Новые названия дачных кооперативов. Садоводческий или дачный потребительский кооператив. Что разрешено строить на садовых и огороднических участках

Желание иметь свой участок за городом есть почти у каждого. Многие думают, что это удел пенсионеров – вести подсобное хозяйство и заниматься земледелием.

Но в последнее время все больше молодых людей приобретают земельные участки с целью строительства коттеджей вдали от городской суеты. Но не стоит думать, что достаточно просто купить землю. Чтобы иметь на нее права, нужно оформить определенные документы, которые станут гарантией вашего владения. И знать правила их оформления, чтоб не остаться без земли и дома в один прекрасный день.

Кроме того, даже если на земле имеются только растения и не планируется строительство, стоит обезопасить себя регистрацией земли. Сегодня также есть возможность зарегистрировать или вступить в уже существующее садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение. Что же это такое? Какие права имеют граждане, вошедшие в него? Чем грозит неучастие в объединении? Все эти вопросы очень важны.

Что такое садовое объединение (или дачное, или огородническое)

Уже само название говорит о том, что это объединение людей с общими целями. Это некоммерческая организация , в которую люди вступают самостоятельно для ведения хозяйства, решения проблем, связанных с участками, находящимися в их собственности. Деятельность таких объединений регулируется законом РФ.

Также законодательство страны регулирует правила вступления и выхода из объединения. Основным является то, что в объединении должно быть более 3 человек, иначе его деятельность будет признана незаконной и все принятые решения будут аннулированы.

Решение спорных вопросов в СНТ

Договор о пользовании объектами инфраструктуры садоводческого некоммерческого товарищества является одним из основных документов, регламентирующих правоотношения между СНТ и отдельными садоводами. Его обычно заключают отдельно на каждый новый объект

Садовод при покупке участка земли должен заключить договор с товариществом. Оно осуществляет представительские функции и выступает от лица всех садоводов. Без подписания документа садовода могут лишить элементарных удобств на участке

Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – достаточно сложная в управлении юридическая организация. Как соблюсти все нормы и правила проведения общих собраний?

В СНТ бывают случаи, когда тот или иной человек перестает платить членские взносы. Такие действия нарушают действующее законодательство

Несмотря на добровольность членства в СНТ, в некоторых случаях гражданин может быть лишен этого права принудительно. В случае нарушения законодательства его могут исключить из состава членов товарищества

Разновидности объединений

Как и любая официальная организация, такие объединения классифицируются по нескольким признакам:

  • по организационно-правовой форме (какие отношения будут между членами объединения, какие права и обязанности будут возложены на каждого из них);
  • по виду возможного и дозволенного пользования землей (предназначение земли, находящейся в собственности).

Неважно, в какой тип объединения вы вступите, первоначально стоит ознакомиться внимательно со всеми правилами и вашими обязанностями. Ведь, кроме возможности вступить в объединение, есть также вероятность быть исключенным из него. А если вы планируете регистрировать свое объединение, то изучайте особенности каждого типа.

По характеру правовых особенностей членов сообщества:

  • Товарищество. Особенность данного типа в том, что товарищество имеет имущество, которое приобретено на взносы членов. И это имущество является собственностью товарищества как юридического, а не физического лица. Члены товарищества не отвечают за проблемы объединения и все объединение не отвечает за вопросы индивидуально каждого члена товарищества. То есть здесь каждый сам за себя. В товариществе уставом должен быть определен фонд, который создается за счет взносов (размер их также должен быть прописан в уставе). Вся деятельность товарищества регулируется законом и гражданским кодексом РФ.
  • Партнерство, которое не связано с коммерческой деятельностью (некоммерческое). Партнерство в данном случае почти одно и то же, что и товарищество. Существуют те же взносы, которые тратятся на нужды объединения, устав и законы, которые регулируют деятельность партнерства. Такое объединение помогает решать общие проблемы на уровне администрации, то есть спорный вопрос решает не отдельный собственник земли, а все члены партнерства участвуют в решении, и негативный исход может затронуть каждого члена партнерства.
  • Кооператив (причем кооператив еще имеет приставку потребительский). Эта организация отличается тем, что кроме установленных уставом взносов на решение проблем кооператива каждый его член ежегодно должен покрывать образовавшийся убыток дополнительными взносами. Более того, если кто-то взнос не сделал, остальные покрывают этот недостаток.

