.

В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополия - это несовершенная конкуренция, исключительное право, предоставляемое государству, компании, организации или физическому лицу на осуществление какой либо деятельности. Монопольное право позволяет навязывать потребителям выгодные для монополиста условия взаимоотношений.

Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную). По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.

С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:

  • · Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
  • · Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.
  • · Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) - такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные.

Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.

Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.

Картелем - называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства.

Синдикат - это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.

Трест - единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства - пай - в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.

Концерн - понимается объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

На современном рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка можно охарактеризовать как "несовершенная конкуренция", подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополистическую конкуренцию и олигополию.

Термин "олигополия" применяется для описания рынка, на котором господствует несколько (от 3-х до 5-ти) крупных товаропроизводителей. На мировом рынке это, например, автомобилестроение и производство самолётов. Олигополии существуют потому, что для конкурирующих фирм трудно выйти на данный рынок. Имеется ряд барьеров, препятствующих проникновению новых конкурентов на существующий рынок Селезнев Об эффективности управления государственной собственностью // Экономист. - 2007 - №6 - С. 3-12:

  • · высокая стоимость выхода на рынок;
  • · патентная защита.

Олигополия (от греч. oligos - немногий, poleo - продаю) - это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия - это конкуренция между немногими. В условиях олигополии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.

В хозяйственной практике любой страны всегда имеют место элементы недобросовестной конкуренции, т.е. деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке путём обмана потребителей, партнёров, других хозяйствующих субъектов и государственных органов.

Положительное влияние конкуренции проявляется в том, что чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

  • 1) отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;
  • 2) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
  • 3) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
  • 4) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.

Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого проявляется в таких негативных чертах, как:

  • · единая общенародная зависимость;
  • · централизованная плановая система;
  • · малосубъектная система хозяйствования;
  • · централизованное распределение всех ресурсов;
  • · регламентированные связи по отраслевому признаку;
  • · централизованная система установления фиксированных цен;
  • · единство номенклатуры продукции во внешней торговле.

Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.

Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая, проведя модернизацию и обновление, сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные формы и виды конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Экономическая роль конкуренции. Принцип "невидимой руки". Развитие конкуренции в современных условиях. Особенности ценовой и неценовой конкуренции. Виды неценовой конкуренции.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2013

    Условия возникновения рыночной конкуренции, ее основные функции и виды. Влияние конкуренции на развитие производства и торговли. Конкурентные преимущества и недостатки России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2012

    Сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы. Модели конкурентных рынков как основные формы конкуренции. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды. Развитие конкурентной среды на белорусском рынке.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2014

    Рассмотрение понятия термина "конкуренция", ее видов и функций. Характеристика развития конкуренции в мире. Основные направления современной конкурентной политики в России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Экономические последствия совершенной конкуренции. Функции конкуренции: регулирование, мотивация, распределение, контроль. Виды экономического соперничества: функциональное, видовое, межфирменное. Методы добросовестной и недобросовестной конкуренции.

    презентация , добавлен 31.10.2013

    Понятие и основные формы конкуренции, ее государственное регулирование. Роль и функции конкуренции в экономике, в становлении и развитии предпринимательства. Показатели степени экономической свободы предпринимательства. Положительные черты конкуренции.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Условия возникновения, формы и методы конкуренции. Сущность и подходы к её определению. Защита и поддержание конкурентной среды в развитых странах. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок. Монополистические тенденции в экономике РФ.

    Регулируемая рыночная экономика - это экономика свободного рынка, регулирование которой осуществляется с помощью четырех механизмов, образованных совокупностью институтов, форм и инструментов:

    • саморегулирование рынка, т.е. свобода действия производителя, субъектов производств, свободные отношения между ними, свобода распоряжения продукцией, выбора партнеров, способов взаимодействия с ними (договор, назначение цены и т.д.);
    • регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества; социальное партнерство, реально содействующее балансу экономических интересов;
    • государственное регулирование при участии законодательной, исполнительной и судебной власти;
    • корпоративное внутрипроизводственное (внутрифирменное) регулирование.

