Презентация на тему: "Педагогическое общение". Презентация " стили педагогического общения" Личностно-ориентированная модель общения
Стили общения
Подготовила учитель музыки 1 категории:
Копылова Е.Н
Исследователи различают разные подходы к проблеме количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит немецкому психологу Курту Левину Он выделяет две стороны стилей руководства:
- содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект),
- техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект).
Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства:
- авторитарный,
- демократический,
- либеральный.
Лидер «всё знает сам» и не терпит возражений.
Своим подчинённым он представляет лишь минимум информации.
Он никому не доверяет и может никого не ставить в известность о своих намерениях.
Подчинённых он считает пешками,
ему свойственно подавление или удаление сильных и оригинальных людей.
Его окружает хор поддакивающих,
В этой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Некоторые работники многим ему обязаны, он не только пугает и наказывает, но и награждает.
Такая система руководства не воспитывает самостоятельности, со всеми вопросами помощники, заместители бегут к «главному». Если в коллективе руководитель – автократ, то он всех будоражит, создаёт кратковременную активность и часто оставляет после себя неразбериху, создаёт вокруг себя враждебную атмосферу. Этот стиль руководства лежит в основе большинства конфликтов.
Демократический стиль
Предполагает взаимодействия на уровне «взрослый» - «взрослый.»
У руководителя и подчинённого возникает чувство доверия и взаимопонимания.
Руководитель ведёт себя, как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам.
В зависимости от выполняемой задачи руководство может передаваться от одного участника к другому. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой.
Большинство проблем обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников по разным вопросам объясняется не тем, что он этого не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти правильное решение.
Либеральный стиль.
Характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ.
Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности за решения.
Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять своё решение по одному и тому же вопросу.
В организации, где руководитель – либерал, часто важные вопросы решаются без его участия.
Во взаимоотношениях с подчинёнными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчинённым и не любит контролировать их работу.
поощрения.
Обычно в такой роли выступают
люди недостаточно компетентные,
неуверенные
в прочности служебного положения.
- Лидер (учитель) – над детским
коллективом, он единолично
планирует работу и несёт
единоличную ответственность;
- Он постоянно проявляет
неверие в силы учеников;
- Указывает не только задание, но и способы выполнения, этапы, распределяет кто с кем работает;
- Чаще использует приказной тон, замечания, выпады к одним, восхваление других учеников;
- Субъективная оценка личностей учеников (часты замечания не по поводу работы, а по поводу личности.
Эмоциональный настрой учеников характеризует подавленность, и одновременно возникает вражда между учениками.
Демократический стиль педагогического общения
- Лидер внутри коллектива практикует коллективное принятие решений и разделение ответственности;
- Проявляет веру в учеников, в их силы;
- Стимулируется самостоятельность в поиске решений задач, самоуправление учащихся;
- Оцениваются факты, а не личности.
В результате такого стиля общения
развивается уверенность в себе,
возрастает общительность,
отмечается рост сплоченности и
взаимопомощи в детском коллективе,
доминирующий настрой –
спокойствие, радость.
Либерально - попустительский стиль педагогического общения.
- Неопределённая позиция лидера, его самоустранение от ответственности;
- Отсутствие чётких планов;
- Неопределённость, непоследовательность в отношениях к ученикам;
- непредсказуемость, нелогичность оценок.
При либеральном стиле общения в результате непоследовательности учителя у учеников фиксируются такие эмоциональные проявления, как гнев, злость.
«Деловая коммуникация» - Принципы делового общения. Профессиональные навыки. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Деловая коммуникация. Приветственная речь; торговая речь. Совместимость и сработанность членов коллектива. Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала.
«Психология делового общения» - Любезность, доброжелательность и приветливость. Способы воздействия на партнеров. Убеждение. Способы установления психологического контакта. Коммуникативные барьеры. Внушение. Стили общения. Социальные роли. Этика и психология делового общения. Манипулятивное общение. Приветливое и предупредительное отношение.
«Искусство делового общения» - Выделяют четыре основные дистанции общения. Политическая компетентность. Введение. Деловое общение. Пускать все на самотек. Невербальное общение. Специфика. Модель вербального коммуникативного процесса. Структура общения. Цели и задачи курса. Виды. Поведение при ведении переговоров. Деловой этикет. Общая схема общения.
«Особенности делового общения» - Этнориторика. Дела «о`кей». Смех. Общие принципы. Согласие и несогласие. Первым представляют «низшего» «высшему». Первенство старших. Выражения приветствия и прощания. Дистанциирование. Трехименная система называния людей. «Да ты с ума сошел». Особенности общения через переводчика. Организация пространства.
