Акт по аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда — Российская газета. Важно только учесть два ограничения

Чтобы понять, какие итоговые документы получит Заказчик после проведения Аттестации рабочих мест по условиям труда нужно коротко пояснить, как вообще проходит Аттестация рабочих мест.

При проведении Аттестации рабочих мест специалисты Аттестующей организации выезжают к Заказчику (в вашу организацию) для проведения инструментальных замеров уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, а также фактической оценки состояния рабочих мест.

По результатам инструментальных замеров специалисты Аттестующей организации оформляются протоколы (по каждому вредному фактору), в которых отражается уровни предельно допустимой концентрации (ПДК), а также фактический уровень воздействия конкретного фактора на каждом рабочем месте. В результате сравнения ПДК и фактического уровня воздействия вредного фактора определяется класс условий труда.

Кроме того на каждом рабочем месте производится оценка тяжести и напряженности трудового процесса , оценка травмоопасности рабочих мест с обязательным составлением протоколов по данному рабочему месту.

А также проводится оценка оснащенности работников (и организации в целом) средствами индивидуальной и коллективной защиты (спецодежда и СИЗ) с составлением протоколов.

Инструментальные замеры на рабочих местах в среднем занимают от 10 до 20 минут (по каждому рабочему месту), иногда несколько больше, иногда меньше. Это зависит от специфики рабочего места, количества вредных факторов, удаленности рабочего места и т.д.

Далее специалисты Аттестующей организации по результатам фактической оценки вредных факторов (протоколы оценки тяжести и напряженности трудового процесса, оценки травмоопасности, оценки оснащенности спецодеждой и СИЗ) составляются Карты Аттестации рабочих мест .

В КАРТЕ АТТЕСТАЦИИ рабочего места по условиям труда отражается полная характеристика конкретного рабочего места, указывается:

  • название профессии по ОК-016-94;

  • указывается выпуск ЕТКС или ЕКС;

  • количество работающих и количество аналогичных рабочих мест;

  • указывается оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, а также фактическое состояние условий труда;

  • указываются компенсации работникам, занятым на тяжелых работах;

  • право на досрочное назначение пенсии;

  • необходимость проведения медицинских осмотров;

  • даются рекомендации по улучшению режима труда, отдыха, подбору сотрудников.

Формы протоколов измерений и оценки вредных факторов, а также форма Карты аттестации утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

И последний важный пункт в Карте аттестации рабочего места - заключение Аттестационной комиссии по комплексной оценке условий труда. В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н утверждены следующие формулировки:

  • Рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда «соответствует .

  • Рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда»

Обратите внимание, что после поведения Аттестации, рабочее место в любом случае будет аттестовано, но оценка Аттестационной комиссии может быть разной: соответствует или не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.

Итак, кроме Карт аттестации и Протоколов замеров по каждому рабочему месту, по результатам Аттестации в пакет отчетных материалов (для Заказчика) входят следующие документы:

  1. Сведения об аттестующей организации (информация об аккредитации испытательной лаборатории (ИЛ), сведения о сотрудниках ИЛ участвующих в проведении Аттестации, сведения о средствах измерений (приборах)).

  2. Сводный ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ МЕСТ подлежащих аттестации по условиям труда.

  3. СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

  4. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КЛАССОВ условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам.

  5. ПРОТОКОЛ заседания Аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый).

  6. ПЛАН мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Данный документ готовится в случае необходимости, если по каким-то факторам, выявлены вредные или опасные условия труда.

РЕШЕНИЯ КАДРОВЫМ ВОПРОСАМ

ОХРАНА ТРУДА

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

  • Общие положения об аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Аттестующая организация
  • Аттестационная комиссия
  • Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

1. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

2. Приказ о проведении рабочих мест по условиям труда

Конституция РФ устанавливает право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37).

Трудовым законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ). В частности, он обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ч. 12 ст. 209 ).

