Государственно-правовое регулирование корпоративной деятельности. Государственное регулирование корпоративной деятельности: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Корпоративному праву Проблемы государственного регулирования корпоративной

А. С. АКИМОВ, Д. М. СТРИХАНОВА1

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

1 Московская государственная юридическая академия имени О. Е Кутафина

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

В 2007 году были приняты федеральные законы о создании 6 крупных государственных корпораций , причем каждая корпорация создана специальным федеральным законом. В работе проведен анализ Гражданского кодекса, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих процесс создания и деятельность государственных корпораций. Определен целый ряд зна­чимых проблем, связанных с деятельностью государственных корпораций.

До 2007 года государство всего дважды использовало возможность создания государственных корпораций: в 1999 году была создана госу­дарственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» , которая в 2003 году была преобразована в «Агентство по страхованию вкладов» в соответствии с принятым федеральным законом . На агентство возложено выполнение трех взаимосвязанных общественно значимых функций, направленных на формирование комплексной системы защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков, поддержание стабильности банковской системы , а именно: страхование банковских вкладов, осуществление мер по предупреждению банкротства банков, управление ликвидационными процедурами в несостоятельных кредитных организациях (т. е. функции конкурсного управляющего при банкротстве банков, привлекающих средства физических лиц). Таким образом, до 2007 года государственные корпорации создавались в исключительных случаях в финансовой сфере на стыке полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ. При этом во всех законах весьма подробно определялись принципы и порядок деятельности данных корпораций, а также регу­лирование в соответствующих областях, что в известной мере компенсировало чрезмерную рамочность (недетализированность) базовых норм закона о некоммерче­ских организациях (1996 г.), определившего го­сударственную корпорацию как самостоятель­ную организационно-правовую форму.

В 2007 году были приняты федеральные законы о создании 6 крупных государственных корпораций с весьма значимыми задачами экономиче­ского, социального и политического характера:

2) Российская корпорация нанотехнологий (ГК «Роснанотех») (июль 2007 г.) – для содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитию инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспек­тивных нанотехнологий и наноиндустрии ;

3) Фонд содействия реформи­рованию жилищно-коммунального хозяйства (июль 2007 г.) – для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных меха­низмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосбе­регающих технологий путем предоставления финансовой под­держки за счет средств Фонда ;

4) Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой») (октябрь 2007 г.) – для осуществления управленческих и иных общественно-полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строи­тельстве, с проектированием, строительством, реконст­рукцией и организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для раз­вития города Сочи как горноклиматического курорта ;

5) Государственная корпорация по содействию разработкам, производству и экспорту высо­котехнологичной промышлен­ной продукции «Ростехнологии» (Государственная корпо­рация «Ростехнологии») (ноябрь 2007 г.) – для содействия разработке, производству и экспорту высокотехно­логичной промышленной продукции путем обеспечения под­держки на внутреннем и внешнем рынках российских организа­ций – разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в органи­зации различных отраслей промышленности, включая оборон­но-промышленный комплекс ;

6) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Государственная корпорация «Росатом») (декабрь 2007 г.) – для проведения государственной политики, осуществления норма­тивно-правового регулирования, оказание государственных ус­луг и управления государственным имуществом в области ис­пользования атомной энергии, развития и безопасного функ­ционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обес­печения ядерной и радиационной безопасности, нераспростра­нения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования , осуществле­ния международного сотрудничества в этой области .

Эти корпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имуще­ства (средства федерального бюджета и Стаби­лизационного фонда; различные производствен­ные и финансовые активы), обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу.

Таким образом, процесс создания и деятельность государственных корпораций регулируется специальными федеральными законами, а также принятыми на их основе другими нормативно-правовыми актами. В ГК РФ государственные корпорации упоминается лишь дважды, что примечательно в ст. 50 о них нет упоминания вообще, что свидетельствует о их временной и нестабильной форме . Закон «О некоммерческих организациях» определяет государственную корпорацию как не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданную на основании специального федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций . Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации, причем нормы указанного закона имеют приоритет перед нормами ФЗ «О некоммерческих организациях». Для создания государственной корпорации также не требуется учредительных документов , предусмотренных ст. 52 ГК РФ. Источниками формирования имущества государственной корпорации по закону является имущественный взнос Российской Федерации и другие источники, в числе которых регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом об учреждении корпорации. Имущество государственной корпорации находится в собственности самой корпорации. Любая государственная корпорация должна создаваться специальным федеральным законом. Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации также должен определяться отдельным законодательным актом. Это уже подчеркивает особый статус таких организаций и предопределяет их небольшое количество.

Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие черты государственных корпораций:

1) это некоммерческая организация, что означает отсутствие получения прибыли в качестве основной цели деятельности и, как следствие, отсутствие обязанности перечисления части прибыли учредителю;

2) это не имеющая членства организация, что подразумевает строго фиксированное участие в государственной корпорации, т. е. в государственную корпорацию не могут быть приняты иные лица и, соответственно, никто, кроме российской Федерации, не может приобрести полномочия по управлению государственной корпорацией и контролю за ее деятельностью. Это означает, что частного капитала в государственной корпорации быть не может. В свою очередь, Российская Федерация не может прекратить свое учредительство, не ликвидируя саму государственную корпорацию;

3) это организация, учрежденная Российской Федерацией, от имени которой выступают отдельные государственные органы (например, при формировании органов управления государственной корпорации);

4) создается на основе имущественного взноса Российской Федерации, где имуществом, вносимым с государственную корпорацию, может являться имущество ликвидируемых организаций, имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий , бюджетные средства, ценные бумаги , находящиеся в федеральной собственности, права требования по договорам;

5) имущество государственной корпорации является ее собственностью;

6) создается на основании специального федерального закона, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность и который выполняет функции учредительных документов;

7) государство не отвечает по обязательствам государственной корпорации;

8) создается для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению этих целей, что означает строго целевой характер ее деятельности и использования имущества.

Однако поскольку в законе предусмотрено, что особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются в специальном законе, принимаемом при ее создании, то эти черты в каждом конкретном случае могут быть изменены.

Следовательно, государственная корпорация является новой организационно-правовой формой, основанной на новой форме собственности и обладающей имущественной самостоятельностью, которая создается для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций. Имущественная самостоятельность юридического лица предполагает наличие у него некоторого имущества на праве собственности или на каком-либо ограниченном вещном праве (праве хозяйственного ведения или оперативного управления), определенным образом отделенного от имущества других лиц (ч.1 ст. 48 ГК РФ). Итак, имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, становится собственностью государственной корпорации, а не государства как учредителя, которое государственная корпорация использует для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Таким образом, государственная корпорация владеет, пользуется и распоряжается переданным ей Российской Федерацией имуществом на праве собственности.

Создание государ­ственных корпораций породило множество дискуссий о рациональности такого рода деятельности госу­дарства и обусловило целый ряд зна­чимых проблем, касающихся контроля за деятельностью государственных корпораций:

1) нечеткость понятия «общественно-полезные функции» и, соответственно, возможность расширительных трактовок при обосновании необходимости использования данной формы, а также низкий уровень контроля за выполнением возложенных на государственную корпорацию функций;

2) при создании государственной корпорации происходит фактически безвозмездная передача государственного имущества, при этом не установлены какие-либо принципы управления имуществом государственных корпораций, что порождает дополнительные риски, проблемы, связанные с осуществлением контроля за деятельностью государственных корпораций и выполнением возложенных на них функций и задач.

3) из-за минимального вмешательства государства в деятельность государственных корпораций, финансируемую как за счет бизнеса, так и за счёт бюджета, происходит фактически бесконтрольное распоряжение полученными бюджетными средствами, а также имуществом, которое перешло из государственного в госкорпоративное.

Законодательство, регулирующее деятельность государственных корпораций, обладает определенными изъянами, а именно:

1) создание каждой корпорации требует принятия отдельного закона, т. е. получается, что регулирование государственных корпораций осуществляется на индивидуальной основе и в ряде случаев не согласуется с действующим законодательством;

2) «рамочность» принятых законов о создании государственных корпораций, т. е. практически все принятые законы отличаются низким уровнем детализации ус­ловий и принципов деятельности корпораций (за единственным исключением в виде закона о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ) и требуют для обеспечения практической работы принятия ряда подзаконных актов, опре­деления весьма значимых процедур на уровне самой корпорации;

3) низкий уровень «унификации» норм принятых законов о созда­нии государственных корпораций, так как це­ли, задачи и направления деятельности каждой корпорации весьма индивидуальны, но даже в случае близких по сути норм их изложение су­щественно различается, в том числе по деталь­ности и стилистике;

4) в большинстве законов о создании государственных корпораций либо полностью отсутствуют критерии оценки степени достижения их законодательно установленных целей (Ростехнологии, Роснанотех и АСВ), либо критерии отказываются существенно ýже заявленных целей и не позволяют контролировать степень их достижения (Росатом и Внешэкономбанк). Единственным исключением можно считать Олимпстрой;

5) для большинства государственных корпораций не предусмотрены процедуры средне - и долгосрочного планирования , за исключением Росатома (но и здесь нет ограничений на пересмотр показателей программы). В законах не прописаны возможные санкции за невыполнение программ и несоответствие фактических значений показателей целевым, а также процедуры пересмотра программ в подобных случаях по инициативе учредителя.

