Порядок возмещения работодателям вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Виды компенсаций, размер и порядок их выдачи - Организация охраны тру

Работодатель всех форм собственности несёт материальную ответственность за вред, причинённый здоровью работников трудовым увечьем. Работодатель обязан возместить в полном объёме вред, причинённый работнику, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Трудовое увечье считается наступившим по вине работодателя, если оно про изошло вследствие необеспечения им здоровых и безопасных условий труда. Доказательством ответственности и вины работодателя могут служить документы и показания свидетелей, в частности: акт по форме Н-1, решение суда, постановление прокурора, органа дознания, заключение технического инспектора труда и т.п.

Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению вреда, то в зависимости от степени вины потерпевшего размер возмещения соответственно уменьшается. При определении степени вины потерпевшего рассматривается заключение профсоюзного комитета по этому вопросу. Смешанная ответственность не применяется в связи со смертью кормильца.

Работнику, пострадавшему в результате несчастного случая на производстве или получившему профессиональное заболевание, за счет средств Фонда социального страхования РФ оплачиваются:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Страховые выплаты;

Расходы на реабилитацию.

Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 100 % заработка и от стажа работы не зависит. В составе заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, учитываются все виды вознаграждения за работу, включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни и за совместительство. Стипендия приравнивается к заработку. Среднемесячный заработок определяется за 12 послед них месяцев работы.

Страховые выплаты могут быть:

единовременными;

ежемесячными.

Максимальный размер единовременной выплаты не может превышать 48 000 рублей (60 МРОТ). Однако ее конкретный размер зависит от степени утраты трудоспособности работника, которую устанавливает учреждение медико-социальной экспертизы. (С 1.09.05 МРОТ = = 800 руб.; с 1.05.06 МРОТ = 1100 руб.).

Ежемесячные страховые выплаты выдаются каждый месяц в дни, установленные для выдачи заработной платы. Размер ежемесячной выплаты рассчитывается как произведение среднемесячного заработка на процент утраты трудоспособности. При этом размер ежемесячной страховой выплаты не должен превышать 33 000 рублей.

Работник должен получать страховые выплаты до тех пор, пока не восстановится его профессиональная трудоспособность.

В расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию работника включаются:

Затраты на лечение до момента выздоровления работника либо подтверждения стойкой утраты им трудоспособности;

Затраты на приобретение медицинских препаратов, необходимых для лечения полученного заболевания (травмы);

Затраты по уходу за работником, получившим травму в результате несчастного случая на производстве (в том числе осуществляемому членами его семьи);

Затраты на санаторно-курортное лечение работника (включая оплату проживания и питания, проезда, дополнительного отпуска);

Затраты на протезирование;

Затраты по обеспечению работника специальными транспортными средствами (включая их текущий и капитальный ремонт), а также горюче-смазочными материалами для них;

Затраты на дополнительное профессиональное обучение и переобучение работника.

Такие расходы работника могут быть оплачены за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Расходы на реабилитацию оплачиваются за счет фонда только в том случае, если у работника есть справка учреждения медико-социальной экспертизы о том, что он нуждается в уходе, санаторно-курортном лечении, протезировании и т.д.

Установлен максимальный размер ежемесячных расходов на посторонний социальный медицинский уход в размере 900 рублей, а на бытовой уход - в размере 225 рублей. В регионах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, суммы указанных расходов увеличиваются на районный коэффициент.

Другие расходы на реабилитацию работника максимальным размером не ограничены. Поэтому они оплачиваются в полном размере. Однако все расходы на реабилитацию должны быть подтверждены документально.

Выплаты в возмещение вреда, причиненного несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не облагаются.

Работодатель обязан возместить потерпевшему, получившему трудовое увечье, моральный вред (физические и нравственные страдания) в денежной или иной материальной форме. Заявление о возмещение вреда подаётся работодателю. К заявлению прилагается заключение ВТЭК о степени утраты профессиональной трудоспособности и о нуждаемости потерпевшего в дополнительных видах помощи. Работодатель обязан рассмотреть заявление о возмещении вреда и принять в десятидневный срок соответствующее решение, оформленное приказом. При несогласии заинтересованного гражданина с решением работодателя спор рассматривается судом.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

    Приложение. Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей

Приказ МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280
"Об утверждении Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с федеральными законами от 18 ноября 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.

В.А. Пучков

Регистрационный N 28926

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. 1), ст. 2, N 33 (ч. 1), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. 1), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49 (ч. 1), ст. 7023; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7608.

Утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы ГПС или членам их семей.

Речь идет о возмещении вреда, причиненного при исполнении должностных обязанностей, приказов и распоряжений руководителя, участии в служебно-оперативных мероприятиях, нахождении в командировке, на территории органа, учреждения в течение служебного времени и др.

Сотруднику выплачивается единовременное пособие (при получении повреждения, исключающего дальнейшее прохождение службы), ежемесячная денежная компенсация (в случае причинения повреждения, исключающего дальнейшее прохождение службы и повлекшего стойкую утрату трудоспособности), суммы в возмещение вреда имуществу, принадлежащему сотруднику или его близким родственникам.

Членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях выплачивается единовременное пособие. Речь идет о случаях гибели (смерти) сотрудника, а также смерти бывшего сотрудника, наступившей в течение 1 года после увольнения вследствие повреждения в связи с выполнением служебных обязанностей либо из-за заболевания, полученного в период прохождения службы, исключивших возможность ее дальнейшего прохождения.

Работнику выплачивается единовременное пособие при увольнении в связи с признанием негодным вследствие увечья либо заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, и возмещаются убытки, причиненные ему при исполнении.

Членам семьи работника в равных долях выплачивается единовременное пособие. Речь идет о случаях гибели (смерти) работника, а также смерти бывшего работника из-за увечья либо заболевания, полученных при исполнении до истечения 1 года со дня увольнения.