Приобретая землю в собственность, наверняка у каждого уже есть идея, для чего он будет ее использовать: только для ведения хозяйства, для дальнейшего проживания (то есть нужно построить дом) или для отдыха в выходные дни, здесь тоже нужна какая-то . Исходя из этих целей и объединения могут быть разными.

По виду деятельности на земельном участке:

  • Садовый участок. Это территория, которая приобретена с правом выращивания сельскохозяйственных культур, садовых растений. Кроме того, на ней можно возводить жилое помещение, но небольших размеров, и хозяйственные постройки.
  • Огородный участок. На нем также разрешено выращивать растения, деревья и кустарники. Однако, приобретая такой участок, уточняйте, нужно ли вам право на дома, так как есть возможность купить огородный участок без права возводить на нем даже хозяйственны строения. А указывается это право в документах о зонировании территории.
  • Дачный участок. Здесь уже все понятно. Не зря же мы называем дачей загородные дома. То есть на таком участке вы и выращивать можете все, что законом не запрещено, и строить все что угодно. Здесь возможно возведение не просто жилого строения, а жилого дома, что значительно отличается по размерам.

И это перечислены только некоторые виды объединений. В документах или в Сети можно встретить лишь аббревиатуру названий видов объединений. Мы приведем полный список разновидностей с расшифровкой.

  • СНТ (объединение, которое в собственности имеет садовые участки и называется товарищество);
  • ДНТ (в собственности дачные участки и также товарищество);
  • ОНТ (товарищество исключительно с огородными участками);
  • СНП (это уже партнерство с садовыми землями);
  • ДНП и ОНП (дачное и огородническое партнерство соответственно);
  • СПК (потребительский кооператив садовых участков);
  • ДПК и ОПК (кооператив дачных и огороднических земельных участков).

Если вы все же решили создавать объединение садовое дачное или огородническое, то стоит задуматься о его обязательной регистрации. Для этого нужно собрать пакет документов. Он должен включать в себя следующие единицы:

  • заявление с полными паспортными данными всех желающих участвовать в объединении;
  • решение о создании объединения, которое фиксируется протоколом собрания;
  • протокол с решением об учредительных документах, которые должны быть у каждого объединения свои;
  • после уплаты государственной пошлины вы предоставляете квитанцию, это подтверждающую, в соответствующий орган;
  • документы о праве собственности каждого учредителя на земельный участок.

Объединение начинает свою законную деятельность по собственному адресу только после официальной регистрации. Без нее все принятые решения и претензии к властям являются бессмысленными.

В такого вида объединение не обязаны вступать все, оттого оно и является добровольной организацией, но прав у таких граждан гораздо больше, не говоря уже о возможностях. У таких объединений есть возможность создать свой неделимый фонд, средства с которого будут сниматься только по решению общего собрания и на нужды объединения. Кроме того, они вправе создавать и совершенствовать инфраструктуру в пределах своего объединения.

Права на землю учредителей объединений

Право на пользование землей определяется не членством в объединении любого типа. Оно диктуется правом на собственность. То есть, даже если вы не член кооператива, товарищества или партнерства, но у вас есть документ, подтверждающий, что вы собственник, земля по праву ваша и делайте на ней то, что разрешено вашими документами (выращивайте растения, стройте коттедж). И находящееся рядом объединение не имеет никакого права влиять на ваши решения и распоряжаться вашим участком.

Но если недалеко от вас есть такой кооператив или партнерство, то у вас появляется возможность пользоваться его инфраструктурой, но только на основе заключенного с ним договора и за определенную плату. В случае же несоблюдения условий такого договора вы лишаетесь этого права.

Объединения дают возможность улучшить условия пребывания на загородной территории, решать проблемы сообща.

Садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение граждан – правовые основы и их приведение в соответствие с потребительским кооперативом

В настоящее время садоводческие товарищества являются не только местом отдыха граждан, для многих это надежный источник получения недорогой сельскохозяйственной продукции. В данной статье рассмотрим правовые основы деятельности садоводческих, огороднических, и дачных некоммерческих объединений граждан в свете последних изменений законодательства: порядок создания, функционирование, особенности управления, права и обязанности членов, контроль над деятельностью.

Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений регулируется Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон № 66-ФЗ).

Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, которые могут создавать граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение ими, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, определены статьей 4 Закона № 66-ФЗ. Формами названных объединений являются:

– некоммерческие товарищества;

– потребительские кооперативы;

– некоммерческие партнерства.

Отличие между ними состоит главным образом в форме собственности на имущество общего пользования. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может приобретать или создавать такое имущество за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве – находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица, что следует из пунктов 2 – 4 статьи 4 Закона № 66-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Закона № 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Таким образом, понятие "садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение" включает несколько видов организаций, имеющих следующие общие признаки:

– данные организации являются некоммерческими, то есть не преследуют извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что следует из пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);

– это объединение граждан, а не организаций;

– объединение формируется на добровольной основе;

– целью объединения является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (обеспечение водой, электроэнергией, вывоз мусора и так далее).

Итак, Закон № 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Поддержка садоводов и садоводческих товариществ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьями 35 и 36 Закона № 66-ФЗ.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения (пункт 2 статьи 6 Закона № 66-ФЗ). Помимо этого некоммерческое объединение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему (пункт 3 статьи 6 Закона № 66-ФЗ).

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельный участок предоставляется ему бесплатно в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу на основании пункта 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются в собственность членов такого объединения. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена некоммерческого объединения. Земли общего пользования предоставляются некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность (пункт 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ).

В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 18 августа 2011 года № Д23-3492 обращено внимание на то, что в статье 14 Закона № 66-ФЗ имеется внутреннее противоречие, заключающееся в следующем.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ предполагается предоставление земельного участка в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельного участка в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Данное положение Закона № 66-ФЗ не может быть исполнено буквально, так как земельные участки, предоставленные в совместную собственность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, перестают находиться в государственной и муниципальной собственности.

Учитывая изложенное, после утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются сразу в собственность членов такого объединения за плату или бесплатно по заявлениям членам некоммерческого объединения без предварительной передачи в совместную собственность.

Обратите внимание!

С 1 марта 2015 года статья 14 Закона № 66-ФЗ будет применяться в новой редакции, в соответствии с которой:

"3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

4. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных)".

Изменения внесены Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со статьей 16 Закона № 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее трех.

Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения. При этом положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации. Решения органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением не могут противоречить его уставу.

Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении закон связывает с соблюдением определенных условий, установленных статьей 18 Закона № 66-ФЗ.

Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.

Пункт 2 статьи 18 Закона № 66-ФЗ допускает возможность лица стать членом некоммерческого объединения независимо от возраста, в том числе малолетним и несовершеннолетним, если к ним по наследству, в результате дарения или иных сделок перешли права на земельные участки членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Наличие российского гражданства дает право беспрепятственно вступать в члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они также могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. При этом права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 18 Закона № 66-ФЗ).

Права на земельные участки в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут быть приобретены гражданами на момент создания некоммерческой организации либо в дальнейшем в связи с переходом прав на земельные участки по гражданско-правовым основаниям. Возможно, приобретение прав на земельные участки и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ и земельным законодательством. Для приобретения статуса члена дачного, садового или огородного объединения необходимо принятие решения общим собранием.

Документом, подтверждающим членство в объединении, является членская книжка или иной документ, форма которого предусмотрена уставом, который выдается лицу в течение трех месяцев с момента принятия его в члены объединения (пункт 5 статьи 18 Закона № 66-ФЗ).

Права членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения – это закрепленные в законодательстве или уставе объединения варианты возможного правомерного поведения членов для реализации своих интересов (пункт 1 статьи 19 Закона № 66-ФЗ). В частности, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:

– самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;

– осуществлять строительство и перестройку хозяйственных строений и сооружений (с учетом особенностей строительства на садовом, огородном, дачном участках);

– распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты или не ограничены в обороте, и другое.

Перечень обязанностей членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, установленных пунктом 2 статьи 19 Закона № 66-ФЗ, можно условно разделить на две группы.

1. обязанности, вытекающие из членства в некоммерческой организации: своевременно уплачивать членские и иные взносы, налоги и платежи; участвовать в мероприятиях, проводимых объединением (например, в работах по благоустройству, поддержанию земель общего пользования в надлежащем состоянии); выполнять решения общего собрания и так далее;

2. обязанности лица как правообладателя земельного участка: нести бремя его содержания; использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты и так далее.