    Государственное регулирование является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства, наряду с рыночным и корпоративным регулированием, дополняет и корректирует действие других вышеназванных механизмов, создает условия для их функционирования и нейтрализует связанные с ними негативные тенденции.

    ^ Государственное регулирование осуществляется путем воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем, заключается в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

    Можно выделить несколько форм государственного регулирования:

    • административное;
    • правовое;
    • прямое;
    • косвенное экономическое регулирование.

    К административным формам относятся разнообразные меры рационирования и контингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом, принудительное картелирование, необходимость получения разрешений на открытие предприятий и др.

    Правовое государственное регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через системы устанавливаемых норм, правил и стандартов, таких как минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы, нормы естественной убыли, нормы труда или нормы выработки, нормы прибыли или уровень прибыльности регулируемых предприятий, социальные нормы, финансовые нормы и нормативы, санитарные правила, государственные градостроительные нормативы и правила, правила (стандарты) аудиторской деятельности, правила землепользования и застройки, правила по технике безопасности и промышленной (производственной) санитарии, трудовые стандарты; минимальные государственные социальные стандарты, экологические (природоохранные) стандарты и др.

    Прямое экономическое регулирование использует многообразные формы безвозвратного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий. Это субвенции или прямые субсидии, которые включают в себя дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (федерального, региональных, местных), льготные кредиты и налоговые льготы, в том числе в сферах, где это диктуется общенациональными интересами: поддержка новых отраслей, научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР), малого и среднего предпринимательства, реструктуризация традиционных базовых отраслей. Сохраняются и основные механизмы социального регулирования.

    К косвенным формам экономического регулирования относятся регуляторы кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в том числе таможенно-тарифной политики, экономическое стимулирование и др. Косвенное регулирование осуществляется с помощью следующих рыночных регуляторов или инструментов государственного регулирования: объемы и структура производства, инвестиции, структура и формы собственности, денежная масса и параметры денежного обращения, доходы и расходы бюджета, трансферты, налоги и налоговые ставки, налоговые льготы, тарифы оплаты труда, цены, кредиты, банковские ставки кредитного и депозитного процента, ставки рефинансирования Центрального банка, внутренние и внешние займы, государственные закупки, конкурсы, аукционы, санкции, штрафы, экономические стимулы, льготы, преференции. Применение того или иного инструмента, его активизация приводит к воздействию на тот или иной объект для изменения экономического состояния последнего, осуществления поворота в экономике.

    Можно выделить особую роль экономического стимулирования , которое является экономическим побуждением, использованием материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование.

    Государственные ресурсы направляются в те сферы и сектора, в которых эффект от действия рыночных механизмов оказывается недостаточным или вступает в противоречие с интересами общества. Государственная финансовая поддержка предоставляется под приоритетные стратегические цели, например ресурсосбережение, развитие новых производств, поощрение технологических прорывов, минимизацию негативных последствий НТП, ЭКОЛОГИЮ.

    Эти цели реализуются на основе принятия и выполнения долговременных межотраслевых, а в ряде случаев межгосударственных проектов и программ. Механизм программного регулирования включает в себя контрактную систему, используя которую государство через систему государственных заказов, подрядов, размещаемых на конкурсной основе, финансирует участие частного бизнеса в осуществлении программ структурных преобразований.

    Прямое и косвенное государственное регулирование в различных формах используется для поощрения создания разветвленных конгломератов, осуществляющих корпоративное регулирование.

    Стратегия реформирования экономики России включает в себя одновременное развитие всех механизмов: рыночного, корпоративного, государственного. Она исходит из необходимости форсированной разработки и совершенствования законодательной базы рыночного регулирования и развития современной рыночной инфраструктуры в целом.