Для рассмотрения вопросов осуществления выплат в центральном аппарате, территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России создаются постоянно действующие комиссии по социальным выплатам.

Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются руководителем органа, учреждения.

Выплаты производятся с 01.01.2013.

Приказ МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280 "Об утверждении Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей"


Регистрационный N 28926


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Решением Верховного Суда РФ от 4 февраля 2016 г. N АКПИ15-1417 подпункт "а" пункта 15 Правил признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части, ограничивающей право членов семьи сотрудника и лиц, находившихся на его иждивении, на выплату в равных долях единовременного пособия, предусмотренного

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Несмотря на существенные изменения трудового законодательства, отдельные ученые и практики в области трудового права до сих пор относят указанный вид юридической ответственности к ответственности работодателя по нормам трудового права. Констатируем, что в современном трудовом законодательстве такая ответственность работодателя не предусмотрена. Статья 184 ТК РФ «Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании» лишь указывает, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реалибитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.

На основе исследования нормативных правовых актов, относящихся к материальной ответственности работодателя, и судебной практики их применения следует сделать однозначный вывод о том, что работодатель не является субъектом материальной ответственности по нормам трудового права в случаях, когда здоровью работника причинен ущерб, или в случае смерти работника.

Это подтверждается следующим: Конституция РФ закрепляет охрану труда и здоровья людей (ст. 7) и устанавливает право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37). Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ базируются на многочисленных международно-правовых нормах. К примеру, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплены в ст. 7 известного Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах .

Рассматриваемые конституционные нормы РФ конкретизируются в законодательных и иных нормативных правовых актах. Так, в целях развития правовой основы обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты. Это, прежде всего, Трудовой кодекс РФ, в котором раздел Х посвящен «Охране труда» (гл. 34–37), Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» .

Признание права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, означает возложение на работодателей соответствующей обязанности обеспечить такие условия труда и ответственность за ее невыполнение.

Следует отметить, что до недавнего времени в соответствии с КЗоТ (ст. 249) должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, несли юридическую ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. Субъектами такой ответственности могли быть собственники предприятий, руководители и их заместители, руководители структурных подразделений, а также другие должностные лица, непосредственно отвечающие за соблюдение нарушенных правил и норм по охране труда работников.

Усилению внимания к вопросам охраны труда на предприятиях и в организациях в свое время способствовало установление имущественной ответственности работодателя за ущерб, причиненный здоровью работника. КЗоТ закреплял право работника на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой по трудовому договору. Указанному праву корреспондировала обязанность работодателя возместить в полном объеме вред, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, если трудовое увечье произошло по вине работодателя, т.е. вследствие необеспечения им здоровых и безопасных условий труда .

Возмещение вреда заключалось:

· в выплате потерпевшему денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности;

· в компенсации дополнительных расходов;

· в выплате единовременного пособия;

· в возмещении морального вреда.

Размер возмещения вреда определялся в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности. При этом в состав заработка включались все виды вознаграждения за труд (включая оплату за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, за совместительство), кроме выплат единовременного характера. Сверх возмещения заработка работодатель обязан был компенсировать дополнительные расходы, вызванные увечьем: на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, уход за потерпевшим, санаторно-курортное лечение и другие, если он признан нуждающимся в этих видах помощи и не получил их бесплатно от соответствующих организаций. Кроме того, работодатель выплачивал потерпевшему единовременное пособие, размер которого определялся в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из установленного (на день выплаты) минимального размера оплаты труда за пять лет.

Указанные выше Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, принятые в 1992 г. (с изм. и доп.), действовали практически до 2000 г. Они основывались главным образом на гражданском законодательстве РФ . Самой главной новеллой законодателя в Правилах возмещения вреда 1992 г. явился отказ в ряде случаев от принципа виновной ответственности работодателя . В Правила возмещения вреда неоднократно вносились изменения и дополнения, но они до известных времен (вплоть до 2000 г.) не касались гражданско-правовой сущности механизма помощи потерпевшему при несчастном случае на производстве.

Как показало время, с переходом к рыночным отношениям, массовой приватизацией государственных предприятий и организаций функционировавший механизм возмещения вреда работникам в случае причинения вреда их здоровью при исполнении трудовых обязанностей не оправдал себя на практике и стал постепенно разрушаться. Это выразилось как в длительных задержках единовременных и ежемесячных выплат, так и в их обесценивании.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) практически изменил всю ранее существовавшую систему ответственности работодателя за ущерб, причиненный здоровью работника .

Федеральный закон № 125-ФЗ предусмотрел экономические и организационные основы этого вида страхования и вместе с тем определил порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных этим законом случаях. В Федеральном законе № 125-ФЗ определены задачи данного вида обязательного социального страхования :

· обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

· возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реалибитацию;

· обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

· гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

· экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

· дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

Федеральный закон № 125-ФЗ не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в соответствии с законодательством РФ в части, превышающей то обеспечение, которое предоставляется по данному Закону. Это означает, что граждане, пострадавшие на производстве (а в сооветствующих случаях и члены их семей) вправе требовать возмещения причиненного вреда их здоровью и жизни в общегражданском порядке, если вред за счет средств обязательного социального страхования возмещен не в полном объеме.

В Федеральном законе № 125-ФЗ даны, в частности, определения страхового случая, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие насчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Несчастный случай на производстве - это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональным заболеванием считается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Таким образом, ранее существовавшие отношения по имущественной ответственности работодателя за вред, причиненный здоровью и жизни работника, перешли в сферу регулирования отношений нормами права социального обеспечения. Подтверждением этому служит содержание ст. 184 ТК РФ «Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании», которая носит отсылочный характер.

С принятием Федерального закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование стало полноценной частью социального обеспечения работников, поскольку ни гражданско-правовой способ, ни административно-правовой способ регулирования в прошлые годы не могли обеспечить реальную защиту прав и интересов пострадавших от несчастных случаев на производстве и членов их семей.

В соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г.) в качестве субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве понимаются участники соответствующих отношений. В этом качестве выступают страховщик, страхователи, застрахованные лица, а также лица, имеющие право на обеспечение в случае смерти кормильца. Указанные лица являются участниками отношений, смежных по своей природе со страховыми отношениями, поскольку участвуют в установлении юридических фактов, порождающих соответствующие страховые отношения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ страховщиком по данному виду обязательного социального страхования является Фонд социального страхования РФ, правовой статус которого регулируется Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изм. на 23 декабря 1999 г.) .

Центральным звеном любого института права социального обеспечения, в том числе и института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, является лицо, нуждающееся в средствах к существованию. Согласно законодательству в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве имеются две такие категории лиц:

1) застрахованные, пострадавшие от несчастного случая на производстве;

2) лица, имеющие право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

Как любой субъект правоотношения, застрахованный должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые, как правило, возникают одновременно.

Третьей стороной в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве выступает страхователь - организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, а также работодатели - физические лица, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи) .

Следовательно, отношения по возмещению ущерба, причиненного здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей, сегодня регулируются не нормами трудового права, как это было ранее, а нормами самостоятельной отрасли российского права - права социального обеспечения.

По нормам права социального обеспечения субъекты обязательного страхования от несчастных случаев на производстве - страховщик, застрахованное лицо, лица, имеющие право на обеспечение в случае смерти кормильца и страхователи, являются необходимыми участниками данных правоотношений.

Сегодня можно констатировать, что принятый в России Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» кардинально изменил ранее действующий механизм возмещения материального ущерба, причиненного здоровью работника. Можно также утверждать, что работодатель как сторона трудового договора не является самостоятельным субъектом материальной (имущественной) ответственности по нормам трудового права в случаях, когда здоровью работника причинен вред. Обязанность возместить такой вред в соответствии с указанным выше Законом возложена на специально образованный для этой цели Фонд социального страхования Российской Федерации.

Основанием для различных выплат (компенсаций) из названного фонда является несчастный случай (или профессиональное заболевание), причем несчастный случай не увязывается с виновностью работодателя, а трактуется как юридический факт, как событие.

Федеральный закон № 125-ФЗ конкретизировал также круг граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этому виду страхования подлежат:

· граждане (в законе они названы физические лица), выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного страхователем;

· граждане, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Обязательное социальное страхование распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Страховое возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного в результате наступления страхового случая, предоставляется в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком (Фондом социального страхования РФ) застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с федеральным законом. При этом следует иметь в виду, что в счет страховых выплат, предусмотренных законом, не засчитываются все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные в установленном порядке как до, так и после наступления страхового случая. Другими словами, все эти выплаты не влияют на страховые выплаты, как и страховые выплаты не влияют на них.

ВИДЫ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реалибитацию либо соответствующие расходы, связанные со смертью работника.

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.

Таким образом, следует различать основное страховое возмещение и дополнительное - оплату дополнительных расходов.

Основные виды страхового обеспечения - это пособие по временной нетрудоспособности и страховые выплаты двух видов: единовременные и ежемесячные.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается потерпевшему за весь период временной нетрудоспособности застрахованного, наступившей вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, начиная с первого ее дня и до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности . Размер пособия - 100 % среднего заработка. По установившейся практике сумма этого пособия не ограничивается каким-либо пределом.

Единовременные страховые выплаты производятся:

· застрахованным, если результатом несчастного случая явилась утрата ими профессиональной трудоспособности;

· гражданам, имеющим право на их получение, если результатом страхового случая явилась смерть застрахованного.

Размер единовременной страховой выплаты определяется самому застрахованному с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности .

Освидетельствование застрахованного на предмет определения утраты профессиональной трудоспособности производится учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Оно может осуществляться в связи с обращением субъектов страхования (застрахованного, страхователя, страховщика) или суда.

Освидетельствование проводит учреждение МСЭ по месту жительства пострадавшего либо по месту его прикрепления к соответствующему лечебно-профилактическому учреждению. Во всех случаях должен предоставляться акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность.

При наступлении у пострадавшего полной утраты профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности - 100 процентов.

Способность пострадавшего при выраженных нарушениях функций организма выполнять работу в специально созданных условиях дает основание установить степень утраты профессиональной трудоспособности от 70–90 процентов.

Если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания может продолжать профессиональную деятельность в обычных условиях, но с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы, а также в случаях, когда он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации в обычных производвенных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспобности от 40 до 60 проценттов.

В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельности с уменьшением или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущем снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов .

Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются как застрахованным (если результатам страхового случая явилась утрата ими профессиональной трудоспособности), так и гражданам, имеющим право на их получение (если результатом страхового случая явилась смерть застрахованного).

Размер ежемесячной страховой выплаты самому застрахованному определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

В заработок, на основе которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, включаются все виды оплаты труда (дохода) как по месту основной работы, так и по совместительству. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия. Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

По общему правилу, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления на 12 общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествующих месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты застрахованному, не достигшему на момент назначения обеспечения по страхованию возраста 18 лет, исчисляются исходя из его среднего заработка, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Размер ежемесячной страховой выплаты гражданам, имеющим право на ее получение в связи со смертью застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, также исчисляется на основе заработка застрахованного.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

· нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

· ребенок умершего, родившийся после его смерти;

· один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

· лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивение несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательства.

В Федеральном законе № 125-ФЗ не раскрывается понятие иждивения. В нем указано лишь на то, что право на получение страховых выплат имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего. Как представляется, в данном случае также необходимо применять норму Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым состоявшими на иждивении считаются граждане, которые находились на полном содержании умершего или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного сами имели заработок, если часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Круг граждан, которые не состояли на иждивении застрахованного, но имели право на получение от него содержания ко дню смерти, установлен Семейным кодексом РФ. При решении этого вопроса значение имеют брачные или определенные родственные отношения.