Важно отметить, что в соответствии с посланием президента РФ Федеральному Собранию 2009 года государственная корпорация рассматривается как бесперспективная форма в современных условиях. Так, корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны быть ликвидированы по завершении их деятельности, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества , контролируемые государством (они либо сохраняются в госсекторе , либо будут реализованы частным инвесторам).

Из всего вышеизложенного следует, что: во-первых, необходимо принятие ряда подзаконных актов в целях детализации условий и принципов деятельности каждой государственной корпорации для обеспечения их практической работы и выполнения задач, определенных федеральными законами об их создании; во вторых, повышение уровня контроля за использованием переданного государственной корпорации имущества и его рационального использования, а также за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций является важной задачей, стоящей перед государством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О реструктуризации кредитных организаций»// Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3477.

2. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2003, № 52 (часть I), ст. 5029.

3. Федеральный закон от 01.01.2001 года №82-ФЗ «О банке развития » // Собрание законодательства РФ, 28.05.2007, № 22, ст. 2562.

4. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, N 30, ст. 3753.

5. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»// Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, № 30, ст. 3799.

6. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // Собрание законодательства РФ, 05.11.2007, № 45, ст. 5415.

7. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О государственной корпорации «Ростехнологии» // Собрание законодательства РФ, 26.11.2007, №ч.), ст. 5814.

8. Федеральный закон от 01.01.2001 года «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6078.

Негативные последствия бизнеса и роль государства в экономике. Государственные органы, регулирующие и контролирующие корпоративную деятельность. Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью. Косвенное влияние государства на деятельность корпораций.

Тема. Понятие о корпоративном праве РФ. Нормы, регулирующие корпоративные отношения, и их источники (4 часа)

Вопросы:

1.Понятие «корпорация» и его признаки. Социально-экономическая природа корпоративных отношений.

2.Понятие и признаки корпоративного права. Место корпоративного права в гражданском праве.

3.Предмет корпоративного права. Соотношение с предметом гражданского права.

4. Метод корпоративного права. Соотношение с методом гражданского права.

5.Функции корпоративного права.

6. Система корпоративного права. Элементы системы корпоративного права. Соотношение корпоративного права с отраслями российского частного и публичного права.

7. Понятие норм, регулирующих корпоративные отношения. Корпоративные нормы и централизованные нормы, их соотношение.

8. Признаки корпоративных норм. Их структура.

9. Признаки централизованных норм. Их структура.

10. Понятие источника корпоративных норм, виды.

11.Источники централизованных норм, регулирующих корпоративные отношения.

12.Корпоративное нормотворчество.

13. Понятие и принципы корпоративного нормотворчества.

14. Виды корпоративного нормотворчества.

Тема. Субъекты корпоративных отношений (4 часа).

Вопросы:

1. Система корпораций в РФ. Их правосубъектность.

2.Учредительные документы корпораций.

3. Соотношение правового статуса полных товариществ и товариществ на вере.

3.1. Общие положения.

3.2.Права и обязанности участников.

3.3.Управление.

4.Соотношение правового статуса ООО и ОДО.

4.1.Общие положения.

4.2.Права и обязанности участников.

4.3.Управление.

5. Соотношение правового статуса ОАО и ЗАО.

5.1.Общие положения.

5.2.Права и обязанности участников.



5.3.Управление.

6.Отличие дочерних обществ от зависимых.

Тема. Имущественные основы деятельности корпорации (4 часа).

Вопросы:

1. Понятие корпоративных финансов. Уставный капитал АО и ООО: понятие, состав, порядок формирования. Распределение прибыли в корпорации. Дивиденды.

2. Фонды и резервы корпорации. Налоговое планирование в корпорациях. Финансовая отчетность корпорации.

3. Понятие корпоративных ценных бумаг, их виды. Общая характеристика и признаки корпоративных облигаций и акций. Виды акций, права удостоверяемые акциями.