    Механизм ценообразования, помимо соотношения спроса и предложения, включает в себя и такое явление, присущее рыночным отношениям, как конкуренция. Под конкуренцией в сфере экономики обычно понимают состязательность, соревнование субъектов рыночных отношений за более благоприятные условия в сфере производства и обмена. Эта общая характеристика конкуренции применима к любым формам ее проявления: совершенная и несовершенная; ценовая и неценовая; внутриотраслевая, межотраслевая и международная. Изменение спроса и предложения определяет степень конкурентоспособности производителей, остроту борьбы за покупателя и получение прибыли. Это непосредственным образом влияет на ценообразование. Следует иметь в виду, что роль конкуренции не сводится к ее влиянию на ценообразование, она гораздо шире.

    ^ Конкуренция - это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

    Конкуренция - это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества.

    Конкуренция является одной из функций рынка, движущей силой развития рыночной экономики. Ее созидательное значение проявляется в том, что она порождает своеобразное экономическое принуждение, заставляя производителей поддерживать высокий уровень деловой активности, искать все новые и новые возможности в сфере производства, непроторенные пути и незанятые ниши сбыта. Однако конкуренцию сопровождают и отрицательные последствия: она может привести к потере рынка и покупателя.

    Практические занятия - 4 часа.

    Теоретические занятия (лекции) - 2 часа.

    Модуль 2. Антимонопольный контроль в сфере защиты конкуренции

    Вопросы к практическому занятию

    Практическое занятие 5. Доминирующее положение на рынке

    (2 часа)

    Форма проведения занятий: диспут.

    1. Доминирующее положение на рынке: общие положения.

    2. Коллективное доминирование: понятие, признаки, практика применения.

    Вопросы для обсуждения (диспут):

    1) Что такое коллективное доминирование и каковы его признаки?

    2) Требуется ли оценивать только индивидуальное поведение хозяйствующих субъектов или выявлять взаимосвязи между поведением каждого участника коллективного доминирования?

    3) Должно ли производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении лиц, занимающих коллективное доминирующее положение, осуществляться в рамках одного общего разбирательства с привлечением всех участников или осуществляться в отношении каждого участника индивидуально?

    4) Каковы правовые последствия в этих случаях?

    5) Как должен решаться вопрос об определении вины?

    К занятию студенты должны подготовить экспертное заключение по указанным вопросам с приложением к нему в виде отдельного документа обобщения судебной практики и сдать указанные материалы преподавателю для проверки.

    Управление самостоятельной работой – 6 часов: подготовка к диспуту.

    При подготовке к диспуту в рамках самостоятельной работы студенты должны изучить имеющуюся литературу, постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П, постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 16678/09 по делу № А70-9090/15-2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2010 по делу № А56-62505/2009, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009 и иную судебную практику по теме диспута.

    (2 часа)

    Тип лекции - информационная лекция.

    Структура лекции (вопросы):

    1). Государственное регулирование отношений в сфере конкуренции и монополии.

    2). Органы публичной власти, уполномоченные в сфере реализации конкурентной политики и правового регулирования конкуренции и монополии в России.

    3)Ограничительные меры законодательства о конкуренции.

    Основные тезисы лекции:

    Цель регулирования конкуренции и монополии – обеспечение эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, защита публичных экономических интересов, в том числе интересов потребителей продукции.

    Задачи государственного регулирования в данной сфере – государственная поддержка и защита конкуренции, осуществляемая посредством следующих правовых способов:



    – создания необходимых условий для существования и развития

    экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений);

    – признания за субъектом предпринимательства права на конкуренцию и защиты этого права;

    – контроля за монополизацией предпринимательской деятельности (за доминирующим положением, концентрацией капиталов);

    – предупреждения и преследования правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц) и других способов.