Порядок определения размера ежемесячной страховой выплаты гражданам, имеющим право на ее получение в связи со смертью застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, также определяется на основе заработка застрахованного. Он регламентирован в изложенных выше правилах.

Подсчет производится следующим образом: из заработка вычитаются доли, которые приходятся на самого застрахованного и трудоспособных лиц, состоящих на его иждивении, но не имеющих права на получение страховых выплат. Полученная разница и есть общая сумма ежемесячной страховой выплаты на тех граждан, которые имеют право на данную выплату. Для определения размера ежемесячной страховой выплаты каждому, кто имеет право ее получать, общая сумма ежемесячной страховой выплаты делится на число таких лиц (доли каждого здесь признаются равными).

К примеру, семья состоит из четырех человек, включающих застрахованного. Имеют право получать единовременную страховую выплату трое, доля застрахованного в этом случае составит 25 процентов, общая сумма ежемесячной страховой выплаты -75 процентов, а доля каждого - 25 процентов заработка.

При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается. В то же время вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит. Эти правила касаются как единовременных и ежемесячных выплат, так и всех других случаев оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного.

Что же касается уменьшения размера выплаты, то оно допускается лишь в отношении ежемесячной выплаты самому застрахованному, если при расследовании страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. В этом случае возможно снижение размера ежемесячной выплаты с учетом степени вины потерпевшего, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Такое обеспечение осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реалибитацией застрахованных при наличии прямых последствий страхового случая:

· на лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после происшедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности;

· приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

· посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

· проезд застрахованного, а также в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реалибитации (лечения непосредственно после происшедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реалибитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реалибитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;

· медицинскую реалибитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;

· изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;

· обеспечение техническими средствами реалибитации и их ремонт;

· обеспечение транспортными средствами и их ремонт, оплату горюче-смазочных материалов для них;

· профессиональное обучение (переобучение).

Дополнительные расходы оплачиваются страховщиком в случае признания МСЭ нуждаемости в каждом из них и неполучения их бесплатно. Порядок оплаты дополнительных расходов установлен постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. № 331.

Помимо перечисленных видов обеспечения застрахованному возмещается моральный вред . Возмещается он непосредственно причинителем вреда, а не страхователем. В соответствии с законодательством определение размера морального вреда производится по договоренности между работником (членами его семьи - в случае смерти) и организацией, причинившей вред. В случае возникновения спора о сумме морального вреда она определяется судом в порядке гражданского судопроизводства.

Законодатель не ограничивает срок для обращения за возмещением по страхованию. Возмещение назначается со дня обращения (в случае обращения по почте днем обращения будет считаться день отправления документа).

В случае реорганизации страхователя - юридического лица его обязанности, установленные законом, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику.

При ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, установленном Правительством РФ. При этом обеспечение по страхованию предоставляется страховщиком в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.

Таким образом, введенные Федеральным законом № 125-ФЗ основные правовые гарантии и компенсации определяют реальное обеспечение пострадавших на производстве и их семей.


Этот международный акт регламентирует основные права граждан в области социального обеспечения. Он подписан от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицирован 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Пакт вступил в силу в нашей стране 3 января 1976 г.

В то время действовали Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 24 декабря 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993. № 2. Ст. 71; Собрание законодательства РФ, 1995. № 48. Ст. 4562.

Согласно ст. 1 названных Правил отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами.

Понятие виновного причинения вреда конкретизировано в ст. 4 Правил, аналогов в ранее действовавших Правилах (например, в Правилах 1961 г. , Правилах 1984 г.) не было.

См. Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3803; 2001. № 44. Ст. 4152; 2002. № 48. Ст. 4737; 2003. № 17. Ст. 1554; № 28. Ст. 2887.

Вступление в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» состоялось лишь в начале 2000 г., поскольку оно было обусловлено установлением также федеральным законом страховых тарифов, необходимых для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год» принят 2 января 2000 г. Он вступил в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете» - 6 января 2000 г. Следовательно, с этого времени вступил в действие и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Тарифы страховых взносов на 2001 г. были утверждены Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ. Действие этого Закона продлялось на 2002, 2003 и 2004 годы. На 2005 г. для страхователей установлены тарифы страховых взносов Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 207-ФЗ.

По ныне действующим правилам, предусмотренным Федеральным законом № 125-ФЗ, с учетом принятых в него поправок, страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

Профессиональный риск - это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовомсу дорговору, а класс такого риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившиеся в отраслях (подотраслях) экономики.

.

Возмещение вреда, причиненного работнику трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья при исполнении им трудовых обязанностей, до 2000 года было прямой обязанностью работодателя. При установлении работнику инвалидности и степени утраты трудоспособности работодатель был обязан возместить причиненный ущерб в виде выплаты единовременного пособия, возмещения утраченного заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, а также возместить дополнительные расходы и моральный вред.

Принятый 24.07.98 Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон или № 125-ФЗ) изменил действующий порядок возмещения вреда работнику, переведя его на принципы социального страхования.

Переход к страхованию от несчастных случаев был направлен на постепенное введение новой системы путем предварительной регистрации страхователей, учета лиц, которым должно быть предоставлено право на получение обеспечения по страхованию, передачи страховщику по установленной им форме сведений об указанных лицах страхователями и страховыми организациями, а также организационной работы по подготовке осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Что же произошло с принятием Закона, освободил ли законодатель причинителей вреда от обязанности возмещать вред работникам? Многие работодатели именно так поняли новый Закон - теперь можно не беспокоиться за охрану труда, все равно Фонд социального страхования будет рассчитываться по всем несчастным случаям на производстве, на Фонд возложена ответственность за возмещение вреда. Это большая ошибка, которая, на мой взгляд, свидетельствует о непонимании экономической составляющей Закона и не способствует снижению профессионального риска на предприятиях.