Высшим органом управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением является общее собрание членов, компетенция которого определена статьей 21 Закона № 66-ФЗ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2009 года № А33-10199/08-Ф02-2245/09 по делу № А33-10199/08). Общее собрание проводится в присутствии простого большинства членов, оно принимает решения по основным важным вопросам относительно деятельности объединения.

Как указано в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 25 мая 2011 года № Д23-2219 к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся вопросы в том числе избрания председателя правления и досрочного прекращения его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное (подпункт 4 пункта 1 статьи 21 Закона № 66-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона № 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Посредством этих трех органов и только через них согласно статье 53 ГК РФ объединение может приобретать гражданские права и обязанности.

Правление избирается прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных), если уставом такого объединения не предусмотрено иное (абзац 3 пункта 1 статьи 22 Закона № 66-ФЗ).

Возглавляет правление председатель, избранный из числа членов правления на срок два года (пункт 1 статьи 23 Закона № 66-ФЗ). Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе:

– имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных);

– подписывает другие документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления (подпункты 2, 3 пункта 2 статьи 23 Закона № 66-ФЗ).

Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в соответствии с уставом такого объединения, исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных Законом № 66-ФЗ и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением (абзац 10 пункта 2 статьи 23 Закона № 66-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 66-ФЗ контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек на срок два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги). Такое ограничение вполне закономерно, поскольку оно гарантирует независимость проверяющего эксперта.

Перед созданием (избранием) ревизионной комиссии (ревизора) общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) разрабатывает и утверждает порядок и полномочия ревизионной комиссии в виде положения о ревизионной комиссии (ревизоре). Эта функция является обязанностью именно общего собрания, поскольку оно является высшим органом и ему непосредственно подотчетна ревизионная комиссия.

Перевыборы ревизионной комиссии (ревизора) могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем одной четверти общего числа членов такого объединения.

Различают следующие методы контроля, применяемые в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении:

– ревизия (совокупность мероприятий и контрольных действий по документальной и фактической проверке деятельности подведомственной организации, при которых осуществляется установление законности и достоверности, а также экономической целесообразности совершенных хозяйственных операций, правильность должностных обязанностей работников разных организационных уровней; обычно ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля);

– аудит – независимая экспертиза (проверка) состояния бухгалтерского учета, финансового состояния предприятия, его платежеспособности, а также осуществление аудиторских консультаций;

– тематическая проверка – осуществление контроля определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности организации, например проверка организации учета товарно-материальных ценностей, основных средств, проверка сохранности денежных средств.

В Законе № 66-ФЗ рассматривается только метод ревизии, однако это не означает, что остальные методы неприменимы на практике.

В обязанности ревизионной комиссии (ревизора) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения входит:

1. проверка выполнения правлением такого объединения и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний уполномоченных).

Поскольку правление и его председатель – это органы исполнительные, то их деятельность направлена на исполнение решений, принятых общим собранием, планирование и реализацию мероприятий, реализующих эти решения. При проверке учитывается и своевременность, полнота и целесообразность действий членов правления и его председателя.

2. проверка законности гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления объединения.

То есть все проводимые правлением сделки должны быть совершены с управомоченными сторонами с соблюдением законной процедуры совершения сделок, в соответствующей форме, установленной ГК РФ.

3. проверка нормативных правовых актов, регулирующих деятельность такого объединения, и проверка состояния его имущества.

Эти обязанности ревизионной комиссии предполагают постоянный контроль хранения и подготовки требуемой документации, выполнения правлением своих функций по разработке нормативных актов и своевременного их утверждения на заседаниях. Наряду с этим производится контроль за своевременным рассмотрением правлением такого объединения и председателем данного правления заявлений членов такого объединения. Поскольку правление – это исполнительный постоянно действующий орган, то члены правления обращаются непосредственно туда со своими заявлениями, жалобами, предложениями, требованиями и так далее. Правление обязано своевременно рассматривать эти заявления граждан, при условии, что они относятся к его компетенции.

4. организация, проведение и отчет о ревизии финансово-хозяйственной деятельности такого объединения.

Внеочередная ревизия может быть проведена:

– по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора);

– по решению общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных);

– по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления.

После проведения ревизии комиссия обязательно отчитывается о ее результатах перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений. Данные отчеты хранятся в документах общей отчетности, с копиями на руках ревизоров.