«Особенности деловой коммуникации» - Что делать с руками. Публичное выступление. Советы начинающим ораторам. Как построить основную часть выступления. Как построить вступление. Роль жестов в выступлении. Владеть навыками. Требования к публичной речи. Правильность выдвинутых положений. Суммировать сказанное. Виды монологического делового общения.
«Сущность делового общения» - Коммуникативные установки. Формы делового общения. Сущность делового общения. Прямое общение. Принципы деятельности. Сферы общественной жизни. Природа человека. Деловое общение. Иерархичность. Особенности служебно-делового общения. Телефонный разговор. Беседа. Обмен деловой информацией. Непродуктивные совещания.
Всего в теме 9 презентаций
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
1.Что такое педагогическое общение? 2.Функции педагогического общения. 3.Этапы педагогического общения. 4.Характеристики профессиональной позиции педагога. 5.Модели,характеризующие отношения взрослого и ребёнка. 4. Стили общения и руководства 5.Анкетирование
4 слайд
Описание слайда:
Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимодействия между учителем и учениками, результатов образования не будет.
5 слайд
Описание слайда:
6 слайд
Описание слайда:
От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в школе. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружающими.
7 слайд
Описание слайда:
Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, Н.В.Кузьминой, Я.Л. Коломинского, И.А, Зимней, А.Н.Лутошкина, А.К.Марковой.
8 слайд
Описание слайда:
Стиль как манера общения - представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия: - сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний; - давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе; - нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.
9 слайд
Описание слайда:
Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.
10 слайд
Описание слайда:
Педагогическое общение - это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
11 слайд
Описание слайда:
Структура и функции педагогического общения: Коммуникативный компонет (обмен информацией) Перцептивный компонент (восприятие и познание людьми друг друга) Интерактивный компонент(организация и регуляция совместной деятельности).
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
Этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управление общением, анализ осуществленной системы общения и моделирование системы на предстоящую деятельность.
14 слайд
Описание слайда:
15 слайд
Описание слайда:
Стадия вербального общения Стадия обратной связи Стадия вербального и невербального взаимодействия Стадия обратной связи ………….. Прогностический этап Начальный этап «коммуникативная атака» Управление общением Анализ осуществленной системы общения
16 слайд
Описание слайда:
17 слайд
Описание слайда:
Дистанционная Определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия «далеко» «близко» «рядом» Отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог – «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.
18 слайд
Описание слайда:
Уровневая Расположенность субъектов друг к другу «по вертикали» «на» «под» «наравне» Административное давление на ребёнка, так как «он мал, неопытен, неумел». Преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка. Педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребёнка. Признание Человека в ребёнке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.
19 слайд
Описание слайда:
Кинетическая Положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели «впереди» «сзади» «вместе» Педагог ведёт за собой своих воспитанников. Педагог – ведомый своими воспитанниками. Оба объекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения цели.
20 слайд
Описание слайда:
В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними её препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор.
21 слайд
Описание слайда:
22 слайд
Описание слайда:
Общение на основе высоких профессиональных установок педагога Общение на основе дружеского расположения Общение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание
23 слайд
Описание слайда:
Перспективные: Общение на основе совместной творческой деятельности. Общение на основе дружеского расположения. Неперспективные: общение-устрашение. Общение заигрывание. В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция – форма выражения отношения
24 слайд
Описание слайда:
25 слайд
Описание слайда:
Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых
26 слайд
Описание слайда:
слабая обратная связь между учителем и обучаемыми (барьер общения) отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны информационный, а не диалоговый характер занятия непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса снисходительное отношение к обучаемым Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, с их стороны - равнодушное отношение к учителю
27 слайд
Описание слайда:
избирательные отношения с обучаемыми концентрация внимания учителя на части аудитории (индикаторы) ориентировка на настроение коллектива неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся с фронтальным подходом Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе учитель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов
28 слайд
Описание слайда:
учитель в общении замкнут на себя речь большей частью монологична нет реакции на слушателей эмоциональная глухота к окружающим Следствие: практически отсутствует взаимодействие между учителем и учеником вокруг ученика- поле психологического вакуума стороны процесса общения изолированы друг от друга учебно-воспитательное воздействие представлено формально
29 слайд
Описание слайда:
учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими межличностные отношения приобретают для него доминирующее значение сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность учителя приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися
30 слайд
Описание слайда:
взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой программе четко выдержаны цели и задачи занятия дидактически оправданы методические приемы безупречная логика изложения и аргументация фактов отшлифованы мимика и жесты учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия
31 слайд
Описание слайда:
фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся снижение до минимума познавательной и общественной активности уч-ся Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности
32 слайд
Описание слайда:
учитель находится в диалоге с уч-ся, поддерживает их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями
33 слайд
Описание слайда:
Стили общения и стили педагогического руководства Стиль - это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. Главное для стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
34 слайд
Описание слайда:
Стиль педагогического общения - -это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей педагога; - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; - творческая индивидуальность педагога; - особенности учебной группы,класса.