Аттестация проводится в порядке, который установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ). Данные функции возложены на Минздравсоцразвития России согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

Требования к проведению аттестации, оформлению и использованию ее результатов установлены Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, далее — Порядок проведения аттестации). Требования указанного Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка проведения аттестации).

1. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

В зависимости от сроков проведения может быть как очередная, так и внеплановая.

Сроки проведения очередной аттестации установлены п. 8 Порядка проведения аттестации — не реже одного раза в пять лет. Пятилетний срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации, а именно от даты подписания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации). За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава и графика аттестации.

Следует отметить, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, действительны до проведения очередной аттестации. Это установлено п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Внеплановая аттестация проводится в следующих случаях (п. п. 47, 48 Порядка проведения аттестации):

— при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (согласно п. 8 Порядка проведения аттестации не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию);

— по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

— при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также по улучшению условий труда;

— при замене производственного оборудования;

— при изменении технологического процесса;

— при изменении средств коллективной защиты.

2. ПРИКАЗ О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

Для организации и проведения аттестации работодатель должен издать приказ (п. 11 Порядка проведения аттестации). Унифицированной формы приказа о проведении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

В приказ должны быть включены следующие сведения:

— о составе аттестационной комиссии (подробнее об этом см. п. 1 «Состав аттестационной комиссии» настоящего материала);

— о председателе аттестационной комиссии, который должен быть представителем работодателя (п. 10 Порядка проведения аттестации);

— о сроке проведения аттестации.

Кроме того, в произвольной форме должен быть составлен и либо включен в текст приказа, либо добавлен как приложение к приказу график проведения работ по аттестации.

С приказом о проведении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

АТТЕСТУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Пунктом 6 Порядка проведения аттестации предусмотрено, что аттестация проводится совместно работодателем и аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора. Заключить договор для выполнения работ по аттестации работодатель может с несколькими аттестующими организациями. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между аттестующими организациями как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных местах.

Аттестующая организация — это юридическое лицо, оказывающее услуги по аттестации и выполняющее:

— измерения и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса;

— оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна соответствовать следующим условиям:

— аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;

— является независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого ею проводится аттестация. В Порядке проведения аттестации не конкретизируется, что подразумевается под независимостью аттестующей организации. В данном случае можно руководствоваться нормами ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», где говорится, что аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность других юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Таким образом, независимость аттестующей организации подразумевает под собой ее неаффилированность по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.

Права и обязанности аттестующей организации и работодателя при проведении аттестации установлены п. 7 Порядка проведения аттестации.

Аттестующая организация:

— определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и Порядка проведения аттестации, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

— исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

— запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

— предоставляет по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации;

— передает на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации (п. 46 Порядка проведения аттестации).

Аттестующая организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

Работодатель:

— вправе требовать от аттестующей организации документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги по аттестации рабочих мест. Аттестующая организация должна предоставить уведомление (копию уведомления) о ее включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

— вправе требовать от аттестующей организации проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

— обязан предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

— обязан не предпринимать действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

— обязан не утверждать отчет об аттестации, не подписанный представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

1. Состав аттестационной комиссии

2. Функции аттестационной комиссии

1. СОСТАВ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Состав аттестационной комиссии установлен п. 10 Порядка проведения аттестации и зависит от того, к какой категории субъектов предпринимательства относится организация, в которой планируется проведение аттестации.

Если аттестация проводится в организациях, отнесенных к микропредприятиям и малому бизнесу (пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), то в состав аттестационной комиссии включаются:

— работодатель (его представитель). В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники;

— представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала);

— представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);

— представители организации или специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Во всех остальных организациях в состав аттестационной комиссии включаются:

— представители работодателя;

— специалист по охране труда;

— представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

— представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала).

2. ФУНКЦИИ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Функции аттестационной комиссии определены в п. 12 Порядка проведения аттестации.