В случае если ревизией были выявлены нарушения, которые создают угрозу интересам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и его членам либо при выявлении злоупотреблений членов правления такого объединения и председателя правления, комиссия вправе созывать внеочередное общее собрание членов некоммерческого объединения и доложить обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением.

Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом № 66-ФЗ и другими федеральными законами (статьи 40, 41 Закона № 66-ФЗ).

Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не влияет на правообладателей земельных участков, иного недвижимого имущества – бывших членов ликвидируемого объединения. За ними сохраняются их права и обязанности относительно указанного имущества, в том числе право собственности на земельные участки. В случае если гражданин пользовался земельным участком на основании договора аренды, заключенного между садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением и органом местного самоуправления либо частным лицом, он вправе требовать заключения договора аренды с ним непосредственно либо заявить о желании выкупить это имущество в установленном законом порядке.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 99-ФЗ) внесены изменения в ГК РФ, которые вступили в силу с 1 сентября 2014 года.

Сразу же оговоримся, что впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ (статья 4 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, пока не изменены.

Итак, в целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ закрепляет, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

– хозяйственные товарищества и общества;

– крестьянские (фермерские) хозяйства;

– хозяйственные партнерства;

– производственный кооператив;

– государственные и муниципальные унитарные предприятия.

При этом в этой же норме приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

– потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

– общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

– ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

– товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

– казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

– общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

– фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

– учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

– автономных некоммерческих организаций;

– религиозных организаций;

– публично-правовых компаний.

Итак, с 1 сентября 2014 года садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан должно быть приведено в соответствие либо с потребительским кооперативом, либо с товариществом собственников недвижимости.

Таким образом, учредительный документ (устав), наименование некоммерческой организации, созданной до дня вступления в силу Закона № 99, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом же изменении уставов.

При этом изменение наименования некоммерческого юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Прежние уставы до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей новым нормам, вступившим в силу с 1 сентября 2014 года.

При регистрации изменений уставов (в связи с приведением их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ) государственная пошлина не взимается.

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Отмечаем, что с 1 сентября 2014 года изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

Статья 123.1 ГК РФ закрепляет основные положения о некоммерческих корпоративных организациях.

Такими организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ (управление в корпорации).

Одной из форм некоммерческих корпоративных организаций является потребительский кооператив (смотрите статьи 123.2 и 123.3 ГК РФ).

В соответствии со статьей 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".

Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. При этом для справки отмечаем, что жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса согласно статье 123.3 ГК РФ члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Обращаем Ваше внимание, что члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Управление загородным поселком может осуществляться с помощью услуг управляющей компании или посредством объединения, созданного самими собственниками земельных участков. Такие объединения могут быть в виде:

  • СНТ, ОНТ или ДНТ - садовое, огородническое и дачное некоммерческое товарищество;
  • ОНП, СНП и ДНП - огородническое, садовое и дачное некоммерческое партнерство;
  • ОПК, СПК и ДПК - огороднический, садовый и дачный потребительский кооператив.

Их деятельность регулируется Федеральным законом «О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН» № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года .

Главные отличия между этими объединениями заключаются в правовом режиме имущества общего пользования, а также в ответственности членов по обязательствам юридического лица.

Основные особенности товариществ

В товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. При этом ни один из товарищей не имеет в таком имуществе выделенной доли. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет вступительных или членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности или прочих поступлений, является собственностью такого товарищества как юридического лица.

Члены товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов.

Основные особенности кооперативов

Кооперативы создают фонды за счет вступительных и паевых взносов своих членов. При этом имущество общего пользования находится в собственности такого кооператива. Вступительный взнос каждый дачник отдает «отдает навсегда», т.е. при его выходе из кооператива или смерти эти деньги не возвращаются, а выплачиваются только паевые - самому бывшему члену дачного сообщества или его наследникам. Кроме того, для участия в общих собраниях наследнику будет необходимо вступить в дачный кооператив, получив на это согласие большинства его членов. Один из основных минусов такой формы управления для владельцев дач - необходимость отвечать по обязательствам кооператива и в случае возникновения убытков юридического лица покрывать их за счет дополнительных взносов.