35 слайд
Описание слайда:
36 слайд
Описание слайда:
Авторитарный стиль Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте»
37 слайд
Описание слайда:
Либеральный стиль Отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель-ученик». «Как все идет, так и пусть идет»
38 слайд
Описание слайда:
39 слайд
Описание слайда:
Какой стиль взаимодействия педагога и ученика выбираешь ты? авторитарно- догматический либеральный или попустительский демократический
40 слайд
Описание слайда:
Психолог А.К. Маркова - предлагает классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Она выделяет: - эмоционально - импровизационный, - эмоцинально - методичный, -рассуждающе - импровизационный, -расссуждающе - методичный стили общения.
41 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.
42 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-методический стиль (ЭМС) Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения
43 слайд
Описание слайда:
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.
44 слайд
Описание слайда:
Рассуждающе - методический стиль (РМС) Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, педагог с этим стилем проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с небольшим стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений с использованием элементов дискуссии. В процессе опроса педагог обращается к небольшому количеству учащихся, давая каждому достаточно времени на ответ, уделяя особое внимание слабым в академическом отношении воспитанникам.
45 слайд
Описание слайда:
Условно можно выделить четыре группы педагогов по степени интенсивности их общения с учащимися. - к первой группе можно отнести тех педагогов, кто постоянно общается с учащимися; вторую группу составляют педагоги, которые с уважением относятся к учащимся, пользуются их доверием и симпатией; в третью группу можно включить педагогов, которые явно стремятся к близкому общению со своими подопечными, но такового не имеют; четвёртая группа – те педагоги, которые общение с учащимися ограничивают узкими рамками деловых вопросов.
46 слайд
Описание слайда:
КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ. Варианты ответов Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1 В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
47 слайд
Описание слайда:
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля; 20-24 балла - склонность к авторитарному стилю; 10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения. Итоги анкетирования
48 слайд
Описание слайда:
Барьеры восприятия в общении Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по- настоящему понять человека. Эффект первого впечатления - 0бусловленность восприятия и оценивания человека по первому впечатлению о нём, которое может оказаться ошибочным. Эффект первичности - придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
49 слайд
Описание слайда:
Эффект новизны - придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. Эффект проекции - приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков - неприятным. Эффект стереотипизации - использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.
50 слайд
Описание слайда:
Качества личности учителя значимые для продуктивного общения Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний). Социальная установка на человека (аттракция). Безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения. способность к педагогической импровизации. Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии. Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения. Коммуникативные умения – умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения. Гибкость, оперативно-творческое мышление; Педагогическая интуиция. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации; умение управлять собой;
52 слайд
Описание слайда:
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. 1. Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка); 2. Уметь слушать; 3. Уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника; 4. Уметь говорить: - владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность); - управлять голосом (интонация, дикция); - управлять мимикой и жестами; - уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога; 5. Уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей из сознания, установка на положительное восприятие собеседника, излучение тепла, доброжелательности.
53 слайд
Описание слайда:
НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА меньше времени на ответ дольше ждет ответа на вопрос не использует наводящие вопросы и подсказки, при затруднении задает наводящие вопросы при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его чаще порицает и меньше поощряет вопрос поощряет улыбкой, взглядом не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия иногда вообще не работает с ним на занятии
54 слайд
Описание слайда:
Основные идеи педагогики сотрудничества: требовательные и уважительные отношения с учениками; исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора учащимися уровня сложности заданий; конкретная целенаправленность обучения; развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений; изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных формой методов; опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей; комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку;
56 слайд
Описание слайда:
1. Мать Маши пришла в школу узнать, как учится и ведет себя ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала: Ваша дочь – законченная лентяйка! А, Машина мама, наконец – то.. . Хорошо, что пришли, я уж и сам собирался вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней! Но вот в учительской появилась Машина классная руководительниц. Она берет женщину под руку и уводит ее в укромный уголок. И они уже разговаривают о чем – то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что – то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о "двойке" за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроках математики. И спустя уже несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: "Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу". И уходит она из школы не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей. Какие чувства испытала мать Маши, войдя в учительскую? Дайте оценку поведения учителей. Как следует вести беседу с родителями? Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой? Педагогические ситуации.
