Качество продукции работ и услуг регулируется. Правовое регулирование качества товаров (2009). Правовое обеспечение качества

Правовое обеспечение управления качеством продукции состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления организации на всех стадиях жизненного цикла продукции с целью обеспечения ее высокого качества. Правовое обеспечение управления качеством продукции направлено на решение следующих основных задач:

  • - правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;
  • - создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реализации функций управления качеством продукции;
  • - защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает в себя различные нормативные акты и правила.

Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Например, соблюдение требований стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского, трудового, административного и уголовного права. Общая классификация выделяет среди нормативных актов две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Схема нормативных актов РФ.

Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. закон -- это нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.

Все иные нормативные акты называются подзаконными и принимаются уполномоченными на то органами власти и управления:

  • - указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции;
  • - акты {постановления и распоряжения) Правительства РФ (большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);
  • - акты государственных региональных и местных муниципальных органов {представительных органов и органов администрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории -- региона, области, города, района;
  • - ведомственные акты, -- акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.

Устанавливая контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции. При этом качество продукции может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и другими.

Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона продукции (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса -- важное условие при разрешении между сторонами споров о качестве.

Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах.

Наиболее распространенный способ определения качества продукции -- отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном торговом обороте. В современных условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством продукции.

Управление качеством продукции осуществляется на основе международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий. Государственная система управления качеством Российской Федерации создана с учетом международных стандартов на системы качества (МС ИСО серии 9000).

Международные стандарты ИСО серии 9000 гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции; обеспечивают законодательную базу, нормативы которой предусматривают активную роль потребителя в процессе изготовления продукции. Эти стандарты включают в себя пять основных моделей (МС ИСО серии 9000 -- МС ИСО серии 9004) системы качества, в которых установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.

Компетентные органы государственного управления качеством продукции разрабатывают государственные стандарты, области их распространения, сферы их действия и даты их введения. Государственные стандарты являются обязательными правилами для производителей, так как государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому госстандарты касаются безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Они обязательны и в иных случаях, если это установлено компетентным органом управления.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны соблюдать требования госстандартов и поддерживать на соответствующем уровне систему качества продукции. Это предусматривается соответствующими договорами между организациями, технической документацией изготовителя (исполнителя, поставщика) продукции.

Для оценки соответствия качества продукции предъявляемым требованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций, которые организуют и производят работы по стандартизации в соответствии с Законом РФ «О стандартизации». Каждая отрасль разрабатывает отраслевые стандарты в пределах своей компетенции, которые утверждаются соответствующими органами государственной системы стандартизации. Действие таких стандартов распространяется на предприятия конкретной отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются предприятием и утверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдение требований стандартизации от других хозяйствующих субъектов, если это предусмотрено в договоре с ними.

Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций разрабатываются этими организациями и утверждаются соответствующим органом государственного управления по стандартизации. Основная цель таких стандартов -- распространение знаний о достижениях науки и техники. Такие стандарты могут использоваться субъектами хозяйственной деятельности (заказчик, исполнитель) при заключении договоров между ними соответствующего уровня, в которых предусматриваются условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Рассмотренные стандарты составляются на основе требований госстандартов и не должны нарушать нормы и правила, предусмотренные в них. Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельности обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.

В условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям государственных стандартов.

Существуют два способа подтверждения соответствии продукции и услуг требованиям государственных стандартов: путем сертификации или путем маркировки продукции и услуг знаками соответствия государственным стандартам.

Практика показывает, что основным инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям госстандартов, является сертификация.

Маркировка любой продукции регламентируется соответствующим Госстандартом или ТУ (технические условия). Основные требования по маркировке продукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются в зависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) (производственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общие требования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.

Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соответствия государственным стандартам.

Знак соответствия -- зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Знак соответствия устанавливается организацией, имеющей лицензию, выдаваемую в порядке, установленном Госстандартом Российской Федерации. Организации, получившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.