Согласно действующей и действовавшей долгое время концепции, обязанность предприятия возмещать работнику вред, причиненный необеспечением безопасных условий труда, являлась деликтным обязательством, т.е. обязательством, возникающим в связи с закреплением в законе ответственности за совершения правонарушения.

Согласно действующему законодательству, на работодателе лежит обязанность обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены ст. 212 ТК РФ, а именно: «Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

· безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

· применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

· приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

· обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

· недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

· организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

· в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

· недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

· информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

· предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

· принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

· расследование и учет в установленном Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

· беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

· обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· ознакомление работников с требованиями охраны труда;

· разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

· наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельностиФедеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” .

Поэтому, если несчастный случай происходит по вине работодателя, а именно вследствие несоблюдения им вышеуказанных требований, то даже в этом случае не стоит смешивать ответственность работодателя за нарушение охраны труда и возмещение вреда работнику. Потому что с принятием Закона круг субъектов взаимоотношений по возмещению вреда расширился. Между работодателем - причинителем вреда и его пострадавшим работником законодатель ввел посредника - Фонд социального страхования. Права и обязанности субъектов правоотношений по возмещению вреда распределились следующим образом: работодатель обязан состоять на учете в исполнительных органах Фонда социального страхования, уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, передавать страховщику документы по несчастным случаям (профзаболеваниям) для назначения страховых выплат в счет частичного или полного возмещения вреда;

Фонд социального страхования обязан вести учет страхователей, собирать и учитывать страховые взносы, принимать документы по страховым случаям, производить расчет и выплату страховых сумм гражданам, пострадавшим при исполнении трудовых обязанностей; работник обязан соблюдать правила по охране труда, выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Закон не освобождает работодателя от ответственности за возмещение вреда, а лишь изменяет направление финансовых потоков и, тем самым, обеспечивает социальную защиту работников, которые получают суммы возмещения вреда из «единого кармана», независимо от наличия средств на счетах предприятия-причинителя вреда. Трудовой кодекс РФ в ст.22 под названием «Основные права и обязанности работодателя», вступившим в силу с февраля 2003 года, подчеркивает, что работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей. Порядок возмещения вреда работодателем определен Законом, который пришел на смену «Правилам возмещения работодателем вреда…». Фонду социального страхования отведена роль плательщика, который собирает средства, учитывает их, производит расчет и выплаты по представлению работодателя и в соответствии с Законом.

На мой взгляд является ошибочным утверждение, что с принятием Закона Фонд социального страхования (некоммерческое финансово-кредитное учреждение) стал правопреемником работодателей.

Во-первых, все расходы по выплатам пострадавшим работникам, относятся на конкретного работодателя. Размер страховых выплат и количество страховых случаев определяет размер страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Правительство РФ формирует классификацию отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска; Федеральным законом каждому классу профессионального риска, а, следовательно, и организациям, входящим в этот класс, определяется размер страхового тарифа; исполнительными органами Фонда на местах определяется размер надбавки или скидки к страховому тарифу).

Во-вторых, в случае ликвидации предприятия суммы возмещения вреда, подлежащие выплате пострадавшему в будущем, подлежат капитализации. Капитализированные средства предназначены для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев. Суммы капитализируемых платежей рассчитываются до наступления возраста дожития указанных лиц и подлежат выплате этим лицам единовременно, либо передаются Фонду социального страхования для продолжения повременных платежей.

В-третьих, 20% страховых взносов, перечисленных работодателем в Фонд социального страхования, подлежат использованию работодателем для выполнения мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваемости, за вычетом расходов, произведенных на выплату страховых сумм пострадавшим.

Более полумиллиона граждан Российской Федерации, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, получают страховые выплаты в счет возмещения причиненного вреда. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что первая задача, поставленная Законом, успешно решена - граждане, пострадавшие в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний получают возмещение вреда, а также получают дополнительные виды помощи, нуждаемость в которых определена программами реабилитации пострадавших.

В случае, когда страховые выплаты, предусмотренные ст.8 Закона, недостаточны для того, чтобы полностью возместить причиненный ущерб - разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба возмещает причинитель вреда из собственных средств (ст.1072 ГК РФ), например, только за счет средств работодателя-причинителя вреда возмещаются расходы на компенсацию морального вреда, расходы на погребение умершего работника и пр.

Итак, основная часть расходов по возмещению вреда гражданам, пострадавшим при исполнении трудовых обязанностей, производится за счет страховых взносов, начисляемых работодателем на заработную плату работников и уплачиваемых страховщику. В отличие от других видов обязательного социального страхования (пенсионное, обязательное медицинское страхование, государственное социальное страхование) размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не одинаков для всех страхователей, а устанавливается индивидуально каждому работодателю и зависит от уровня профессионального риска основной деятельности предприятия, организации и качества работы по охране труда. Таким образом, работодатели могут уменьшить размер обязательных отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации путем снижения профессионального риска и снижения уровня производственного травматизма и профзаболеваемости. Такая задача сформулирована ст.1 № 125-ФЗ, решение которой возложено и на работодателей, и на страховщика. Финансовые механизмы по сокращению производственного травматизма, по формированию экономической заинтересованности работодателя в снижении профессионального риска, на наш взгляд, эффективно действуют и уже можно говорить о понимании большинством работодателей того, что от качества работы по охране труда зависит объем затрат не только на страховые взносы, но и на ликвидацию последствий несчастных случаев, восстановление кадрового состава, на объем упущенной выгоды и прочие непроизводительные расходы.