Аттестационная комиссия:

— осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

— формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

— составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, выделяет аналогичные рабочие места и указывает факторы производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) (подробнее об этом см. п. 1 «Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда» и п. 1.1 «Аналогичные рабочие места» настоящего материала);

— готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 N 787);

— присваивает номер каждому рабочему месту (подробнее об этом см. п. 1 «Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда» и п. 1.1 «Аналогичные рабочие места» настоящего материала);

— заполняет и подписывает карты аттестации рабочего места по условиям труда (образец карты и рекомендации по ее заполнению приведены в Приложениях N 2 и N 3 Порядка проведения аттестации);

— готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

1. Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда

2. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам

3. Оценка травмоопасности рабочих мест

4. Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты

5. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте

1. СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ МЕСТ, ПОДЛЕЖАЩИХ АТТЕСТАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

Обязанность по составлению перечня рабочих мест возложена на аттестационную комиссию (п. 12 Порядка проведения аттестации). Образец перечня рабочих мест и правила его заполнения приведены в Приложении N 1 Порядка проведения аттестации.

Согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Для составления перечня рабочих мест необходимы следующие документы:

— штатное расписание;

— список работников с указанием профессии (должности) и структурных подразделений.

Наименования профессий (должностей) в перечне рабочих мест должны соответствовать их наименованиям в штатном расписании. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер от 1 до 99 999 999.

См. образец заполнения перечня.

1.1. Аналогичные рабочие места

При составлении перечня из общей массы рабочих мест необходимо выделить аналогичные рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков (п. 12 Порядка проведения аттестации):

— профессии или должности одного наименования;

— выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

— использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

— работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

— использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;

— одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

— одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

На аналогичных рабочих местах оценка вредных и (или) опасных производственных факторов производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). В случае выявления хотя бы одного места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок (п. 40 Порядка проведения аттестации).

При присвоении порядкового номера аналогичные рабочие места обозначаются буквой «а».

Важно! На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта аттестации — на первое рабочее место из списка аналогичных (п. 2 Приложения N 3 к Порядку проведения аттестации).

Ситуация из практики. В организации семь бухгалтеров — все выполняют одинаковую работу, работают в одном помещении , за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. У одного из бухгалтеров есть дополнительное освещение. Являются ли рабочие места бухгалтеров аналогичными?

Согласно п. 12 Порядка проведения аттестации для признания рабочих мест аналогичными необходима совокупность нескольких признаков, одним из которых является использование однотипных систем освещения. В рассматриваемой ситуации один из бухгалтеров использует дополнительный источник освещения. Следовательно, рабочее место этого бухгалтера в перечне рабочих мест должно иметь свой уникальный порядковый номер.

Рабочие места остальных бухгалтеров предположительно могут считаться аналогичными до проведения измерений 20% таких рабочих мест, как это предусмотрено п. 40 Порядка проведения аттестации. В данном случае измерения должны проводиться на 2 рабочих местах (20% рабочих мест составляют 1,2, в то время как проведение измерений предусмотрено не менее чем на 2 рабочих местах).

2. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАТИВАМ

После составления перечня рабочих мест специалисты аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам. Порядок проведения оценки установлен п. п. 14 — 19 Порядка проведения аттестации.

Оценка проводится путем инструментальных измерений в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Измеряются физические (шум, вибрация и т.д.), химические (вредные вещества), биологические факторы (микроорганизмы и т.п.), тяжесть и напряженность трудового процесса (физическая и динамическая и интеллектуальная нагрузка, наклоны корпуса и т.д.).

При проведении инструментальных измерений необходимо использовать только те средства измерения, которые прошли поверку в установленные сроки (п. 16 Порядка проведения аттестации).

Методика измерения уровней факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).

Измерения и оценки оформляются протоколом, который составляется по правилам, предусмотренным п. 18 Порядка проведения аттестации, и является неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда. По каждому фактору (группе факторов), подлежащему оценке, оформляется отдельный протокол.

Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 18 Порядка проведения аттестации).

3. ОЦЕНКА ТРАВМООПАСНОСТИ РАБОЧИХ МЕСТ

Оценка травмоопасности проводится специалистами аттестующей организации и осуществляется по правилам, установленным п. п. 20 — 28 Порядка проведения аттестации.