В Российской Федерации создана комплексная система государственной сертификации качества продукции. Первым знаком, связанным с проблемой соответствия продукции в нашей стране, был «Знак качества». Сейчас существует множество знаков соответствия системы оценки качества продукции. К ним следует отнести такие, как знак сертификации советской ассоциации качества, знак соответствия в системе сертификации средств измерений, в метрологии существует знак утверждения типа средств измерений.

Интеграция стран ЕС затронула вопросы сертификации продукции и маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям европейских норм и стандартов. Как уже сказано выше, страны ЕС ввели единый знак соответствия, который изображается символом СЕ.

Дня организаций, производящих продукцию, наиболее важным является обязательная маркировка продукции -- «марка производственная». Производственные требования к маркировке продукции регламентируются соответствующими стандартами на продукцию, упаковку, маркировку. В этом производственном знаке указан изготовитель продукции. Символика марки производственной (МП) помещается на самом изделии или в крайнем случае на его упаковке. Знак МП должен содержать необходимую исходную информацию об организации, сорте товара и номере государственного стандарта. Знак МП не регистрируется и применяется независимо от товарного знака. Однако он служит средством усиления ответственности организаций за качество выпускаемой продукции. Отсутствие МП или неправильная маркировка влечет за собой ответственность организации, а для ее руководителей -- дисциплинарную или уголовную ответственность.

^ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ

1. Общие положения в области качества продукции, работ и услуг

Объективной основой государственного регулирования безопасности това-ров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и окру-жающую природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

Усилению государственного регулирования безопасности товаров и услуг способствует современная социально-экономическая обстановка: насыщение спроса, интенсивная конкуренция товаропроизводителей в области качества предлагаемой продукции и услуг, активная деятельность общественных орга-низаций, защищающих права потребителей, и т.д.

Элементами системы регулирования безопасности качества товаров и услуг являются: система выдачи лицензий (разрешений) на право ведения ка-кой-либо деятельности, нормативы безопасности и качества, метрология и ис-пытание изделий, процедура оценки и подтверждения соответствия изделия установленным нормам.

В настоящее время действует Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом ре-гулировании» регулирует отношения, возникающие при:

Разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требова-ний к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевоз-ки, реализации и утилизации;

Разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

Оценке соответствия.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в об-ласти установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реа-лизации и утилизации, а также в области установления и применения на добро-вольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуата-ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соот-ветствия.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принци-пами:

Применения единых правил установления требований к продукции, про-цессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути-лизации, выполнению работ или оказанию услуг;

Соответствия технического регулирования уровню развития националь-ной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню на-учно-технического развития;

Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от из-готовителей, продавцов,исполнителей и приобретателей;

Единой системы и правил аккредитации;

Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредита-ции и сертификации;

Недопустимости совмещения полномочий органа государственного кон-троля (надзора) и органа по сертификации;

Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредита-цию и сертификацию;

Недопустимости внебюджетного финансирования государственного конт-роля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Законо-дательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним феде-ральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ука-занным Федеральным законом, применяются правила международного догово-ра, а в случаях, если из международного договора следует, что для его приме-

Нения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Рос-сийской Федерации.

2. Стандартизация

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характери-стик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продук-ции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; Стандартизация осуществляется в целях:

Повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального иму-щества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья живот-ных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости;

Сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, техни-ческих и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: добровольного применения стандартов;

Максимального учета при разработке стандартов законных интересов за-интересованных лиц;

Применения международного стандарта как основы разработки нацио-нального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стан-дартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

Недопустимости создания препятствий производству и обращению продук-ции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это мини-мально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 Федерально-го закона;

Недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат

Техническим регламентам;

Обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

Национальные стандарты;

Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.