Основные особенности партнерств

Собственностью партнерства как юридического лица является имущество общего пользования, приобретенное или созданное на взносы членов такого объединения. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, и такое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

  • Главное преимущество любого некоммерческого сообщества по сравнению с управляющей компанией - возможность каждого владельца земельного участка знать, на что и в каких количествах тратятся внесенные им средства. Разумеется, решение любого организационного и финансового вопроса сообща - непростая задача, но это уже головная боль председателя и членов правления.
  • Важно понимать, что федеральным законодательством регулируются только общие вопросы деятельности дачных объединений, тогда как размер и порядок уплаты паев и взносов, система управления сообществом и иные тонкости оговариваются в Уставе конкретной организации. Поэтому перед покупкой участка или готовой дачи следует внимательно изучить этот документ.

Плюсы и минусы приобретения участков на землях сельскохозяйственного назначения

Статус земельных участков определяют два параметра: категория земли и вид разрешенного использования.

Земли могут относиться к следующим категориям: земли населенных пунктов, земли сельхозназначения, земли особо охраняемых территорий, земли промышленного назначения (а также транспорта, связи, радиовещания, обороны и др.), земли лесного фонда, земли водного фонда и др.

Вид разрешенного использования земельного участка - это одна из основных характеристик земельного участка, которая влияет на определение правового режима использования земли и устанавливается в соответствии с зонированием территорий.

К основным видам разрешенного использования земельных участков относятся: индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), огородничество, садоводство, дачное строительство, сельскохозяйственное производство, организация фермерского хозяйства, малоэтажное жилищное строительство, жилая и коммерческая застройка и др.

Как правило, для удовлетворения потребностей граждан в организации дач выделяются сельскохозяйственные земли, предназначенные для дачного строительства, ведения садоводчества или огородничества, а не под ИЖС. Это накладывает определенные ограничения на использование земельного участка, но, в то же время, предоставляет ряд преимуществ его владельцу. Один из таких плюсов - значительная экономия при уплате земельного налога.

Принципиальные отличия земель с/х назначения с различным видом разрешенного использования:

На участке для огородничества можно заниматься выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. На такой земле нельзя строить капитальные здания, то есть жилые дома с фундаментом. Самое большое, что вам разрешат поставить - некапитальное жилое строение в виде домика-времянки или вагончика.

Варианты времянок, которые разрешено устанавливать на участках под огородничество

На землях под садоводство помимо культур, перечисленных для огородничества, можно выращивать плодовые деревья, а также построить капитальное жилое строение и оформить его в собственность. Однако в таком строении не разрешается регистрироваться.

На сельскохозяйственных землях, предназначенных для дачного строительства , можно заниматься садоводством и огородничеством, а также строить жилые дома и регистрироваться в них.

Параметры строительства на дачных участках и процедура строительства регулируется СНиП "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан".

Указанными нормативами регламентируются минимальная высота жилого помещения, которая должна быть не менее 2,2 м, минимальная высота хозяйственных помещений - не менее 2 м, высота погреба - не менее 1,6 м.

Предельных размеров нет, как нет и требований к этажности.

Единственное ограничение предъявляется к участкам площадью 0,12 га, при застройке которых можно использовать не более 30% площади под дом и вспомогательные строения.

В соответствии с Градостроительным Кодексом и Законом о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, разрешение на строительство дачного или садового дома не требуется.

На участках для дачного строительства можно строить дома любого типа

Оптимальным решением дачного вопроса является покупка земельного участка сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «под дачное строительство» в поселке с организационно-правовой формой ДНП (дачное некоммерческое партнерство). В этом случае владелец земли получает широкие возможности в выборе вариантов строительства жилого дома с возможностью регистрации в нем, а также может выращивать на участке любые сельскохозяйственные культуры, плодовые деревья и прочие зеленые насаждения. А "партнерство" позволит не только организовывать работу дачного поселка и содержать в исправности имущество общего пользования, но и контролировать расходование средств, собираемых с членов ДНП на эти цели.

С января 2019 года в силу вступает новый закон, регулирующий деятельность садоводческих и огороднических объединений. Одновременно указанный закон вносит существенные изменения в тридцать девять законов, которые действуют на территории нашей страны.

Задача нового закона заключается в устранении проблем, связанных с ведением садоводства объединениями граждан. Ведь по грубым расчетам на территории нашей страны садоводством занимаются более шестидесяти миллионов граждан. Нововведения должны устранить не только административные проблемы, но и создать комфортные условия для каждого садовода.