Травмоопасность рабочих мест оценивается по соответствию определенных объектов требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:

— требованиям по защите от механических воздействий;

— требованиям по защите от воздействия электрического тока;

— требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;

— требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.

Объектами оценки травмоопасности являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (п. 21 Порядка проведения аттестации).

Для оценки травмоопасности производственного оборудования должны быть проведены следующие действия:

— проверка наличия и соответствия нормативным требованиям документов, средств защиты работников и пр., предусмотренных п. 23 Порядка проведения аттестации;

— анализ технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ;

— внешний осмотр производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда;

— проверка наличия сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности (при необходимости).

Чтобы оценить травмоопасность инструментов и приспособлений, необходимо провести следующие мероприятия:

— внешний осмотр инструментов и приспособлений;

— проверку соответствия состояния инструментов и приспособлений требованиям нормативных правовых актов по охране труда;

— проверку наличия сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности (при необходимости).

При оценке соответствия подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям надлежит провести проверку следующих документов:

— инструкций по безопасности и по охране труда;

— документов, подтверждающих прохождение необходимого обучения.

Согласно п. 28 Порядка проведения аттестации выделяется три класса травмоопасности условий труда:

— 1 класс травмоопасности — оптимальный (не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);

— 2 класс травмоопасности — допустимый (не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

— 3 класс травмоопасности — опасный (выявлено одно и более несоответствие требованиям охраны труда).

Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом (Приложение N 4 к Порядку проведения аттестации) с учетом особенностей, предусмотренных для составления протокола при оценке травмоопасности рабочих мест, на которых находятся объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности.

Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 27 Порядка проведения аттестации).

Результаты оценки травмоопасности рабочего места с указанием класса травмоопасности вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда.

4. ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Обязанность по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ возложена на работодателя.

СИЗ считаются средства индивидуального пользования, применяемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Такое определение дано п. 3 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).

Приобретение и выдача работникам СИЗ осуществляется работодателем за счет собственных средств (ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 3 ст. 221 ТК РФ).

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится после проведения оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места по правилам, установленным п. п. 29 — 35 Порядка проведения аттестации.

Обеспеченность работников СИЗ оценивается путем последовательной реализации следующих процедур (п. 31 Порядка проведения аттестации):

— сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ. Типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ устанавливаются различными нормативными актами в зависимости от видов экономической деятельности;

— проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;

— проверки порядка обеспечения работников СИЗ, установленного Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);

— оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте;

— проверки оценки эффективности выданных работнику СИЗ (при необходимости) (п. 33 Порядка проведения аттестации).

Результаты оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляются протоколом (Приложение N 5 к Порядку проведения аттестации).

Важно! Протокол не оформляется, если выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда (п. 32 Порядка проведения аттестации).

Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 35 Порядка проведения аттестации).

См. образец заполнения протокола.

Результаты оценки обеспеченности работников СИЗ вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда.

См. образец заполнения карты.

Ситуация из практики. Правильно ли рабочее место признано несоответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ в связи с тем, что на выданной спецодежде имеется маркировка, согласно которой она рассчитана на применение при температуре до +25 °С, а на оцениваемом рабочем месте температура составляет +25,5 °С?

Одной из процедур оценки обеспеченности работников СИЗ является оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда (п. 31 Порядка проведения аттестации). Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ только при условии соблюдения требований Порядка проведения аттестации. В случае наличия одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ (п. 34 Порядка проведения аттестации).

В данном случае выданная работнику спецодежда не соответствует фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (+25,5 °С вместо предусмотренных +25 °С), в связи с чем признание рабочего места не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ является правильным.

5. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Процедура оценки условий труда завершается комплексной оценкой состояния условий труда на рабочем месте, которая включает в себя результаты следующих оценок (п. 36 Порядка проведения аттестации):

— класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

— класса условий труда по травмоопасности;

— обеспеченности работников СИЗ.