3. Сертификация

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламен-тов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

Удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуа-тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

Содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на россий-ском и международном рынках;

Создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международ-ного экономического, научно-технического сотрудничества, и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

Доступности информации о порядке осуществления подтверждения соот-ветствия заинтересованным лицам;

Недопустимости применения обязательного подтверждения соответст-вия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

Установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соот-ветствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

Уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соот-ветствия и затрат заявителя;

Недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверж-дения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной серти-фикации;

Защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерче-ской тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверж-дения соответствия;

Недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, ви-дов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации мо-жет носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

Обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициа-тиве заявителя на условиях договора между заявителем и органом по серти-фикации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам орга-низаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются про-дукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа-ции и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

Осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

Выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие доброволь-ную сертификацию;

Предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, ес-ли применение знака соответствия предусмотрено соответствующей систе-мой добровольной сертификации;

Приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридиче-скими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанав-ливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, пра-вила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертифи-кации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована фе-деральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием ос-нований для отказа.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулирова-нию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертифи-кации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о прави-лах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответ-ствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы доброволь-ной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия уста-навливается правилами соответствующей системы добровольной сертифи-кации.

Применение знака соответствия национальному стандарту осуществля-ется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя спо-собом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установлен-ном Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случа-ях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключи-тельно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия

Заявитель вправе:


  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотрен-ные для определенных видов продукции соответствующим техническим рег-ламентом;

  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

  • обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабора-торий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель обязан:

Обеспечивать соответствие продукции требованиям технических рег-ламентов;


  • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному под-тверждению соответствия, только после осуществления такого подтвержде-ния соответствия;

  • указывать в сопроводительной технической документации и при мар-кировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

  • предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблю-дением требований технических регламентов, а также заинтересованным ли-цам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертифи-кат соответствия или их копии);

  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек ли-бо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техниче-скую документацию или технологические процессы производства сертифици-рованной продукции;

  • приостанавливать производство продукции, которая прошла подтвер-ждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламен-тов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

  1. подтверждения компетентности органов по сертификации и испыта-тельных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению со-ответствия;

  2. обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

  3. создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществ-ляется на основе принципов:

  • добровольности;

  • открытости и доступности правил аккредитации;

  • компетентности и независимости органов, осуществляющих аккреди-тацию;

  • недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испыта-тельных лабораторий (центров);

  • обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение ак-кредитации;

  • недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверж-дение соответствия;
- недопустимости установления пределов действия документов об ак-кредитации на отдельных территориях.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществ-ляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

^ ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Актуальной проблемой современной экономической жизни России явля-ется приватизация государственного и муниципального имущества.

Правовой основой приватизации в России является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муници-пального имущества» (с изм. от 27 февраля 2003 г.).

Под приватизацией государственного и муниципального имущества пони-мается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее-федеральное имущество), субъектов Россий-ской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация государственного и муниципального имущества основыва-ется на признании равенства покупателей государственного и муниципально-го имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собствен-ность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной осно-ве (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал ко-торых вносится государственное или муниципальное имущество).

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами ме-стного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Феде-ральным законом.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государствен-ных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муници-пальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципаль-ных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 Федерального закона.

Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

Представляет Президенту Российской Федерации для утверждения пред-ложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционер-ных обществ, включающего в себя:

Федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравст-венности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; открытые акционерные общества, акции которых находятся в федераль-ной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

Представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесе-нии в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

Состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в открытые акционерные общества);

Необходимости и степени участия Российской Федерации в открытых ак-ционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации феде-рального имущества на соответствующий год;

Представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Россий-ской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

Издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации; руководит работой федеральных органов исполнительной власти по во-просам приватизации федерального имущества;

Принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества; осуществляет иные предусмотренные указанным Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества.

По специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения.

^ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

1. Понятие института несостоятельности (банкротства)

Рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут эф-фективно функционировать, когда предприятие неспособно удовлетворить требования своих кредиторов, в том числе обеспечить своевременные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Возникает необходи-мость официального признания такого предприятия несостоятельным долж-ником.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Феде-ральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкрот-стве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреж-дению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения про-цедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом не-способность должника в полном объеме удовлетворить требования кредито-ров по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

^ Признаки банкротства . Гражданин считается неспособным удовлетво-рить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обяза-тельства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств пре-вышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они долж-ны были быть исполнены.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей опре-деляются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, воз-никших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявле-ния и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процеду-ры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответст-вующего обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, воз-никших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о при-знании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, опреде-ляются на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, вы-раженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установ-ленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока испол-нения соответствующего обязательства.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

Размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за пе-реданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с уче-том процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возник-шей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, воз-никшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответствен-ность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате вы-ходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

Размер обязательных платежей без учета установленных законодатель-ством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполне-ние обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполне-ние обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при опре-делении наличия признаков банкротства должника.

Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Феде-ральным законом.

В случаях, если должник оспаривает требования кредиторов, размер де-нежных обязательств или обязательных платежей определяется арбитраж-ным судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

Должник;

Арбитражный управляющий;

Конкурсные кредиторы;

Уполномоченные органы;

Федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации и органы местного само-управления по месту нахождения должника;

Лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздо-ровления.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

Представитель работников должника;

Представитель собственника имущества должника - унитарного пред-приятия;

Представитель учредителей (участников) должника;

Представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредито-ров.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признаний должника банкротом в арбитражный суд.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд при-нимает один из следующих судебных актов:

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Решение об отказе в признании должника банкротом;

Определение о введении финансового оздоровления;

Определение о введении внешнего управления;

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

Определение об утверждении мирового соглашения.

Сведения о вынесении определения о введении наблюдения, введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или осво-бождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов публикуются в порядке, установ-ленном статьей 28 указанного Федерального закона.

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае:

Отсутствия признаков банкротства;

Установления фиктивного банкротства; . в иных предусмотренных указанным Федеральным законом случаях.

Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных указанным Федеральным законом и являющихся последст-виями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в слу-чае:


  1. восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

  2. восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

  3. заключения мирового соглашения;

  4. признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших ос-нованием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсут-ствии заявленных и признанных в порядке, установленном указанным
    Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 Феде-рального закона требований кредиторов;

  5. отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заяв-ленных требований или требования о признании должника банкротом;

  6. удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства;

  7. завершения конкурсного производства;
8)в иных предусмотренных указанным Федеральным законом случаях.

Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по хо-датайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае:

Обжалования судебных актов, предусмотренных статьей 52 Федерально-го закона;

Обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов);

В иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Рос-сийской Федерации случаях.

Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

30. Правовое регулирование качества продукции

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство. Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному.

В законодательстве закрепляются:

Компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества;

Показатели качества, обязательные в сфере товарооборота;

Виды нормативно-технической документации и требования к ней;

Права сторон по определению условий о качестве в договоре;

Формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.

Составные части законодательства о качестве:

О стандартизации;

О метрологии;

О сертификации;

О приемке продукции по качеству;

Об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.

Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству.

Указанные отношения регламентируются законами РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».

Особое место в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные акты Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) – органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством.

Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

Глава II. Правовое регулирование договоров 1. Общие положения Правовое регулирование договоров выражается в установлении порядка их заключения и исполнения сторонами принятых на себя обязательств, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

Тема 8 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ 1. Защита прав потребителей Предприниматели выступают на рынке товаров и услуг в качестве: изготовителей, производя товары для реализации; исполнителей, выполняя работы или оказывая услуги; продавцов,

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

2. Правовое регулирование сертификации продукции и услуг Сертификация – деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.Порядок проведения

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

1. Правовое регулирование ценообразования Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

1. Правовое регулирование торгов Торги – один из способов заключения договоров, которые направлены на продажу имущества, за исключением договоров, выполнение которых на торгах несовместимо с их сутью. Сущность торгов в том, что договор заключается организатором торгов

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по метрологии, стандартизации, сертификации автора Клочкова Мария Сергеевна

13. Правовое регулирование прокурорского надзора Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.В