Что касается экономической заинтересованности работников в снижении профессионального риска, то Закон № 125-ФЗ, на мой взгляд, не обеспечивает стимулирования добросовестного труда, поддержания высокой трудовой дисциплины и охраны труда. Крайне редко граждане обращаются в исполнительные органы Фонда с просьбой реабилитировать, т.е. добиться снижения степени утраты профессиональной трудоспособности. Наоборот, многие застрахованные различными способами стремятся увеличить степень утраты трудоспособности, путем симуляции или умышленного ухудшения своего здоровья. Единицы застрахованных исполняют рекомендации по профессиональной реабилитации, потому что не хотят возвращаться на производство. Например, застрахованному в связи с несчастным случаем на производстве в 2000 году была назначена ежемесячная страховая выплата в размере 5 тыс. рублей. В настоящее время этот застрахованный, благодаря существовавшей системе индексации, получает 30 тыс. рублей в месяц в виде страховых выплат по нормам Закона РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ, кроме того, получает пенсию за счет средств Пенсионного фонда и это не мешает ему трудиться и зарабатывать. Здоровый коллега этого пострадавшего продолжает трудиться на этом же предприятии и по-прежнему зарабатывает около 5 тыс.рублей в месяц и, глядя на нашего пострадавшего, спрашивает: что же компенсируется этому больному за счет моей зарплаты Возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем. А.М.Грачев, С.Н.Яшин, д.э.н., чл. - .кор. РАЕН, www.biota.ru. Так что стимулирует Закон? Оказывается, быть больным и убогим выгоднее, чем здоровым и трудоспособным.

В этом виновата не только существовавшая система индексации ежемесячных страховых выплат и установленный порядок реабилитации пострадавших. Еще одна причина - низкое качество принимаемых законов, позволяющее неоднозначно трактовать нормативные акты и, таким образом, получать не компенсацию материального ущерба в связи с несчастным случаем на производстве, а неосновательно обогащаться. Например, работник, утративший 20% профессиональной трудоспособности, продолжает трудиться на своем рабочем месте, повышает свою квалификацию и заработок, а Фонд вынужден выплачивать этому работнику значительные суммы, якобы - утраченный заработок. Многие граждане, достигшие благополучно пенсионного возраста, никогда не утрачивали своего заработка, выйдя на пенсию требуют компенсировать утраченный заработок, считают утрату трудоспособности наградой за долголетний труд, а не бедой. И в то же время, работник, который по последствиям произошедшего несчастного случая (случай признан страховым) нуждается в дополнительных видах помощи, тратит личные средства на лекарства, нуждается по заключению медико-социальной экспертизы в санаторно-курортном лечении, но Фонд не оплачивает ему эти расходы, только потому, что отсутствует стойкая утрата профессиональной трудоспособности.

Закон, как и действовавшие до 2000 года «Правила возмещения работодателями вреда…», регулирует порядок возмещения вреда, это зафиксировано и в преамбуле, и в статье 1 Закона. Но многие специалисты, выдавая желаемое за действительное, считают, что Закон регулирует порядок личного страхования работников, т.е. страхование жизни и здоровья. Это совершенно разные вещи, от правильного понимания которых зависит порядок экспертизы наступления страхового случая. Возможно, мы когда-нибудь и придем к обязательному личному страхованию работников, но пока Закон не предусматривает этого. Работодатель, уплачивая страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, вправе рассчитывать на то, что вред, причиненный им работнику, будет возмещен за счет средств переданных Фонду социального страхования, а не за счет прибыли предприятия. Таким образом, страхованию подлежит риск ответственности работодателя за причиненный его работникам вред. Только при наличии обязательств по возмещению вреда можно признавать происшествие страховым случаем. В ранее действовавших «Правилах возмещения работодателями вреда…» основания ответственности работодателя были зафиксированы в ст.3 под названием «Основания ответственности работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем», которая гласила: «Работодатель обязан возместить в полном объеме вред, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности… Если вред причинен здоровью работника не источником повышенной опасности, то работодатель освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине». В Законе отсутствует подобная статья, но общие основания ответственности за причинение вреда изложены в ст.1064 Гражданского кодекса РФ, которая гласит: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Статья 1079 Гражданского кодекса РФ говорит об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. В Законе РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» данный вопрос регулируется понятиями, приведенными в статье 3. Например, «страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию». Указанное понятие складывается из двух необходимых признаков:

подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья на производстве;

возникновение обязательств по обеспечению по страхованию.

При отсутствии одного из указанных признаков не образуется понятие «страховой случай», хотя многие специалисты и работники рассуждают следующим образом: «если работодатель страхует меня и уплачивает страховые взносы, то чтобы ни произошло со мной, в том числе и не при исполнении трудовых обязанностей - это страховой случай, следовательно, Фонд обязан произвести страховые выплаты». Такое рассуждение происходит от неверной трактовки вырванного из контекста одного из абзацев ст. 229.2 «Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Например, житель г. Выкса Нижегородской области гражданин Е., работая электриком на ОАО «ВМЗ» прибыл на территорию работодателя и до начала рабочей смены решил заняться ремонтом личного автомобиля. Обрабатывая принесенную из дома деталь на сверлильном станке, повредил глаз - собственное сверло, также принесенное из дома, не предназначенное для промышленного станка вылетело из патрона и привело к травме Возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем. А.М.Грачев, С.Н.Яшин, д.э.н., чл. - кор. РАЕН, www.biota.ru. А ст. 227 ТК РФ гласит: «Расследованию и учету … подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах». Поэтому в данном случае, несмотря на кажущееся противоречие, возмещение вреда гражданину Е. не полагается.