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда», если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, соответствие рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ и при оценке травмоопасности рабочего места не выявлено несоответствия требованиям охраны труда (п. 37 Порядка проведения аттестации).

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» при несоответствии условий труда гигиеническим нормативам, и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ (п. 38 Порядка проведения аттестации).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка проведения аттестации).

Результаты комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда в строку 070.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

1. Составление отчета об аттестации рабочих мест по условиям труда

2. Обязанности работодателя при завершении аттестации рабочих мест по условиям труда

1. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

По результатам аттестации аттестационная комиссия составляет отчет об аттестации, к которому прилагаются следующие документы (п. 44 Порядка проведения аттестации):

— приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации (подробнее об этом см. п. 2 «Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

— перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда» настоящего материала);

— карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок (подробнее об этом см. п. 2 «Функции аттестационной комиссии» настоящего материала);

— сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (Приложение N 6 к Порядку проведения аттестации);

— сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (Приложение N 7 к Порядку проведения аттестации);

— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение N 8 к Порядку проведения аттестации), который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю;

— итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение N 9 к Порядку проведения аттестации);

— сведения об аттестующей организации (Приложение N 10 к Порядку проведения аттестации) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

— протоколы заседаний аттестационной комиссии;

— заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

— предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

2. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

2.1. Подписание приказа о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждение отчета об аттестации

Процедура аттестации завершается подписанием работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации). Подписание приказа о завершении аттестации и утверждение отчета об аттестации осуществляется работодателем в течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

С приказом о завершении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

Унифицированной формы приказа о завершении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

См. образец заполнения приказа.

2.2. Ознакомление работника с результатами аттестации его рабочего места

В течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен ознакомить работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места в карте аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации).

2.3. Взаимодействие с государственной инспекцией труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

Взаимодействие работодателя с государственной инспекцией труда (далее — ГИТ) осуществляется согласно Приказу Роструда от 31.08.2011 N 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н».

В течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждения отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ следующие документы:

— сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

— сведения об аттестующей организации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление отчета об аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

— сопроводительное письмо на бланке работодателя.

Указанные документы должны быть представлены на бумажных носителях и в электронном виде (п. 45 Порядка проведения аттестации).

Поступившие от работодателя документы регистрируются ГИТ в журнале регистрации поступления материалов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

При представлении работодателем неправильно оформленных документов или неполного их пакета ГИТ сообщает ему об этом с указанием конкретного срока для устранения недостатков.

Сведения, содержащиеся в документах, ГИТ вносит в реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах.

После этого ГИТ проводит анализ указанных документов.

Результаты анализа могут быть использованы ГИТ:

— для принятия решений о приостановлении деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

— для принятия решений о временном приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности ввиду угрозы жизни или здоровью работников;

— для предъявления требований по обеспечению безопасных условий труда;

— для оценки деятельности аттестующих организаций.

Важно! Если после 1 декабря 2010 г. аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась организацией, не прошедшей в установленном порядке обязательную аккредитацию, ГИТ обязана предъявить работодателю предписание с требованием повторного проведения аттестации в соответствии с установленным порядком.

Представленные работодателями документы по результатам проведения аттестации рабочих мест хранятся в ГИТ.

По результатам анализа материалов аттестации рабочих мест ГИТ может проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения работодателями установленного порядка проведения указанной аттестации.

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами их проведения, согласованными с органами прокуратуры и утвержденными руководителем ГИТ (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489, Приказ Роструда от 28.10.2010 N 455).

При проведении внеплановой проверки должны соблюдаться условия, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Основанием для проведения внеплановой проверки согласно п. 27 Приложения N 1 к Приказу Роструда от 31.08.2011 N 193 может быть:

— истечение срока исполнения работодателем выданного ГИТ предписания об устранении выявленного нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обращение работника в ГИТ с заявлением о нарушении работодателем его трудовых прав или с запросом о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

— представление в ГИТ сведений организацией по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда как вредных и (или) опасных.