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

СТАТЬЯ 13. Регулирование экспорта и импорта алкогольной продукции 1. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется в порядке, предусмотренном таможенным

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

1. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА, БЕЗОПАСНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) Стандартизация, метрология и оценка соответствия (сертификация) являются инструментами обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг. Техническое законодательство,

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

27. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА. СТАНДАРТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Стандарты по обеспечению качества продукции можно представить в следующих группах: 1) стандарты технической подготовки производства (системы 2., 3., 14., 15.); 2) стандарты,

Из книги автора

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности Работник должен надлежащим образом исполнять трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, что входит в понятие трудовой дисциплины.В случае ее нарушения по вине трудящегося и

Из книги автора

Правовое регулирование материальной ответственности Материальная ответственность сторон трудового договора наступает за ущерб, причиненный одной из сторон в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).Каждая из сторон обязана

Качество - совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.

Отношения по поводу определения требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.

Правовое обеспечение управления качеством продукции состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления организации на всех стадиях жизненного цикла продукции с целью обеспечения ее высокого качества. Правовое обеспечение управления качеством продукции направлено на решение следующих основных задач:

  • - правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;
  • - создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реализации функций управления качеством продукции;
  • - защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает в себя различные нормативные акты и правила.

Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Например, соблюдение требований стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского, трудового, административного и уголовного права. Общая классификация выделяет среди нормативных актов две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Схема нормативных актов РФ (рис.1).

Рис.1. Схема нормативных актов РФ

Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.

Все иные нормативные акты называются подзаконными и принимаются уполномоченными на то органами власти и управления:

  • - указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции;
  • - акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ;
  • - акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории - региона, области, города, района;
  • - ведомственные акты - акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.

Одной из основных задач общественного производства является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Это требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.

С точки зрения философии, качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Свойство же -- это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие.

По определению Немецкого общества качества, качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Строго говоря, определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество товара характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества Мазур И.И., Шапиро Д.В. Управление качеством: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис.2).

Рис. 2. Управление качеством продукции

Конечно, более всех в производстве и получении высококачественных товаров по вполне понятным причинам заинтересованы потребитель и производитель (исполнитель). Заключая договор купли-продажи, поставки, подряда, каждый из них реализует свой собственный интерес: покупатель рассчитывает на то, что качество товара отвечает его действительной потребности, а изготовитель ожидает, что товар будет принят покупателем без претензий к качеству и оплачен в соответствии с условиями договора. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества продукции, товаров, работ, услуг, не может быть частным делом только производителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.

Управление качеством продукции осуществляется на основе международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Устанавливая контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции. При этом качество продукции может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и другими.

Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона продукции (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса - важное условие при разрешении между сторонами споров о качестве.

Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах.

Наиболее распространенный способ определения качества продукции - отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном торговом обороте. В современных условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством продукции.

В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.

Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.

Правовое регулирование качества в современных условиях соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК).

Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст. 469, 721 ГК).

Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве.

В условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям государственных стандартов.

Существуют два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям государственных стандартов: путем сертификации или путем маркировки продукции и услуг знаками соответствия государственным стандартам.

Маркировка любой продукции регламентируется соответствующим Госстандартом или ТУ (технические условия). Основные требования по маркировке продукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются в зависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) (производственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общие требования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.

Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соответствия государственным стандартам. Знак соответствия устанавливается организацией, имеющей лицензию, выдаваемую в порядке, установленном Госстандартом Российской Федерации. Организации, получившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Введение

1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию

1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

1.4 Правовое регулирование сертификации продукции и услуг

Заключение

Список литературы


Введение

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

Введение новых правил требует глубокого осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.

Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

Среди основных задач, можно выделить следующие:

Определить понятие качества продукции и его правовое значение.

Рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию.

Проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

В качестве теоретической базы были использованы работы Зинченко С.А., Колесника Г. И. и других авторов.


1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

Одной из основных задач общественного производства является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Это требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.