Что такое СНТ

Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет СНТ как объединение граждан с целью получения дачных, садоводческих или огороднических земельных участков и совместного ведения деятельности на такой территории. Но в статье первой определяется СНТ в качестве организации, созданной для содействия гражданам в осуществлении хозяйственной деятельности в рамках ведения садоводства и огородничества.

СНТ — это юридическое лицо, которое действует исключительно от своего имени и наделено собственными правами и обязанностями. Это значит, что члены и само юридическое лицо отдельно отвечают по своим обязательствам.

Садоводческое или иное товарищество существует за счет взносов, которые уплачивают его члены в определенный период. На эти деньги создается общее имущество участников товарищества, осуществляется содержание такого имущества.

Территория, принадлежащая садоводческому некоммерческому товариществу, представляет собой участки, находящиеся в собственности членов СНТ, а также территорию общего пользования. При этом юридическое лицо имеет определенные обязанности в отношении содержания участков для общего пользования:

  • обязанность по уплате налогов за общую территорию лежит исключительно на СНТ, так как на членах товарищества возлагается такая обязанность только за свои участки;
  • садоводство обязано проводить работы по содержанию территории общего пользования;
  • занимается уборкой территории, сбором и вывозом мусора.

Управление садоводством осуществляется членами правления, председателем, а также общим собранием членов садоводческого или иного товарищества.


Закон о садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ)

До января 2019 года деятельность садоводческих, огороднических и дачных товариществ регламентирует Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». С момента его принятие в 1998 году он претерпел немало изменений, в том числе с учетом решений судебных инстанций.

Федеральный закон устанавливает:

  • способ объединения граждан в целях совместного осуществления садоводческой, дачной или огороднической деятельности;
  • способы предоставления земли;
  • форму управления юридическим лицом, а также права садоводов;
  • формы совместной работы с муниципальной властью;
  • порядок застройки территории.

Вносимые изменения в иные законодательные нормативные акты в ряде случаев оказывали влияние на объем прав членов товариществ. Примером служит введение в действие закона «о дачной амнистии», который существенно упростил процедуру регистрации права на строения, расположенные на участках для садоводства.

Вместе с тем еще несколько лет назад возникла необходимость в изменении законодательства, регулирующего деятельность садоводческих объединений граждан. В связи с принятием в 2017 году новой нормативной базы в сфере садоводства, Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с первого января 2019 перестанет существовать.


Основные направления закона о СНТ

Пока еще действующая редакция закона о СНТ предусматривает несколько разновидностей объединения садоводов:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • некоммерческие партнерства.

Различием между указанными формами является порядок осуществления прав и обязанностей как членами объединения, так и юридическим лицом.

Федеральный закон № 66-ФЗ является специальной нормой, регулирующий порядок предоставления земли для садоводства или огородничества.

Закон дополняет установленную процедуру следующими положениями:

  • устанавливает предельную площадь участков для выделения гражданам;
  • меняет порядок получения во владения земель со специальным статусом;
  • вводит порядок распределения участков в СНТ.

Кроме того, положения нормативного акта подробным образом регламентируют права садоводства и его членов, а также способы защиты этих прав.

В соответствии со статьей 20 указанного закона определены органы управления СНТ:

  • общее собрание членов в качестве главного органа;
  • уполномоченные объединения, в которые входят выбранные представители из числа садоводов;
  • правление СНТ в качестве исполнения решений общего собрания;
  • непосредственное исполнение полномочий СНТ осуществляет председатель.

Также в Федеральном законе № 66-ФЗ перечислены способы поддержки СНТ муниципальными органами власти и организациями.

Такая форма организации садоводческой деятельности в нашей стране породила множество проблем, решение которых было предложено путем создания нового закона.

Среди проблем выделают:

  • большое количество организационных форм объединений;
  • неконтролируемые объемы взносов, которые превратились в реальные поборы с членов садоводства;
  • трудности с регистрацией и постройкой жилых домов на территории садоводства;
  • членам садоводства приходится самостоятельно проводить некоторые дорогостоящие коммуникации к участку;
  • муниципальные органы власти не оказывают поддержку СНТ.

Что изменится в садоводческих товариществах в 2018 году

Новые изменения в организацию садоводческой деятельности вносятся Федеральным законом № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступление изменений в силу установлено с первого января 2019 года, но уже с начала 2018 года многим садоводствам придется перестроить свою деятельность.