    Определяя значение правового регулирования конкуренции и монополии для организации и осуществления предпринимательской деятельности, С.А. Паращук указывает: «…конкуренция выступает

    необходимым условием и способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Стремление к получению наибольшей прибыли сталкивает интересы субъектов предпринимательства и вынуждает их вступать в конкурентную борьбу между собой за привлечение платежеспособного (потребительского) спроса. При отсутствии конкуренции предпринимательская деятельность может осуществляться лишь в определенных ситуациях (в сферах естественных и государственных монополий или в условиях временного отсутствия конкуренции на рынке). Однако указанные ситуации в обществе с рыночной экономикой не должны иметь преобладающего значения, а носят скорее эпизодический (вспомогательный) характер. В противном случае следует говорить о неразвитости рыночных отношений и предпринимательства. Поэтому эффективное правовое регулирование конкуренции и монополии способствует нормальному функционированию рыночной экономики и предпринимательства»1.

    Антимонопольная (конкурентная) политика призвана обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.

    Антимонопольная политика – «комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганды и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил».

    Это понятие отличается от понятия конкурентной политики , которая представляет собой более широкое явление, включающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».

    В более узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий, осуществлению государственного контроля за соблюдением нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права. В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. «Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и конкурентноспособности российской экономики».

    Цели и задачи конкурентной политики предопределяются, как мы уже отмечали выше, с одной стороны, преимуществами конкуренции, которые стоит использовать для достижения общественного блага, а с другой – издержками конкуренции и стихии рынка, которые необходимо сдерживать и минимизировать. В условиях стихийного развития рыночной экономики здоровая конкуренция – явление нечастое.

    Преимущества монопольного положения настолько притягательны, что стремление к единоличному захвату рынка, вытеснению конкурентов для получения предельно высокой прибыли за счет своего монопольного положения и рыночной власти становится объективной тенденцией. Рыночная стихия порождает монополию в форме различных объединений и …соглашений, поэтому если рыночные отношения не регулирует государство, то эти функции берут на себя монопольные структуры. Теперь становится аксиомой, что нерегулируемых рынков нет. Поэтому борьба со стихийным развитием рыночной экономики, с проявлением монополизма и содействие здоровой рыночной конкуренции – одни из главных задач государства в большинстве стран мира.

    Государство должно выступать регулятором рыночных отношений, создавать «правила игры» в процессе экономический деятельности и следить за их соблюдением для созидания общественного блага и соблюдения общественных, публичных интересов. Самоустранение государства от регулирования вопросов конкуренции и монополии, может привести к непредсказуемым последствиям для экономического развития, социальной стабильности и даже политической независимости общества и государства.

    Для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая власть на рынке, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия. Они могут совершать действия, ограничивающие конкуренцию, создавать искусственные барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, например, об определении объема продаж, фиксации цен, разделе рынка.

    Ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному разделению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной активности всех участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой самостоятельному принятию решений (не только в сфере экономической жизни). Однако экономическая мощь отечественных предприятий в определенных сегментах рынка может быть выгодна обществу, государству, становится фактором экономической и даже политической безопасности государства, особенно в контексте конкуренции с экономически мощными зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями.

    Все эти объективные явления рынка, экономической и общественной жизни в целом предопределяют необходимость государственного регулирования и контроля рыночных процессов, конкуренции и монополии. При этом, как отмечают ученые, развитие конкуренции не самоцель, оно подчинено глобальным задачам социально-

    экономических преобразований и направлено на их решение. Эффективная конкурентная политика и реализация антимонопольного законодательства – мощные катализаторы структурных изменений в высококонцентрированной экономике. Она способствует высвобождению значительных общественных ресурсов, гибкое использование которых необходимо для обеспечения конкурентноспособности как отдельно взятого предприятия, так и национальной экономики в целом. Задача государства, антимонопольных органов состоит в том,

    чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование1. При этом роль конкурентной политики не сводится к применению антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам, злоупотребляющим рыночной властью. Конкуренция может быть ослаблена в результате мер государственной экономической политики, а рыночная власть отдельных субъектов рынка – усилена различными методами вмешательства государства в рыночные отношения. Поэтому конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность предприятий.