С точки зрения философии, качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Свойство же - это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Или, другими словами, свойство предмета состоит в том, чтобы производить в другом предмете то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. При этом способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качества или состояния последнего . Данное определение имеет, однако, предельно общий характер, и для практических целей требует конкретизации.

По определению Немецкого общества качества, качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Строго говоря, определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество товара характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества .

Конечно, более всех в производстве и получении высококачественных товаров по вполне понятным причинам заинтересованы потребитель и производитель (исполнитель). Заключая договор купли-продажи, поставки, подряда, каждый из них реализует свой собственный интерес: покупатель рассчитывает на то, что качество товара отвечает его действительной потребности, а изготовитель ожидает, что товар будет принят покупателем без претензий к качеству и оплачен в соответствии с условиями договора. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества продукции, товаров, работ, услуг, не может быть частным делом только производителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.

Глубокое реформирование социально-экономической основы и политического строя современного российского государства, построение системы рыночного хозяйствования обусловили принципиально важные изменения в методах государственного регулирования качества. Чисто управленческие, административные способы влияния на качество, хотя и сохранятся в настоящее время и в обозримом будущем, но сфера их применения постепенно сужается. Все более заметную роль в определении качества продукции играет договор. Этот процесс имеет свое легальное основание в норме ГК РФ, согласно которой продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469). Договорное определение качества продукции вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Учитывая, что в реальных взаимоотношениях могут отсутствовать как императивные предписания закона, так и свободно сформированные сторонами условия договора о качестве, предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли - продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ) .

В то же время, свобода договора не может быть безграничной. Как установлено в п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Этот баланс императивных требований закона и диспозитивного усмотрения сторон договора, особенно важный для регулирования качества, постепенно смещается в сторону последнего.

Тем не менее, существуют общественные отношения, в которых законодатель обозначает «слабую сторону» и сознательно ограничивает свободу договора в интересах этой стороны. Это, прежде всего отношения с участием граждан-потребителей. Таковы, например, положения о публичном договоре. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Наиболее полно и последовательно идея защиты интересов «слабой стороны» реализована в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом Законе, хотя и не содержится положений о качестве, которые существенно отличались бы от формулировок ГК РФ, тем не менее, определены условия признания товара (работы, услуги) некачественным:

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Следует отметить, что, по определению законодателя, первым способом установления недостатков товара является соотнесение такового с некоторыми требованиями, соблюдение которых и определяет, является ли товар качественным, или нет. Существует серьезное различие в характеристике данных требований до и после 2005 г.

Закон «О защите прав потребителей» в редакции от 9 января 1996 г. указывал, что данные требования определяются «стандартом», т.е. государственным стандартом, санитарными нормами и правилами, строительными нормами и правилами и другими документами, которые в соответствии с Законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Однако Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ, ссылка на «стандарты», а также другие документы, которые в соответствии с законом определяют качество товара, из преамбулы Закона «О защите прав потребителей» была исключена. Означает ли это, что одновременно отпало всякое нормативное регулирование качества продукции и услуг? Конечно нет. Достаточно обратиться к тексту ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», чтобы увидеть: как и прежде, Закон говорит о возможности обязательных требований к товарам, работам, услугам, и о необходимости их соблюдения, однако уже не связывает таковые требования со «стандартами» .


1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию

Длительное время, до расширения договорного способа определения требований к качеству, задача государственного регулирования качества решалась, в основном, с использованием систем стандартизации и сертификации продукции, товаров, работ и услуг. Ведущая роль в правовом регулировании качества принадлежала Закону от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации», который определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Понятие стандартизации определяется этим Законом как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Согласно данному Закону, к нормативным документам по стандартизации принадлежали:

государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений (под отраслью в данном случае понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение).