4. Выпуск и размещение акций. Обращение ценных бумаг, их регистрация.

Тема. Организационно-управленческие основы деятельности корпорации (4 часа).

Вопросы:

1. Понятие и принципы корпоративного управления. Понятие и виды корпоративных органов. Системы органов управления АО и ООО.

2. Общее собрание участников АО и ООО: полномочия, порядок созыва и статус.

3. Совет директоров (наблюдательный совет) АО и ООО: порядок формирования, компетенция и место в системе органов корпорации.

4. Исполнительные органы АО и ООО: виды, порядок формирования, компетенция и место в системе органов корпорации.

5. Понятие и цели корпоративного контроля, субъекты. Ревизионная комиссия (ревизор): порядок формирования и компетенция. Организация деятельности ревизионной комиссии (ревизора).

6. Контроль за совершением сделок корпорацией.

7. Понятие и виды корпоративной ответственности. Юридическая ответственность корпорации: понятие, виды. Юридическая ответственность должностных лиц корпорации: понятие и виды.

Тема. Государственное регулирование корпоративной деятельности (2 часа).

Вопросы:

1. Негативные последствия бизнеса и роль государства в экономике.

2. Государственные органы, регулирующие и контролирующие корпоративную деятельность.

4. Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью.

5. Косвенное влияние государства на деятельность корпораций.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Корпоративное право [Текст] : учебник для вузов / отв. ред. И. С. Шиткина. - Москва: Wolters Kluwer, 2008. - 648 с. - Гриф УМО "Рекомендовано".
  2. Кашанина, Т. В. Корпоративное право [Текст] : учебник для вузов / Т.В. Кашанина. - 5-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 899 с. - (Университеты России).
  3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений // Гражданское право. Том 1 [Электронный ресурс]: учебник / Г.Н. Черничкина, В.В. Бараненков, И.В. Бараненкова и др.; под ред. Г.Н. Черничкиной. – Электрон. текстовые данные. - Москва: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=349678

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Егорова, М.А. Институциональная принадлежность категорий "группа лиц" и "аффилированные лица" [Текст] // Юрист. - 2013. - N 11. - С. 32 - 36.

2. Мельникова, Т.В. К вопросу о правовом статусе полного товарищества (на примере сравнительного анализа российского и североамериканского права) [Текст] / Т.В. Мельникова // Юрист. - 2013. - N 7. - С. 26 - 30.

3. Поваров, Ю.С. Содержание устава и соглашения об управлении хозяйственным партнерством: актуальные аспекты соотношения [Текст] / Ю.С. Поваров // Юрист. - 2012. -N 18. - С. 14 - 17.

4. Сикачев, М.Н. Сторона договора о создании юридического лица: закон и практика [Текст] // Юрист. - 2011. - N 1. - С. 24 - 30.

5. Мельникова, Т.В. К вопросу о правовом статусе полного товарищества (на примере сравнительного анализа российского и североамериканского права) [Текст] // Юрист. - 2013. -N 7. - С. 26 - 30.

Самостоятельная хозяйственная деятельность корпорации в рамках закона, собственное усмотрение - это право корпорации. Сущность предпринимательской деятельности состоит в свободе распоряжения средствами с целью получении прибыли. В хозяйственную деятельность предприятия не вправе вмешиваться не только государственные органы, а вообще никто, кроме случаев, установленных законом.

Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы. Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты - корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов.

К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, можно отнести Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную налоговую службу, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную инспекцию труда и иные.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. ФСФР России принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.

В целях осуществления своих полномочий ФАС России вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания, привлекать корпорации и их руководителей к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, устанавливать наличие доминирующего положения на рынке, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и введении нетарифных мер, проводить анализ состояния товарных рынков.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Для осуществления контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) документального подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, проводить налоговые проверки, производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, вызывать в налоговые органы налогоплательщика (налоговых агентов) для дачи пояснений, приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков (налоговых агентов), осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов) устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных корпорациям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции (арбитражные суды) иски, связанные с нарушением налогового законодательства.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Технические регламенты принимаются с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и т.п. При этом корпорации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Для обеспечения своих функций Ростехрегулирование вправе требовать от изготовителя (продавца и т.п.) предъявления декларации о соответствии сертификата соответствия требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушение требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия, привлекать изготовителя (продавца и т.п.) к установленной ответственности.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

В целях реализации своих контрольных полномочий должностные лица - государственные инспекторы труда вправе осуществлять проверки предприятий и организаций различных организационно-правовых форм на предмет соблюдения действующего трудового законодательства. В случае обнаружения нарушений государственный инспектор вправе применять меры, направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав работников предприятий (организации).