57 слайд
Описание слайда:
2.Молодая учительница литературы, войдя в VIII класс, в ответ на свое приветствие услышала: "Честь, имею!", которое Сергей сопроводил характерным рыцарским жестом и поклоном. Как прореагировать? А. Не отдавая должного великосветской галантности юного паладина, выставить его за дверь: "Пойди, прогуляйся и обдумай свое поведение". Б. Не обратить внимание и начинать урок. В. Не обратить внимание, но на уроке неожиданно вызвать или дать задачу потруднее, показав неуместность его шуток при неглубокой подготовке. Г. Принять приветствие: "О, поклонник литературы! Мне как раз нужна ваша помощь (раздать тетради, оформить доску, управлять ТСО и пр.)". Д. Ваше решение. Проанализируйте действия учителя, определите их влияние на характер общения. Определите. Какие из предложенных примеров демонстрируют совпадение целей педагога и восьмиклассники.
59 слайдОписание слайда:
Функции общения
Характеристика
Информационная
Обмен сообщениями, т.е. приём-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями.
Контактная
Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения.
Побудительная
Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.
Координационная
Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Понимания
Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимания партнёрами друг друга.
Установление отношений
Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей сообщества, в котором предстоит действовать педагогу.
- Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор.
- Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
- Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.
- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
- Общение на основе дружеского расположения.
- Общение-диалог.
- Общение-дистанция.
- Общение-устрашение.
- Общение-заигрывание.
название моделей
характеристика
1. Модель дикторская ("Монблан").
следствие
Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия.
2. Модель неконтактная ("Китайская стена").
отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия.
3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор")
4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев").
слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров.
нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет").
практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим(поле психологического вакуума).
Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение.
обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.
название моделей
характеристика
6. Модель негибкого реагирования ("Робот").
Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
следствие
Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы.
8. Модель активного взаимодействия ("Союз").
низкий эффект социального взаимодействия.
Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
- Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном
построении высказываний;
- Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
- Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;
- Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.
- Побуждение к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
- Мотивирование перед группой поощрений за проявленную инициативу;
- Критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
- «Игровая провокация».
Выбор учащимися личностных качеств преподавателя.
- Справедливость
- Умение поставить себя на место другого
- Доброта
- Сдержанность
- Терпимость
- Красота, стиль
- Хорошие вербальные способности
- Доступность изложения материала
- Строгость
- Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой; Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
- Интерес к людям и работе с ними;
- Гибкость, оперативно-творческое мышление;
- Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
- Умение управлять собой;
- Эмпатия (способность поставить себя на место другого);
- Способность к спонтанности коммуникаций;
- Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
- Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
- Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
¢ ¢ ¢ Стиль тесно связан с психологическими особенностями его мышления, коммуникативными свойствами и т. п. ; Стиль общения не является врожденным качеством; Описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы; Социально-экономические, политические, социальнопсихологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения; Стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т. д.
Особенности мышления человека, коммуникативные свойства Процесс взаимодействия с окружающими Стиль Общения Характеристики деловой сферы Культурные ценности, традиции Сферы общественной жизни (политика, экономика и т. д.)
Ритуальное общение ¢ ¢ Главная задача - поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Партнер - как бы необходимый атрибут выполнения ритуала. Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры. Например, мы здороваемся со знакомыми и малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности - это все элементы ритуального общения.
Манипулятивное общение ¢ ¢ ¢ В манипулятивном общении своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. В этом виде общении мы, по сути, «подсовывает» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным. Большое количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. Любое обучение убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше –один тон, если ниже –другой.
Гуманистическое общение ¢ ¢ ¢ Это в наибольшей степени личное общение. Позволяет удовлетворить человеческие потребности(понимание, сочувствие, сопереживание). Цели не закрепляются и не планируются
Авторитарное общение ¢ ¢ Это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, исповедующие авторитарный стиль взаимодействия, имеют догматическое мышление. Инициатива других людей не поощряется.
Демократическое общение ¢ ¢ ¢ Для него присуще коллегиальное принятие решений Поощрение активности участников. Учет интересов, потребностей, желаний участников коммуникативного процесса.