Параллельно со стандартизацией, качество продукции регулировалось системой сертификации. Термин «сертификация» происходит от латинского слова «certum» - определенный, верный, правильный, и означает проверку правильности изготовления товара, выполнения работ, оказания услуг. Существовали два основных способа подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Первый из них представлял собой заявление изготовителя (поставщика) о том, что его продукция соответствует предъявляемым требованиям. Такое заявление могло быть включено в каталог товаров, отгрузочные документы, руководство по эксплуатации, этикетку товара и т.п. Однако такое прямое подтверждение соответствия допускалось только в том случае, если продукция не подлежала сертификации как особой процедуре подтверждения соответствия товара установленным требованиям со стороны третьего лица, компетентного в избранной сфере деятельности.

В соответствии с Законом от 10 июня 1993г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Несмотря на то, что область прямого административного регулирования качества продукции в последнее время значительно сокращена в пользу договора, тем не менее, возможности для дебюрократизации в этой сфере еще не исчерпаны. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» направлен на дальнейшее расширение прав изготовителей и потребителей продукции в части определения ее качества и максимальное ограничение императивных способов регулирования качества. С момента введения в действие этого Закона (с 1 июля 2003 г.) утратили силу Законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», а также некоторые иные связанные с ними акты федерального законодательства.

Основная идея этого Закона состоит в создании единой сферы регулирования, которая ранее была подведомственна двум Законам (о стандартизации и о сертификации) и в создании существенно иных способов государственного регулирования в области качества продукции, которые отвечали бы требованиям интеграции России в международное экономическое сообщество при вступлении ее в ВТО.

По определению данного Закона, техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

При таком подходе существенно изменяется понимание стандарта. Последний полностью лишается признака обязательности. Теперь стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандартизация же определяется в соответствии с новым Законом как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В ст. 12 Закона в качестве первого принципа стандартизации указан принцип добровольности применения стандартов.

Тем не менее, система технического регулирования не отказывается и от установления обязательных правил, формой выражения которых теперь становятся технические регламенты.

Технический регламент - это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Законодатель четко определяет цели, на достижение которых направлено принятие технических регламентов, а также содержание последних. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения вышеперечисленных целей.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.


1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

Законом предусмотрено принятие общих и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Согласно ст. 8 Закона, специальные регламенты устанавливают требования только к отдельным видам объектов технического регулирования, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общими техническими регламентами. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Федеральным законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

В соответствии с п. 7 ст. 46 Закона период реформирования системы технического регулирования в РФ, в течение которого должны быть приняты технические регламенты, составляет семь лет со дня вступления в силу Закона (т.е. до 1 июля 2010 г.) . Действующие в этот период обязательные требования к продукции, процессам производства и пр., в отношении которых технические регламенты не будут приняты в установленный срок, прекращают свое действие. На практике это положение вызывает определенные затруднения в применении, поскольку нарушения законодательства могут иметь место в период действия прежних нормативных актов, регулирующих качество продукции, а ответственность за такие нарушения применяется уже после отмены соответствующих актов.

Законом предусмотрен общий и особый порядок принятия технического регламента. В общем случае технический регламент принимается федеральным законом. В процедурном плане прохождение и принятие такого закона имеет существенные особенности. Необходимо различать разработку проекта самого технического регламента и разработку проекта закона о техническом регламенте.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем 2 месяца. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.


1.4 Правовое регулирование сертификации продукции и услуг

Сертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

Порядок проведения сертификации установлен Законом «О сертификации продукции и услуг».

Закон различает два вида сертификации - добровольную и обязательную. Добровольная сертификация проводится по усмотрению заявителя-изготовителя, продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по стандартизации

Сертификация продукции и услуг обязательна и проводится в ГОСТах на которые установлены обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости. Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются государственными органами управления в пределах их компетенции. Например, перечень продукции, на которую должен быть гигиенический сертификат, утвержден Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России).

Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

Сертификация продукции и услуг проводится в системе сертификации. Система состоит из органов управления, уполномоченных проводить обязательную сертификацию; органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центральных органов системы сертификации, создаваемых в необходимых случаях для организации и координации работы в системах сертификации однородной продукции. Каждая система сертификации устанавливает свои правила сертификации и подлежит регистрации в порядке, определенном Госстандартом России. В настоящее время Госстандартом России утверждена Система сертификации ГОСТ, которая определяет основные цели и принципы Системы, правила Системы, требования, предъявляемые к органу по сертификации и порядок его аккредитации, а также порядок проведения сертификации продукции в Системе. Система сертификации ГОСТ взаимодействует с другими системами сертификации, которые функционируют под руководством специально уполномоченных на проведение сертификации органов государственного управления (Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Госсанэпиднадзор России и др.) .

Для проведения сертификации в рамках Системы отечественный или иностранный заявитель (изготовитель, продавец, исполнитель) направляет в аккредитованный орган сертификации этой продукции декларацию-заявку. Не позднее месяца после ее получения орган по сертификации сообщает заявителю решение, которое содержит основные условия сертификации и наименование испытательной лаборатории (центра), которая будет выполнять испытания.

Испытания могут проводиться по разным схемам сертификации, определяемым Госстандартом России с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.

Порядок проведения сертификации. Заявитель представляет в указанную ему испытательную лабораторию (центр) образец (образцы) и техническую документацию к нему. Количество образцов, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются документами по сертификации и методикам испытаний.

При положительных результатах испытаний лаборатория (центр) направляет органу по сертификации протокол испытаний, а его копию - заявителю.

Сертификат соответствия на продукцию выдается органами по сертификации после получения протокола(ов) испытаний на партию продукции, каждое изделие или на тип продукции и регистрируется им в Государственном реестре Системы.

Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации, но не более чем на три года. Сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации других стран, действительны на территории Российской Федерации лишь в случае признания их Системой сертификации ГОСТ. Для признания иностранного сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации и прилагает к ней документы, установленные правилами международной сертификации или соглашением о сертификации. В случае признания иностранного сертификата орган по сертификации выдает заявителю сертификат установленного в Системе образца, а продукция вносится в Государственный реестр Системы. Все работы по сертификации продукции и услуг, а также по признанию иностранных сертификатов оплачивает заявитель.

В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблениями в сфере обслуживания населения. Объектами контроля этих органов являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности. К этим государственным органам относятся: Комитет РФ по торговле (Роскомторг) и Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).

Роскомторг действует на основании положения о Роскомторге, утвержденного Правительством РФ 1 декабря 1994 г. Госторгинспекция действует на основании положения о ней, утвержденного Правительством РФ 27 мая 1993 г. Госторгинспекция состоит из Главного управления и подчиненных ему территориальных управлений в субъектах РФ, должностные лица которых непосредственно осуществляют контроль и принимают предусмотренные законодательством меры в случае обнаружения нарушения правил и норм торговли. Административная ответственность за нарушения правил торговли предусматривается КОАП РФ, также законодательством предусматривается уголовная и гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере торговли и обслуживания населения.


Заключение

Наша современность требует новой, современной высококачественной жизни. Одна из ее составляющих компонентов – качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством и его регулирование: Управление качеством продукции на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках.

Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблениями в сфере обслуживания населения.

Список литературы

5. Востриков Г. Г. Предпринимательское право. – М, 2007. – 453с.

6. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. – М.: НОРМА. – 2007. – 564с.

7. Леонова Г. Обязательные требования к качеству товара // Хозяйство и право, 2004. – №11. – с.14 - 22

8. Парций Я. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» // Приложение к журналу Хозяйство и право, 2003. – № 8. – с. 16

9. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник /Под науч. ред. д. ю. н., проф. С. А. Зинченко, к. э. н., проф.Г. И. Колесника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Академцентр. – 2008. – 688с.

10. Предпринимательское право: Учебник для вузов./ Под ред. Н.М. Коршунова, Н. Дэриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. –578с.


См.: Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарика, 2002. С. 300.

Мазур И.И., Шапиро Д.В. Управление качеством: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003. С. 8-9.

Леонова Г. Обязательные требования к качеству товара // Хозяйство и право, 2004.- №11.- с.29