В первую очередь исключается форма объедения садоводов в кооперативы, так как они морально устарели и не применяются по факту в нашей стране. Также исключаются дачные объединения граждан. Переход к новым формам должен завершиться к концу 2023 года.

Теперь для создания СНТ нужно набрать более трех голосов учредителей на общем собрании. Дополнительно составляется список всех новообразованных членов садоводства с указанием кадастровых номеров принадлежащих им земельных участков. При этом минимальное число членов объединения граждан должно составлять семь человек.

Меняется форма управления товариществом, которое будет осуществляться следующими органами:

  • общим собранием;
  • председателем;
  • ревизионной комиссией.

Наравне с понятием жилого помещения водится категория дачного дома, который предназначен для временного нахождения и проживания граждан, а термин «жилое строение» исключается.

Вводится новая система взносов по принципу направленности:

  • вступительные;
  • членские;
  • целевые.

Закон подробно регламентирует цели, на которые могут быть потрачены средства каждой категории.

Для удобства подключения к коммунальным сетям вводится понятие общего имущества. Это изменение схоже с общим имуществом многоквартирного жилого дома. Теперь все коммуникации и инженерные сети могут принадлежать всем садоводам на общем праве, а их обслуживание будет осуществлять СНТ.

Дополнительно устанавливается территориальный принцип организации товарищества. Запрещено создание двух и более объединений на одной территории. Это означает невозможность создания внутри огороднического товарищества объединения садоводов.

Изменились и правила межевания территории СНТ:

  • в общую площадь могут включаться земли муниципалитета и общего пользования;
  • запрещено ограничивать свободный доступ к общей территории, расположенной за границами СНТ.

В остальной части закон дублирует прошлые положения или подстраивает требования иных законов под специфику дачных объединений.


Плюсы и минусы закона о СНТ

Среди достоинств нового закона можно выделить комплексный подход к изменению садоводческой деятельности на территории нашей страны.

  • Созданы предпосылки для тесного взаимодействия с органами муниципальной власти. Одним из плюсов такого взаимодействия стала упрощенная система медицинского обслуживания членов садоводства, а также обеспечение коммунальными услугами. Кроме того, теперь ремонт дорог, расположенных в пределах СНТ и прилегающей к нему территории, осуществляется с помощью средств муниципалитета.
  • Исключение некоторых форм объединения садоводов предполагает создание прозрачной системы налогообложения и защиты прав всех участников объединения.
  • Введение категории общего имущества садоводов должно упростить процедуру подключения к коммунальным службам.

Но у закона есть и свои недостатки, которые пока выделяются только в теории.

  • Внедрение понятия садового дома в качестве капитального жилого помещения влечет возможность прописки по адресу строения. Следствием этого может стать невозможность социального найма квартир и исключение из очереди на получение жилья.
  • Садоводы, которым принадлежат земельные участки на основании членской книжки без регистрации в Росреестре, могут встретить трудности с узаконением своей земли. Так как требования закона о регистрации позволяют исключать из кадастрового учета те участки, собственность на которые не зарегистрирована. Такая земля станет собственностью муниципальных образований и ее владельцам придется доказывать свое право через суд.
  • Не установлены конкретные регламенты для исполнения ряда функций СНТ. Сложности могут возникнуть, например, с принятием решения о покупке долей в общем имуществе садоводства, для которого необходимо обеспечить обязательную явку и желание всех членов садоводства.
  • Переходный период для внедрения изменений установлен до конца 2023 года. Вместе с тем с января 2019 года садоводства должны применять новые требования к осуществлению деятельности, многие из которых еще не регламентированы подзаконными актами.


Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений регулируется Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ).

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ) внесены изменения в ГК РФ, которые вступили в силу с 1 сентября 2014 г.

С 1 сентября 2014 г. все юридические лица, в том числе, некоммерческие, создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных гл. 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

С 1 сентября 2014 г. садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан должно быть приведено в соответствие либо с потребительским кооперативом, либо с товариществом собственников недвижимости.

Одной из форм некоммерческих корпоративных организаций является потребительский кооператив.

В соответствии со ст. 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово кооператив. Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. При этом для справки отмечаем, что жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса согласно ст. 123.3 ГК РФ члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.