О проведении внеплановой проверки Роструд или соответствующая ГИТ уведомляет работодателя любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Здравствуйте! В этой статье мы рассмотрим процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое аттестация, каков порядок и этапы ее проведения;
  2. Каковы сроки проведения и срок действия;
  3. Что нового принято в 2019 году;
  4. Где могут пригодиться результаты исследования и какие фирмы занимаются этим.

Аттестация, что это

Это понятие из раздела трудового законодательства. Обозначает выявление соответствия окружающей среды и других факторов на месте работы человека, нормативам охраны труда, на предмет вредных и опасных показателей.

При обнаружении этих факторов, работодатель обязан разработать алгоритм действий по приближению условий труда в соответствии с этими нормами.

Фраза «аттестация рабочих мест» активно использовалась до 2013 г., уже в 2014 г. на смену пришло определение «специальная оценка».

Само понятие и правила ее проведения подкреплены ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 г. Главным в этом действии является комплекс приемов по обнаружению и оценке вредности и опасности показателей производства и степени влияния их на здоровье человека.

Для чего нужнааттестация и нужна ли вообще? Эта процедура проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение в жизни многих работников играет большую роль. Сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Аттестацияпозволяет дать полную оценку каждому рабочему месту с нескольких сторон, ее цели:

  1. Оценить степень и уровень того, как влияют факторы производственной среды на человека.
  2. Выявить тяжесть и напряженность отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника.
  3. Определить уровень травматизма и его безопасность.
  4. Определить обеспеченность каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни работах.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая ложится в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается спецоценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

  • независимо от вида собственности;
  • Коммерческие фирмы;
  • Бюджетные учреждения;
  • , имеющие в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников, а также физлица, которые имеют вольнонаемную силу, но не оформляют их должным образом.

Оплата специалистам, проводящим аттестацию, производится только со счетов предприятий и учреждений, подвергшимся такой проверке, что оговорено в Трудовом Кодексе, ст. 212.

Порядок аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

  1. Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
  2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
  3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Все перечисленные работы регламентированы «Положением о правилах проведения аттестации», принятым Министерством труда и соц. развития РФ и вступившим в действие 01.07.1997. Поправки внесены лишь 01.09.2008.

Весь процесс спецоценки можно представить несколькими этапами:

  1. Подготовка к проведению оценивающих работ.
  2. Основной, который заключается в самой проверке.
  3. Заключительный, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований
  4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.
  5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Начальник учреждения, которое подвергается спецоценке рабочих, назначает своего сотрудника в качестве председателя комиссии. Он, в свою очередь, подбирает себе команду. В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • Инженер по ОТ;
  • Сотрудник кадровой службы;
  • Механик;
  • Электрик или энергетик;
  • Бухгалтер по начислению зарплаты;
  • Мед. работник;
  • Член профсоюзной организации;
  • Технолог.

Количество человек может определяться индивидуально, такое правило не оговорено в нормативных актах по оценке условий.

Такой состав может наблюдаться в малочисленных учреждениях, а в крупных компаниях подобные комиссии должны присутствовать во всех отдельных подразделениях с центральной комиссией во главе.

Каждый список сотрудников по аттестации рабочих мест утверждается приказомпо основной деятельности, с указанием Ф.И.О., должности председателя и членов комиссии, а также сроков проведения проверки.

Все представители проходят обучение. Для этого председатель должен пригласить специалиста региональной организации по ОТ, для проведения методических уроков. Семинар может продолжаться в течение двух дней.

Следующим действием со стороны комиссии является разработка графика мероприятий. На данном этапе происходит определение сроков и этапов проведения аттестации с указанием уполномоченных лиц.

Далее, определяется перечень рабочих мест, которые подвергаются оценке, с указанием вредных и опасных факторов для основных измерений. При составлении реестра работники опираются на и «Общий классификатор профессий», и выявляют виды работ, которые более всего подвержены негативному воздействию факторов.