Вопросы для самоконтроля

1. Определите роль и принципы экономической деятельности.

2. Определите основные сферы государственного регулирования корпораций.

3. Назовите методы регулирования экономики корпораций.

4. В чем проявляются и как реализуются ограничительная и разрешительная деятельность государства?

5. Назовите основные органы регулирования корпораций и их основные регулирующие функции.

1. К основным видам государственного регулирования экономики корпораций можно отнести:

а) регулирование цен и тарифов;

б) регулирование хозяйственных договоров;

в) регулирование обеспечения занятости населения.

2. Прямое регулирование деятельности корпораций осуществляется через:

а) лицензирование;

б) обеспечения безопасности и обороны страны;

3. Косвенное регулирование деятельности корпораций осуществляется через:

а) налоги;

б) защиту окружающей среды и пользование природными ресурсами;

в) ограничение конкуренции.

4. К общенормативным методам регулирования относятся:

а) государственные контракты;

б) введение общих правил;

в) тематические планы.

5. К программно-установочным методам регулирования относятся:

а) государственное содействие частному предпринимательству;

б) статистическая отчетность;

в) целевые программы.

6. К легализующим методам регулирования относятся:

а) формирование государственного бюджета;

б) лицензирование;

в) субсидии.

7. Органом, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг, является:

а) федеральная налоговая служба;

б) федеральная антимонопольная служба;

в) федеральная служба по финансовым рынкам.

8. Органом, регулирующим конкуренцию, является:

а) федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

б) федеральная служба по финансовым рынкам;

в) федеральная антимонопольная служба.

Понятие юридического лица

Юридическим лицом согласно ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1) является организацией;

2) обладает обособленным имуществом;

3) имущество принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или one-ративного управления;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права;

6) может нести обязанности от своего имени;

7) вправе быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный

баланс или смету. Такой баланс или смета являются одним из признаков обособленности имущества юридического лица и самостоятельности организации. Подразделения юридического лица также могут иметь собственный баланс, однако такой баланс не может быть признан самостоятельным, поскольку он не отражает всех затрат на подразделение юридического лица.

Юридическое лицо как участник гражданского оборота обладает правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность и дееспособность юридического лица по многим параметрам отличны от гражданской правоспособности и дееспособности.

Правоспособность юридического лица означает, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Выделяют правоспособность общую и специальную.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Особенность российского общества состоит в том, что оно все еще находится в переходном состоянии. Все еще имеются сторонники того, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве осознанных, планомерных действий, что государство является ведущим началом экономических преобразований. Такой подход к управлению обществом, который не считается с объективными закономерностями, ведет к произвольному вмешательству публичных институтов в экономическую и иные сферы жизнедеятельности общества.

Экономика как система производственных отношений в основе своей - саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения.

Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т.е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда.

Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, организующей общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).

В странах с рыночной экономикой также преследуется цель упорядочения рынка, но не путем замены его государственной экономикой, не путем отмены свободы предпринимательства, а посредством установления разумных пределов этой свободы, поиска и законодательного закрепления баланса общественных интересов. Государство здесь оказывает воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами, гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т.д.

Современная Россия интегрируется в мировое хозяйство и не может игнорировать те правила, по которым развивается мировая экономика. Многое для этого сделано, но российская экономика по-прежнему переживает кризисное состояние, определяемое переходом от директивного хозяйствования к рыночному. Поэтому еще некоторое время потребуется большее, чем в стабильной рыночной экономике, вмешательство государства в экономическую сферу. Однако в любом случае такое вмешательство должно регламентироваться законом, балансирующим различные общественные интересы.

Между этими крайними полюсами существует ряд моделей, различающихся по степени вмешательства государства в экономику. При этом следует также учитывать, что экономическая система любой страны состоит из нескольких секторов, среди которых можно выделить по меньшей мере два, так или иначе отличающихся друг от друга по форме собственности и принципам регулирования:

  • 1) частное предпринимательство, которое в значительной степени регулируется рыночными механизмами и основано на частной инициативе;
  • 2) государственный сектор экономики, базирующийся на государственной собственности и жестко контролируемый государством.

Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют и государство, и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках.

Важной характеристикой экономической системы является объективное наличие и действие в ней соответствующей инфраструктуры, в том числе и в деятельности корпораций.