В пользу того, что Закон регулирует страхование ответственности работодателя за вред, причиненный его работнику говорит не только ст.22 Трудового кодекса РФ, обязывающая работодателя возмещать причиненный работнику вред, но и статьи 232, 233 Трудового кодекса РФ, которые гласят, что «сторона трудового договора (работодатель или работник) причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными Федеральными законами». «Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами». Статья 229.2 ТК РФ гласит: «Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:

смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;

смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;

несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние» Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Итак, Закон прямо не говорит о том, к какому виду страхования относится обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приходится догадываться - то ли к страхованию ответственности работодателя, то ли к личному страхованию граждан. А догадаться не трудно, если обратиться к основам законодательства. Анализ упомянутых статей гражданского, трудового законодательства свидетельствует в пользу страхования ответственности работодателя. Но имеет место и практика, по которой можно судить о наличии личного страхования граждан, т.е. страхования независимо от наличия ответственности работодателя за причиненный гражданину ущерб. Если назрела необходимость определиться и исключить различное толкование одних и тех же норм, то в каком направлении следует двигаться - совершенствовать страхование ответственности работодателя, либо узаконить обязательное личное страхование граждан, состоящих в трудовых отношениях с работодателем.

Страхование ответственности работодателя предполагает возможность назначения страховых выплат работнику, пострадавшему только в результате виновного поведения работодателя (действия или бездействия), приведшего к повреждению здоровья. А если вред работнику причинен источником повышенной опасности, то ответственность работодателя наступает независимо от наличия вины. Тот факт, что работодатель зачастую уклоняется от ответственности за вред, причиненный работнику и не указывает в актах расследования истинные причины происшествия, не добивается устранения этих причин и предупреждения подобных случаев, говорит только о качестве расследования и добросовестности членов комиссии. Это обстоятельство можно считать недостатком установленного порядка расследования, а не системы страхования ответственности страхователя. Имеют место случаи, когда действительно работник пострадал не по вине работодателя, например, выполняя служебное задание и передвигаясь по городу пешком работник попал в дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Практика сложилась так, что при отсутствии вины работодателя расходы в связи с утратой трудоспособности работника относятся на работодателя, мало того, не в пользу работодателя решается вопрос о предоставлении скидки или установлении надбавки к страховому тарифу, уменьшается размер финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма (20% страховых взносов) и пр. Если работник сам является виновником ДТП, то почему расходы по этому случаю должен нести работодатель, а точнее другие работники этого предприятия? Если виновником ДТП является третье лицо, то почему бы не возместить ущерб за счет самого виновника? Тем не менее, практика, в том числе и судебная, освобождает истинного виновника происшествия от ответственности за возмещение вреда, а расходы, в конце концов, ложатся на работодателя. Для крупных страхователей такие случаи возможно и пройдут безболезненно, но для мелких (таких становится все больше и больше) - могут нанести непоправимый урон. При страховании ответственности работодателя работник пострадавший по вине третьих лиц, не получит страховых выплат по нормам Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», но это не значит, что суммы возмещения вреда нельзя получить с причинителя вреда. Если Закон не обязывает погашать задолженность третьих лиц за счет страховых взносов, то вправе ли Фонд социального страхования производить выплаты сумм возмещения вреда пострадавшему вместо фактического причинителя вреда? Кроме того, необходимо учитывать систему обязательного социального страхования сложившуюся в Российской Федерации - если происшествие не признано страховым случаем по нормам Закона РФ от 24.07.1998 года, то это не лишает пострадавшего выплат за счет трех других видов социального страхования (средств Пенсионного фонда, обязательного медицинского страхования, государственного социального страхования).

Никакая, даже самая профессиональная служба по охране труда, не добьется снижения уровня производственного травматизма и профзаболеваемости, если мы исключим из этой работы самих работников - самого многочисленного субъекта этих отношений. Без повышения ответственности самого работника, без его экономического стимулирования мы не создадим здоровое и трудоспособное общество.

Создание обязательного личного страхования работников повлечет коренное изменение законодательства в этой области. Если заниматься страхованием жизни и здоровья работников независимо от наличия ответственности работодателя, то резко снизится эффективность воздействия Фонда на снижение уровня производственного травматизма и профзаболеваемости, так как страховые выплаты будут назначаться независимо от качества работы страхователя по охране труда. В таком случае должна быть пересмотрена политика в области тарификации страховых взносов (возможно одинаковые страховые тарифы для всех страхователей, личное участие работников в формировании средств страхования и др.). Утратит свое стимулирующее значение существующая система скидок-надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Страховым случаем будет признаваться любое повреждение здоровья работника, это несомненно благо для гражданина, но не получится ли как в известной поговорке - хотели как лучше, а получилось как всегда. Если такой вид страхования прекратит свое влияние на оздоровление условий труда, то зачем нужно государству заниматься этим делом. На мой взгляд, личное страхование работников должно быть добровольным, а не обязательным, и заниматься им должно не государство, а частные страховые компании.

Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сыграл свою положительную роль, обеспечил социальную защиту работников, пострадавших на ликвидированных, обанкротившихся предприятиях, но в настоящее время, на наш взгляд, тормозит развитие социально-трудовых отношений, порождает безответственность и иждивенческие настроения среди значительной части граждан, как работающих, так и находящихся на заслуженном отдыхе. Закон должен гарантировать возмещение материального ущерба работникам, пострадавшим из-за некачественной организации производства, вредных и опасных условий труда, но не быть источником неосновательного обогащения, поэтому требует коренных изменений, либо принятия нового закона А.М.Грачев, С.Н.Яшин, д.э.н., чл.кор.РАЕН, www.biota.ru.

Чаще всего фразы типа «Сгорел на работе», «Отдал работе здоровье и лучшие годы» используются в фигуральном смысле.

Однако, к сожалению, случается, что по вине работодателя жизни и здоровью работника действительно наносится ущерб.

Как закон охраняет право человека на безопасные условия работы и компенсацию в случае их нарушения, каковы ее размеры и сроки выплаты, куда и с какими документами обращаться пострадавшему или его семье, вы узнаете из данной статьи.

Работодатель по закону несет абсолютную ответственность за здоровье и жизнь работников.

СПРАВКА:
Работник – субъект трудового права, заключивший трудовой договор с работодателем. Работодатель – учреждение, организация, предприятие или физическое лицо, предоставляющее работу.