В основном ссылаются на жалобы работников, например, отсутствие вентиляции воздуха в помещении, вибрацию, сильный шум.

Документальное оформление перечня представляется в виде таблицы и играет важную роль в общей процедуре аттестации, так как он задает объем всей аттестационной работы.

И последним шагом этого этапа является сбор и систематизация полной информации о каждом рабочем месте, его факторах окружающей среды, а также подготовка нормативной базы, регламентирующей спецоценку на показатели опасности травмирования человека и обеспечение его средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам ОТ по ряду направлений:

  • Соответствие гигиеническим нормам;
  • Опасность получения травмы на рабочем месте;
  • Наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;
  • Комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности. Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами. Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.
  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.
  3. Название приборов измерений.
  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.
  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.
  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.
  7. Автограф ответственного лица за измерение.
  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ, комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных, и сопоставления их с нормативами, определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом участке, действующие льготы и компенсации занятых людей, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью оценочного документа выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности, определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до человека условия будущей работы.

Заключительный

Предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.
  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ.
  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем. Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу, с оглаской сроков выполнения. Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Какие работы должны аттестовываться

Обязательную оценку проводят на соответствие нормам безопасности при использовании ручных механизмов, автоматизированных устройств и оборудования, которые могут подвергаться вредным и опасным факторам.

Такие критерии не относятся к специальной оценке условий труда, она не имеет ограничений. То есть она проводиться независимо от вышеперечисленных показателей.

До 2014 года дистанционные работники или надомники подвергались аттестации. И что касаемо офисных работников. На сегодня законом 426 предусмотрена оценка трудового места офисного работника на общих основаниях.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации, проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет. Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

  1. Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.
  2. Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.
  3. По требованию инспекции по труду.
  4. По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2019 году

Радикальные изменения произошли в 2014 году. Согласно закону поменялось название процедуры. Ранее аттестация рабочих мест, ныне используется понятие специальная оценка условий труда.

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Согласно письму Министерства труда Российской Федерации такая аттестация должна считаться недействительной и в настоящее время пройти нужно специальную оценку условий труда на соответствие нормативам гигиены и травмобезопасности.

Однако, не все компании поспешили выполнить требования Федерального закона в срок. Информация о нарушителях в настоящее время обобщена в электронном формате и находится на аналитическом обзоре проверяющих из Прокуратуры РФ и Государственной инспекции по труду, что позволит, в дальнейшем, применить к предпринимателям штрафные санкции, не выходя на «место».

Штрафы сейчас существенные:

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей. Может наступить и более плачевный итог, это лишение свободы или назначение принудительных работ.

В любом случае, аттестация рабочих мест по условиям труда должна быть проведена.

Где используют результаты аттестации

Как уже отмечалось, результаты спецоценки с 2015 года отражаются в отчете фонда социального страхования по форме . Специалисты ФСС принимали решение поднять или сделать скидку процента по налогу на травматизм.

Данная графа, в которой отражается количество рабочих мест, прошедших проверку на вредность и опасность, до настоящего момента названа как аттестация рабочих мест организации, но это только вопрос времени, возможно, ее переименуют в специальную оценку.

Для пенсионного фонда эти результаты также играют немаловажную роль. Имеется таблица классов и подклассов условий, согласно которым на заработную плату вредников начисляются страховые взносы по доп. тарифу. Тариф может варьироваться от 0 до 8%.

Работники, по которым бухгалтера подают в ПФР поименные списки с указанием льготы на каждого сотрудника, могут выйти на пенсию раньше положенного срока.

Например , машинисты котельных (кочегары), электрогазосварщики, и другие профессии согласно аттестации рабочих мест.

Класс аттестации рабочих мест Подкласс Доп. тариф, %
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0

Согласно установленным разрядам, работодатель обязан проводить регулярные медосмотры своих рабочих, улучшать качество их работы, внедряя новые СИЗ, обеспечивать их льготами.