    Одна из наиболее острых проблем конкурентного регулирования в России – преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства, излишней бюрократизации всевозможных разрешительных процедур, нечеткости контрольных функций государственных и местных органов власти, препятствий в межрегиональной торговле.

    Конкурентная политика предполагает меры по защите конкуренции, снижающие структурные и институциональные барьеры входа на рынок, минимизирующие возможности произвольного, необоснованного вмешательства государства, чиновничества в деловую жизнь (не путать с регулированием государством рыночных отношений, что, безусловно, необходимо в обществе). Такая политика должна быть направлена также «на ограничение возможностей так называемого рентоориентированного поведения хозяйствующих субъектов, направленного на получение систематических преимуществ, не связанных с производительным использованием ресурсов, и влекущего за собой неэффективное размещение ресурсов общества в целом (эксклюзивные права, закрытые монополии, таможенно-тарифные барьеры, ограничения перемещения товаров и др.). Это требует большой открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства».

    Направления государственной экономической политики, требующие защиты конкуренции:

    Торговая политика, включая тарифы, квоты, защитные меры и антидемпинговые процедуры, экспортные ограничения и т.п.;

    Промышленная политика, особенно в секторах, наиболее влияющих на состояние экономики в целом, где специфические меры государственного регулирования зачастую не поощряют, а ограничивают конкуренцию (финансовый рынок, сельское хозяйство, телекоммуникации и др.);

    Региональное развитие, в том числе межбюджетные отношения и обеспечение единства экономического пространства защита прав на объекты интеллектуальной собственности защита прав потребителей приватизация и управление государственной собственностью;

    Инвестиционная и налоговая политика, государственная помощь политика в сфере государственного регулирования, в том числе лицензирования.

    Таким образом, антимонопольное регулирование не сводится только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке – оно носит созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.

    Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Статья 4 п. 7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" дает следующее определение конкуренции - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Другими словами, конкуренция - это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, работ и услуг в целях достижения лучших результатов своей коммерческой деятельности.

    В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товаров.

    В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рыночной власти. Поэтому, чтобы не допустить этого, на поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство.

    Опыт развитых рыночных стран по созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствует о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений. В европейских странах конкуренция как одна из основ построения свободной экономики получила свое развитие после ликвидации средневековых наследственных и сословных привилегий. Так, во Франции средневековая система цехов была ликвидирована в 1789 г. В Англии наступление этого этапа связано с отменой так называемых законов об ученичестве в 1813 г. Примерно в тот же период окончательная ликвидация цехов была осуществлена в Германии. В Российской империи подобной западноевропейской системы цехов не было, и развитие конкуренции сдерживалось наличием крепостного права, которое было отменено в 1861 г., хотя Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 1180) вводилось наказание и тюремное заключение за картельный сговор за непомерное возвышение цен на жизненные припасы.

    Правда, в юридической литературе считается, что первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 г., затем в США - закон Шермана, широко известный как Хартия экономической свободы (1890 г.) в силу их эффективного применения. В соответствии с этим законом создание монополий считается преступлением, которое влекло за собой уголовное наказание: штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение на срок до одного года. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Повой Зеландии. В странах Европы антимонопольные законы были приняты в 1930-х гг. (Бельгия -1935 г., Нидерланды - 1935 г., Дания - 1937 г.).

    В это время в нашей стране существовало социалистическое общество, в котором была плановая государственная экономика. Становление антимонопольной политики в 1990-е гг. происходило в условиях безудержной либерализации нашей экономики. В процессе использования субъектами предпринимательской деятельности различных способов и методов конкуренции на товарных рынках органы государственной власти не могут не учитывать тенденции его монополизации, характер и масштабы злоупотребления доминирующим положением, последствия недобросовестной конкуренции. Поэтому целью государственной политики является определение организационных и правовых основ защиты конкуренции, обеспечение мер по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, продвижение инноваций, модернизации в реальный сектор экономики.

    В настоящее время среди массива норм законодательства РФ, участвующих в регулировании общественных отношений, складывающихся на товарных рынках, следует выделить, прежде всего, нормы общего характера, т.е. нормы конституционного, гражданского, уголовного и административного права.

    В первую группу входят:

    • 1) нормы Конституции РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34). В них идет речь о поддержке государством конкуренции; отмечается, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
    • 2) нормы ГК (п. 1 ст. 10, п. 2-3 ст. 57, п. 1 ст. 1033). В частности, и. 1 ст. 10 устанавливается, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В ст. 57 подчеркивается, что реорганизация отдельных видов хозяйственных субъектов должна осуществляться на основании согласия, в том числе антимонопольного органа. В ст. 1033 ГК приведены условия договора коммерческой концессии, ограничивающие права сторон, если они противоречат антимонопольному законодательству;
    • 3) нормы УК. Статья 178 содержит запрет на осуществление целого ряда деяний, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения соглашений или осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, установления монопольно высоких или монопольно низких цен; необоснованном отказе или уклонении от заключения договора; ограничения доступа на рынок; если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере. За совершение этих деяний предусмотрена помимо больших штрафов уголовная ответственность;
    • 4) нормы КоАП. Так, ст. 19.5 устанавливает ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Статьей 19.8 установлена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо предоставление заведомо ложных сведений;
    • 5) общие нормы ограничительного характера содержатся в Федеральном законе "О защите конкуренции". В России с учетом мирового опыта он стал вторым антимонопольным законом. Этот Закон определил организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также иными органами. Целями настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

    Вторую группу образуют нормы законодательства, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с осуществлением на товарных рынках разрешенных видов деятельности:

    • 1) Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", который содержит ряд правил общего и специального характера, определяющих качественные параметры рекламы, в том числе в целях недопущения монополистической деятельности; запрет на недобросовестную и недостоверную рекламу;
    • 2) Законы РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", от 20.02.1992 № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле";
    • 3) Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" и др.

    ФАС России намерена серьезно изменить отечественную конкурентную среду. В пакете законодательных инициатив ФАС особое внимание уделяется естественным монополиям и торговым сетям. По мнению руководителя ФАС, принятый еще в 1995 г. Федеральный закон "О естественных монополиях" выглядит совершенно архаично, стал "ширмой для монополий, тормозом, склонным к рецидивам", мешающим применять закон о конкуренции в отношении естественных монополий. По статистике, естественные монополии (ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" и др.) занимают второе место по количеству нарушений антимонопольного законодательства после органов власти (на чиновников всех рангов приходится 52% нарушений).

    И естественно, отсутствие закона об основах государственного регулирования торговлей в течение длительного времени не могло отрицательно не сказываться на совершенствовании конкуренции отечественных производителей и торговых организаций.

    Третью группу образуют подзаконные акты, принимаемые на уровне Президента РФ и Правительства РФ, устанавливающие статус федерального антимонопольного органа и его территориальных подразделений. К этой группе относятся и нормативные акты, устанавливающие перспективные программы, в частности по вопросам государственных заказов, прогнозных планов приватизации на очередной год, полномочий антимонопольных органов.

    И наконец, четвертую группу составляют нормативные акты, издаваемые федеральным антимонопольным органом. В качестве примера здесь можно привести приказы ФАС России от 26.01.2011 № 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", от 25.12.2007 № 447 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации". Сейчас для совершенствования конкурентной среды ФАС России разрабатывает правила не дискриминационного доступа к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; к услугам аэропортов, морских и речных портов, железнодорожного транспорта; к услугам почтовой связи и другой инфраструктуре.

    Таким образом, система норм, участвующих в регулировании отношений по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, сконцентрирована в большом числе правовых актов разного уровня и имеющих разную сферу регулирования. Поэтому неслучайно в научной литературе по отношению ко всей совокупности актов применяется понятие "антимонопольное законодательство".