Статьи Закона, регулирующие вопрос вреда здоровью работника и компенсации его работодателем:

  • ст.5 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 говорит об обязательном порядке страхования всех работников работодателем, в том числе иностранцев и не имеющих гражданства, и в случае ущерба компенсация выплачивается за счет страховых фондов;
  • Правила, утвержденные Верховным Советом РФ 24.12.1992 г., регламентируют все вопросы, связанные с возмещением ущерба, связанным с трудовыми обязанностями.

Виды ущерба здоровью работников

Трудовое увечье – травма, полученная вследствие насильственного внешнего влияния по объективным причинам, связанным с профессиональной деятельностью.
Причиной может быть:

  • действия самого человека или других людей;
  • психологические факторы (например, конфликтная обстановка);
  • механическая, тепловая, химическая энергия;
  • резкое чрезмерное напряжение сил работника.

Если у человека наступил сердечный приступ после сообщения о его увольнении, суд не сочтет это трудовым увечьем.


Профессиональная болезнь – повреждения здоровья, возникшие в результате неблагоприятных факторов среды в процессе трудовой деятельности.

Эти и другие проблемы могут носить общее название « ».

В каких случаях работодатель отвечает за ущерб здоровью или жизни работника?

Для наступления материальной ответственности документально или с помощью свидетелей должно быть доказано, что ущерб здоровью связан с трудовыми заданиями, а именно:

  • во время работы;
  • в течение перерывов;
  • вред причинен при работе с источниками повышенной опасности;
  • в процессе подготовки к работе и ее окончанию;
  • при работе ;
  • во время следования на работу и домой в случае организации доставки работодателем;
  • если личный транспорт работника используется для работы, что отражено в договоре;
  • в командировке, а также следовании туда и обратно;
  • при действиях работника в интересах работодателя, даже помимо его трудовых обязанностей;
  • при участии работника в ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

В каких случаях работодатель не отвечает за вред здоровью работника?

Если по показаниям свидетелей или документально подтверждается, что

  • пострадавший работник не соблюдал правил, норм, требований по безопасности труда, с которыми был ознакомлен работодателем;
  • причиной ущерба является наркотическое или ;
  • вред здоровью нанесен при совершении работником уголовно наказуемого деяния;
  • если доказательств вины работодателя нет, кроме вреда, причиненного источниками повышенной опасности.

НАПРИМЕР:
Если работник поскользнулся в коридоре завода, вины работодателя нет. Работник поскользнулся на пролитом масле – вина работодателя в том, что пол не поддерживался в порядке, не обеспечена уборка вовремя, а значит, не созданы безопасные условия труда.

Частичная ответственность работодателя

Работодатель возмещает ущерб частично, в зависимости от степени вины и утраты трудоспособности работника, в следующих случаях:

  • причина вреда – неодолимая сила (катастрофа, стихийное бедствие, иное форс-мажорное обстоятельство);
  • если вред причинен источником повышенной опасности.

Виды и размеры компенсаций работнику за причиненный ущерб здоровью

Если ущерб причинен по причине небезопасных условий труда, работнику должны быть возмещены:

  • выплата утерянного заработка по временной нетрудоспособности – 100% ежемесячной заработной платы;
  • единовременная выплата пособия – до 60 минимальных зарплат (зависит от степени утраты способности к труду);
  • выплаты каждый месяц – в размере заработной платы;
  • дополнительные расходы по данному случаю (на обследование, лечение, реабилитацию, протезирование и т.п.) – по соответствующим документам;
  • моральный вред – единоразово по решению суда (выплачивает работодатель);
  • компенсацию ущерба, нанесенного имуществу работника при причинении вреда здоровью – в полном объеме.

Пенсии по инвалидности, различные пособия, а также доход пострадавшего после ущерба здоровью не влияют на расчет компенсационных выплат.


В случае смерти получить компенсацию имеют право находившиеся на иждивении погибшего:
  • дети до возраста 18 лет;
  • студенты-очники до возраста 23 лет;
  • родственники-пенсионеры – выплаты пожизненно;
  • инвалиды – выплаты на срок инвалидности;
  • неработающий член семьи, на чьем попечении находится нуждающийся в уходе иждивенец погибшего до 14 лет.

Изменение размера выплат

В связи с инфляцией, изменением индекса потребительских цен суммы компенсационных выплат подлежат индексации.

Размер выплат может быть пересмотрен, если состояние здоровья пострадавшего работника изменилось, причем выплаты могут быть как увеличены, так и уменьшены.

Порядок действий при возмещении вреда здоровью

В первую очередь, пострадавший работник или очевидец должен поставить в известность непосредственное руководство.

После принятия необходимых мер и организации расследования пострадавший или его представитель направляет заявление о компенсации работодателю, а затем обращается в Фонд социального страхования.

Также в ФСС нужно подать такие документы (можно заверенные копии):

  • акт о профессиональном заболевании или форму Н-1 (акт о расследовании трудового увечья);
  • справку бухгалтерии о расчете среднемесячной заработной платы;
  • заключение медико-санитарной экспертизы о степени утраты трудоспособности;
  • договор социального страхования работника;
  • копия , трудовой книжки, другого документа, подтверждающего трудовые отношения;
  • на подтверждение дополнительных расходов работника по несчастному случаю на производстве.

Перечень дополнительных документов определяется ФСС для каждого конкретного случая.

Сроки выплат компенсации

Заявление работника о компенсации ущерба подается работодателю, который обязан на его основании принять определенное решение в 10дневный срок.

Если работодатель и работник заключили письменное соглашение о компенсации, то на основании приказа работодателя выплата осуществляется в договорные сроки.

В случае несогласия пострадавшего с решением работодателя работник может . Исковое заявление должно быть подано не позже, чем через трехмесячный срок со дня предполагаемого нарушения его прав.