Организации, имеющие лицензию на проведение аттестации рабочих мест

В России в каждом регионе действуют организации, которые специализируются на проведении спецоценки. Они могут провести проверку в полном объеме, а могут сделать только замеры. Кто же проводит аттестацию рабочих мест в России?

Например, в Москве и Московской области таких фирм насчитывается около 94-х.

Среди них можно выделить самые востребованные:

  • АТОН ЭКО-безопасность и охрана труда;
  • СОКРОН;
  • Служба аттестации рабочих мест и охраны труда;
  • ООО «Технометр».

И это еще не весь список. Наиболее оптимальными условиями располагает самая распространенная на рынке подобных услуг фирма ООО «Главпромэкспертиза». Зарекомендовала себя не только в Московской области, но и в других регионах страны. Деятельность осуществляется на протяжении 15 лет. Главным преимуществом является низкая цена аттестации рабочих мест, новейшее измерительное оборудование, квалифицированные специалисты в своей области, имеющие высшее образование.

Компания «Мэрцис» производит весь ряд услуг, по оценке труда. Способны проводить микробиологические испытания. Низкие цены и постоянная система скидок на услуги привлекает организации все больше и больше. Обслуживает город Санкт-Петербург и близлежащие регионы.

ООО «АКЦОТ» эта фирма зарекомендовала себя на рынке услуг по оценке труда в Алтайском крае. Очень востребованная фирма, осуществляет гибкий подход к каждой организации, то есть может подстроиться к любым условиям проведения аттестации, проведет оценку в кратчайшие сроки с минимальной документальной волокитой.

Чтобы выбрать наиболее подходящую компанию, нужно детально изучить полную информацию о фирме, отзывы, удостоверяющие документы.

Аттестация рабочих мест - это комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах организации – работодателя в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мер по приведению условий труда в соответствие с нормами законодательных актов, устанавливающих соответствующие государственные нормативные требования.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места организации-работодателя.

При этом организация-работодатель, должна быть зарегистрирована как индивидуальный предприниматель или в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско - правового характера.

Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое имеет право оказывать услуги по проведению оценки

рабочих мест по условиям труда.

В этом случае аттестующая организация должна являться независимой организацией по отношению к организации - работодателю, у которой проводится оценка рабочих мест по условиям труда.

Для чего нужна аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение имеет большое значение.

Так, сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Цели аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту.

Целями аттестации рабочих мест являются следующие цели:

    оценка степень и уровня того, как влияют факторы производственной среды на работника;

    выявление тяжести и напряженности отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника;

    определение уровня травматизма и безопасности рабочего места;

    определение обеспеченности каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни участках работы.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая берется в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается оценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

    юридические лица независимо от вида собственности;

    коммерческие фирмы;

    бюджетные учреждения;

    индивидуальных предпринимателей, имеющих в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.

2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.

3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:

1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.

2. Основной этап, который заключается в самой проверке.

3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.

4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.

5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.

Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.

В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

    инженер по ОТ;

    сотрудник кадровой службы;

  • электрик или энергетик;

    Аттестация рабочих мест: подробности для бухгалтера

    • Гарантии за работу во вредных условиях: когда, какие и кому?

      Какие гарантии действуют по результатам аттестации рабочих мест? Какими нормативными документами руководствоваться работодателям... ? Какие гарантии действуют по результатам аттестации рабочих мест? Какими нормативными документами руководствоваться работодателям... где закончился срок действия результатов аттестации рабочих мест, должны были провести специальную оценку... , проводилась ли специальная оценка или аттестация рабочих мест, какими документами гарантии должны устанавливаться...

    • Если результаты спецоценки снижают гарантии и компенсации

      Для чего была разработана система аттестации рабочих мест. Минздравсоцразвития приказами определило... предоставляются работникам по результатам аттестации рабочих мест. Если должности и профессии... производственными факторами, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Работодатель... трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (теперь... труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест (теперь спецоценки), а не...

    • Дайджест правовой информации для кадровых работников за III квартал 2018 года

      2018 года Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться...