Труд как фактор производства основные характеристики. Контрольная работа труд как фактор производства. Организация и управление трудом

Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) - это земля.

Труд как фактор производства также неоднородное понятие, в комплексе означающее совокупные усилия людей. Поскольку профессий и специальностей существует очень много, и для каждой из них требуются специфические знания и умения, для их получения нужна соответствующая подготовка. Обучение позволяет приобрести эти знания и повысить уже имеющуюся квалификацию. Население, способное трудиться, имеет название рабочей силы. Для России рабочую силу составляют мужчины (18-60 лет) и женщины (18-55 лет).

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы труда, средства и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие человека (физиологическое и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд - это не просто двигатель прогресса, труд - это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и качественные характеристики. Качественные характеристики — это уровень квалификации сотрудников, количественные - это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и средств производства, уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных вида труда: свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд - это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это трудовая деятельность на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник - это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Производительность труда - это отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определенный промежуток времени. Производительность труда, в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые могут на нее повлиять.

Комментарии

Похожие материалы

Бизнес
Земля как фактор производства и предмет труда

Среди факторов производства земля выделяется рядом существенных особенностей. Главная из них состоит в том, что это очень широкий по содержанию фактор, в него включаются собственно земельные ресурсы, используемые для …

Что такое труд как фактор производства?

Бизнес
Интеллектуальная собственность и предпринимательство как фактор производства

Основой инновационной экономики является множество факторов, наиболее важными из которых представляются интеллектуальная деятельность, инициатива, предпринимательство как фактор производства. Мировой практикой доказан…

Бизнес
Капитал как фактор производства и трансформации госпредприятия в частную фирму

Трансформационная экономика — это коренное изменение главных экономических институтов и формирование новой экономики. Длительность переходного периода, как правило, зависит от продолжительности того, насколько быстро …

Автомобили
Какие факторы влияют на расход бензина?

Расход бензина — это количество топлива, израсходованное автомобилем. Данная характеристика мотора машины в настоящее время является одной из самых важных. И вот уже на протяжении десятилетий ведущими инженерами плане…

Бизнес
Как сделать производство эффективным и выгодными

Вопрос о том, как сделать производство выгодным и эффективным, волнует практически всех предпринимателей. На самом деле, процветание и жизнь любой производственной компании напрямую зависит от качества производственны…

Бизнес
Как сделать производство выгодным? Ответы можно найти в этой статье

Ответ на вопрос «как сделать производство выгодным» можно най…

Бизнес
Причины и последствия международного движения факторов производства

Прошлый век охарактеризовался настоящим прорывом в деле международного движения факторов производства. Это связано со многими причинами, но в первую очередь следует назвать все возрастающую потребность в расширении би…

Бизнес
Технологический регламент как основа производства товара

Технологический регламент - это, пожалуй, одна из самых важных категорий документов, необходимых в работе многочисленных предприятий. Кроме того, именно он представляет собой совокупность актов и нормативов, опи…

Бизнес
Предельный продукт факторов производства и предельные затраты: соотношение понятий

Фирма должна использовать факторы производства с соблюдением определенной пропорции между переменными и постоянными факторами. То есть произвольное увеличение количества переменных факторов по отношению к неизменным п…

Бизнес
Виды производства, факторов производства и несчастных случаев на производстве

В самом общем виде в зависимости от особенностей технологического процесса можно выделить следующие виды производства: обрабатывающие и добывающие. К добывающим относят такие виды производств, где осуществляетс…

Труд как фактор производства

Труд это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, направленный на создание необходимых им благ.

Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта.

Подобные затраты рассматриваются экономической теорией как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду. способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы трудиться, надо обладать определенным здоровьем и профессиональными знаниями и навыками.

Рабочая сила, таким образом, существует до того, как начинается процесс труда, который предстает в виде функции рабочей силы. Поскольку рабочая сила выступает как труд в потенциале, то она рассматривается как трудовой ресурс.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.

Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики.

Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, то есть напряженностью труда в единицу времени.

Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят работников, обучение и подготовка которых потребовали значительного времени, которые овладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане трудовые операции. В эту категорию прежде всего включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, врачи, юристы, экономисты, руководящие работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходимой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготовка которых не потребовала продолжительного времени и которые, владея ограниченным объемом информации, способны производить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняющих работу, не требующую специальной подготовки. Как правило, обучение необходимым трудовым операциям и получение необходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как, например, труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный — сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.

Рассмотренные характеристики труда тесно связаны друг с другом, недостатки одних характеристик могут быть возмещены достоинствами других. Например, с точки зрения общественного производства, неполная

занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продолжительностью рабочего времени или интенсивностью труда работников. Рост интенсивности труда компенсирует сокращение рабочего дня и

наоборот.

Отношение результата труда в виде количества произведенных продуктов (П) к его затратам в единицу времени (Зт) характеризует производительность труда (Пт)

Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосредственно связано с человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация . Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифицированный.

Факторы производства

Другим фактором является кооперация труда . Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация . Организация труда должна исключать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду, вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства — земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой единицы капитала до определенного момента, после чего отдача начинает падать, то есть вступает в действие эффект убывающей отдачи на капитал как фактор производства.

Следует отметить, что субъективные и объективные факторы влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Хотя, можно говорить о чистой производительности , определяемой только субъективными факторами или только вещественными. В первом случае приходится говорить о производительной силе труда , а во втором. о производительной силе земли или капитала . Но обычно производительность определяют одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

Тесная связь труда и капитала будет особенно отчетливо видна при последующем рассмотрении капитала как фактора производства.

Вопрос № 14

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Труд как фактор производства

Труд выступает как процесс, совершающийся между человеком и природой, в которой человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен вещества между собой и природой.

Труд представляет собой раскрытие человеком собственного потенциала физической и духовной энергии, направленной на получение экономических благ (или дохода), необходимых для удовлетворения потребностей.

Слово «труд» происходит от латинского «tripalus» Этим словом древние люди обозначали специальное приспособление для обездвиживания строптивых быков или лошадей, когда их собирались подковывать.

Несколько позже римляне для обозначения труда использовали слова «opus» и «labor» Opus - означает созидательный труд, labor - тяжелый труд, предназначенный только для рабов

В качестве основных элементов процесса труда выделяются предметы труда, средства труда и целесообразная деятельность человека. Последнее означает, что труд человека осуществляется по заранее составленному плану. Предварительно определяются цель деятельности, конкретный набор инструментов. При этом человек последовательно Использование тех или иных свойств рабочей силы проявляется через содержание труда. Кроме содержания труда следует выделять характер труда.

Характер труда обнаруживается через способ включения рабочей силы в трудовой процесс или через экономический способ соединения рабочей силы и средств производства (67).

По характеру труда можно выделить труд домашний, труд наемный и труд принудительный (или подневольный).

Для домашнего труда присущ свободный и добровольный характер. Это - труд на самого себя, что проявляется через своеобразное самообслуживание. Во многих случаях сегодня домашний труд выступает как возможность разнообразия жизнедеятельности, имеет воспитательный характер, когда посильное участие в нем вместе со взрослыми принимают и дети.

Свободный характер труда присущ и для предпринимателя, и для ремесленника, когда в одном лице выступают и работник, и хозяин производства.

Для наемного труда характерно то, что такие отношения заранее оформляются договором, или контрактом. Тот, кто оформляется на работу, выступает как работополучателъ. Тот, кто нанимает на работу других, называется работодателем.

Работополучателъ должен быть лично свободным. Именно поэтому он имеет прямую возможность продавать свою способность к труду, договариваться с работодателем о размере предстоящего вознаграждения (недельного, месячного) и о продолжительности самого труда. В то же время наемный работник вынужден продавать свою способность к труду и вступать в трудовые отношения такого рода, потому что он лишен других стабильных источников существования. Его личная свобода дополняется его свободой от средств производства. Отсюда возникает его экономическая зависимость от рынка труда, работодателя и т. п.

Особой разновидностью наемного труда выступает в отдельных случаях так называемый пожизненный найм, когда работнику гарантируется предоставление рабочего места и постоянного источника существования, определяются и другие социальные льготы.

Что касается принудительного труда, то такая разновидность исторически длительное время выступала в виде рабского труда, подне вольного труда зависимого крестьянина и т.

Д. В современных условиях принудительный труд существует в скрытых формах. В меньшей степени это касается военнопленных, труда заключенных и др. Тем более что труд заключенных не принято считать трудом подневольным, если такой труд нормирован и протекает в соответствующих условиях (исключение - принудительный труд бродяг). В качестве особой современной разновидности принудительного труда следует выделить долговое рабство, похищение людей и превращение их в бесправных рабов, а также обман при найме, разного рода «общественно полезные работы», что характерно для административно-командной системы.

Рабочая сила как объект купли - продажи. Длительный период времени в экономической литературе дискуссионным был вопрос о том, что является объектом купли-продажи на рынке факторов производства и что является действительным фактором производства - труд или рабочая сила.

Рабочая сила выступает как совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе труда. Все эти способности к труду человек формирует заранее, еще до вступления в сам процесс труда. Труд обнаруживается как процесс между человеком и природой, в котором человек выступает как активный участник.

Что же на самом деле выступает в качестве фактора производства - труд-процесс или рабочая сила как способность к труду?

Нарастающее доминирование в отечественной экономической литературе западных концепций привело к тому, что в качестве фактора производства сегодня все чаще признается труд, а не рабочая сила.

Если считать, что работодателя (испытывает спрос на трудовой фактор производства) и работополучателя (предлагает свои услуги применительно к конкретному рабочему месту) интересуют прежде всего продолжительность рабочего времени, то при таком подходе объектом купли-продажи и фактором производства выступает труд как процесс.

Если же считать, что объектом интереса со стороны предпринимателей выступают способности к труду (физические, умственные, духовные), которые наемный работник еще должен продемонстрировать, то в этом случае фактором производства действительно выступает ра бочая сила. Количество труда определяется заранее, с учетом действующего законодательства и специфики предстоящей работы.

Таким образом, объектом купли-продажи выступает именно рабочая сила определенной квалификации. Но в качестве полезности и объекта экономического интереса для работодателя (предпринимателя) выступают не послужной список работника и не его трудовая биография (включая копии дипломов и т. п.), а реальная способность включиться в конкретный процесс труда, способность отработать определенное количество времени.

При этом возможность эффективного включения в трудовой процесс зависит не только от реальных способностей рабочей силы, дисциплинированности самого работника, но и от организации трудового процесса на предприятии.

Не случайно при расчете объема имеющихся в масштабах всей страны трудовых ресурсов обычно исходят из численности всего населения (а не из часов труда) и с учетом возраста определяют численность трудоспособного населения. Общая численность занятых (т. е. официально имеющих работу) и тех, кто ищет работу (безработные), образует экономически активное население. В нормально отлаженной национальной экономической системе численность экономически активного населения и численность населения в трудоспособном возрасте должны максимально сближаться. Экономически активная часть населения может быть временно увеличена за счет работающих пенсионеров, а также за счет тех, кто имеет временные подработки или вторую работу («работа при лунном свете»), и уменьшена за счет тех, кто может работать, но не имеет и не ищет работу (теневой бизнес, маргинальные слои населения, домашнее хозяйство).

Эти и другие факторы, влияющие на процессы трудоустройства, должны учитываться экспертами при составлении соответствующих расчетов. В целом объем предложения рабочей силы в национальной экономике зависит не только от численности трудоспособного населения, но и готовности работников уступать свою рабочую силу в пользование работодателю. Сказываются состояние здоровья, условия жизни, доминирующие субъективные оценки ценности рабочего и свободного времени.

Прямое воздействие на объем предложения рабочей силы могут оказать различные программы по выплате денежных пособий (посо бия по безработице, социальные выплаты семьям с учетом численности детей и т. д.), которые снижают общую склонность иметь постоянную работу (ценность занятости).

Объем предложения рабочей силы как фактора производства зависит от миграции рабочей силы (сказываются различия в уровнях зарплаты между разными странами), а также от социальной и политической стабильности, программы сокращения армии, продолжительности учебы в средних школах, степени доступности для молодежи высшего образования.

Таким образом, в отличие от земли и капитала рабочая сила (или труд) как фактор производства выступает как формирующийся фактор - под прямым воздействием социально-экономических условий.

Для того чтобы стать фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство. Это означает, что на нее должен быть спрос, который, при прочих равных условиях, зависит от: 1)

степени загрузки имеющихся производственных мощностей, т. е. наличия свободных рабочих мест; 2)

продолжительности рабочего дня, так как удлинение или сокращение рабочего дня соответственно снижает или повышает такой спрос; 3)

темпов развития производственного потенциала на основе реализации новых проектов и т. д.; принятой технологической модели, т. е. в целом от открытия новых рабочих мест.

Включение рабочей силы в процесс производства в той или иной степени может подвергаться дискриминации.

Тотальная дискриминация проявляется тогда, когда под разными предлогами снижается национальный уровень заработной платы, вводится трудовая повинность, а само отношение к труду превращается в показатель лояльности к существующему социальному строю или политическому режиму, наконец, когда всеми способами экономят на создании нормальных условий труда.

Частичная дискриминация рабочей силы может иметь место, когда:

а) не обеспечивается равенство возможностей для отдельных групп работников найти работу;

б) затрудняется получение рабочего места для представителей национальных меньшинств или получение работы по национальному признаку, устанавливается искусственно заниженная зарплата;

в) получение работы обставляется соблюдением ряда политических, социальных и других условий («запреты на профессию»);

г) работодатели отказываются брать на работу высококвалифицированных работников;

д) женщинам-работницам при приеме на работу снижают зарплату или вообще отказывают в трудоустройстве.

В дальнейшем обозначенные здесь вопросы формирования объема спроса и предложения рабочей силы составят, в процессе изучения курса фундаментальной экономической теории, предмет специального анализа.

Пока же сделаем основной вывод о том, что рабочая сила (или труд) как фактор производства в отличие от земли и капитала выступает как фактор производства, формирующийся под прямым воздействием существующих социально-экономических условий.

Для того чтобы стать реальным фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство, быть дополненной производительным капиталом. В итоге капитал как движение предполагает наличие рабочей силы, а сама рабочая сила как фактор современного производства предполагает наличие капитала как материальной базы собственного существования.

Функционирование рабочей силы в качестве фактора производства протекает не только в виде индивидуальной рабочей силы, носителем которой выступает отдельно взятый человек.

В ходе комбинации индивидуальных рабочих сил формируется совокупная рабочая сила. Образование совокупной рабочей силы есть следствие разделения и специализации труда, его комбинирования.

Человеческий капитал. В труде как факторе производства сложно разграничить способности, данные самой природой, и навыки, сформированные в результате образования и профессионального обучения. Чтобы подчеркнуть возможность наличия этого искусственного прироста, в современных экономических концепциях широко используется понятие «человеческий капитал».

« Человеческий капитал» выступает как совокупность врожденных и приобретенных способностей человека к труду, состояние здоровья, его таланты и деловые качества, а также уровень квалификации и образования, способствующие его идентификации и приносящие устойчиво дополнительный доход.

Через выделение «человеческого капитала» (примерно с 60-70-х їтодов XX в.) подчеркивается возможность «поставки» домашним хозяйством на рынок труда не просто живого человеческого организма, способного к простому труду, а рабочей силы, наделенной высокими интеллектуальными способностями.

Мы уже знаем, что рабочая сила определяется как совокупность физических, умственных, интеллектуальных и т. п. способностей, которые человек может использовать в процессе труда. Но для того чтобы обладать такими способностями, необходимо предварительно сформировать их в процессе воспитания и образования.

Семья начинает тратиться на содержание ребенка, т.е. инвестировать в «человеческий капитал» с момента его появления. Так, по некоторым оценкам в США воспитание одного ребенка и предоставление ему образования на уровне колледжа обходится семье в 500 тыс. долларов.

Чем больше такие инвестиции в «человеческий капитал», тем больше вероятность подготовить более квалифицированную рабочую силу. Легко доказать, что разница, например, между высококвалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силой основывается на разных объемах инвестиций в «человеческий капитал».

Таким образом, формирование рабочей силы как фактора производства включает также и процесс инвестирования в «человеческий капитал». В качестве инвестиций в «человеческий капитал» признаются любые действия, повышающие квалификацию и способности настоящего или будущего работника.

Основными направлениями такого инвестирования выступают образование, воспитание и здоровье. Инвестором в «человеческий капитал» могут выступить не только семья, но и государство, фирмы, разного рода ассоциации, наконец, сам работник.

Получение дополнительного дохода с «человеческого капитала» (см. рис. 3.10) для семьи есть своеобразная компенсация ранее понесенных затрат. Одновременно прирост с определенного момента денежного дохода облегчает семье продолжение уже начатого процесса формирования «человеческого капитала». Кроме возросшего денежного дохода в качестве дополнительных социальных выгод неденежного характера следует выделить расширение кругозора и круга общения, а также приобретение навыков воспринимать и редуцировать (рождать) новые идеи.

Рис. 3.10. Формирование и реализация «человеческого капитала» на уровне домашнего хозяйства

Семья в какой-то момент может оказаться перед выбором: или купить новый дом и улучшить жилищные условия; или купить участок земли и освободиться от платежей за аренду; или учить своих детей необходимым наукам, дать им возможность получить диплом и соответствующую специальность.

Внешне здесь обнаруживаются весьма разные действия и весьма разные экономические последствия с точки зрения формы и ликвидности (возможности возврата) вкладываемых денежных средств. Но общность всех данных возможных действий состоит в том, что в любом случае люди стремятся получить «запас» (капитал): или материальный, или «человеческий».

Выделим особое экономическое правило: со временем все такие инвестиции в «человеческий капитал» должны быть компенсированы (затраты на обучение, книги, потерянный за период учения элементарный денежный доход и т. д.).

Есть смысл сделать не менее полезный вывод на перспективу: те профессии, которые требуют более длительной и дорогостоящей подготовки, которые предполагают формирование «человеческого капитала» и более квалифицированной рабочей силы, должны оплачиваться выше.

Теория «человеческого капитала» объясняет справедливость дифференциации уровней заработной платы в национальной экономике, раскрывает некоторые причины наличия более высокого уровня безработицы среди неквалифицированных работников. Получается, что инвестиции в «человеческий капитал» выступают как особая разновидность социального страхования по безработице. Кроме того, дан ная теория подчеркивает особое значение семьи в воспроизводстве рабочей силы и формировании «моды» на получение образования как высшей потребности современного человека.

Признаками образования и наличия «человеческого капитала» выступают, в конечном счете, не сами понесенные денежные расходы и оплаченные счета за учебу, а развитые интеллект и интеллигентность, профессиональные знания и широта кругозора, культура и дисциплинированность.

Нужно помнить: при наличии образования недостаток воспитания чувствуется в межличностных отношениях особенно остро.

Ресурсы, которые необходимы для создания материальных благ, на рынок поставляют факторы производства: труд, земля, капитал. Экономические ресурсы – это все ресурсы природы, человека и произведенные людьми, которые применяются для производства услуг и товаров.

Основные факторы производства

Понятие труда включает в себя трудовые ресурсы (то есть рабочую силу), которые характеризуются различными качествами. От структуры общественного производства зависит качество и количество труда, предлагаемого на рынке. Потребности производства в рабочей силе определенных специальностей удовлетворяют домохозяйства, которые поставляют на рынок труда работников.

Рабочая сила – возможность и способность человека, который обладает определенными навыками, к труду.

Особенности труда как фактора производства:

  • рабочая сила формируется в течение многих лет;
  • необходимо постоянное возобновление и воспроизводство рабочей силы;
  • важно поддержание навыков к труду и физической формы работника.

Человек трудоспособен 25-40 лет своей жизни, а это требует материального обеспечения семьи с помощью рабочей силы.

Следующим фактором производства есть земля. Она поставляет ресурсы для строительства, сельскохозяйственных угодий, природных ресурсов, которые добываются из земли, леса, водоёмов. Все эти ресурсы участвуют в создании многих благ. В производстве используют несколько одновременно, ведь без сырья, а также зданий, находящихся на земле, невозможно создание благ.

Факторы производства

Третьим фактором производства является капитал (денежный, товарный, производительный). Форма капитала первоначально денежная. Капитал или деньги, которые пущены в оборот, меняют форму, переходя сначала в товарную, потом денежную. В процессе производства происходит увеличение денежного капитала.

Для создания блага (товара или услуги) необходимо объединение нескольких разных ресурсов. Общество нуждается приблизительно в двух миллионах видах товаров. Чтобы создать эти блага, важно сочетать различные ресурсы, но также используется и один какой-то их вид.

Перед человеком всегда стоит проблема выбора, а в то же время перед производством – альтернативного использования ресурсов. Общество постоянно решает, какие блага необходимы в первую очередь, а от каких можно отказаться. Эффективность использования ресурсов определяет их распределение между производствами.

Проблема выбора в условиях достаточно ограниченных ресурсов – важная проблема эффективности.

Эффективно распределяя ресурсы, легко добиться максимально возможного объема производства.

Цена на ресурсы формируется, учитывая такие нюансы:

  • доходы и прибыль. На рынке ресурсов домохозяйства, которые располагают ресурсами, получают за них доходы (заработная плата, проценты и прибыль);
  • ресурсное распределение. Осуществляется в зависимости от цен на них, распределяет ресурсы по различным отраслям;
  • сведение к минимуму издержек. Издержки производства для фирмы – это цены на ресурсы. Чтобы получить большую прибыль, производству необходимо изготавливать выгодную доходную продукцию с эффективным сочетанием недорогих ресурсов;
  • экономическая политика. Справедливое установление цен на ресурсы, а также справедливое распределение доходов – важные аспекты в экономической деятельности.

Рынки факторов производства

Факторы производства включают такие важные группы ресурсов, как земля, природные ископаемые, сырьевые искусственные ресурсы, труд разнообразных квалификаций и специальностей, капитально-технические ресурсы. Все они относятся к сфере товарного оборота – рынкам факторов производства.

Движение любых факторов производства зависит от рынка денег и ценных бумаг, а также экономической политики государства.

Особенности и характеристики рынка факторов производства:

  • действуют стандартные законы спроса и предложения, конкуренции цен;
  • действуют глубокие общественно-экономические связи;
  • покупателями рабочей силы, земли, капитала, природных ресурсов выступают фирмы и предприятия.
    • Фирмы используют разные виды затрат для производства услуг и товаров: сырье и материалы,
    • товары, которые производят различные фирмы,
    • типы труда разной квалификации,
    • капитальные блага (к примеру, здание или машина),
    • различные формы деятельности предпринимательства,
    • информация.

Факторы размещения производства

Те факторы, которые касаются размещения производительных сил – это множество условий и ресурсов, а также их свойств, при правильном использовании которых достигается наилучший результат. Эти факторы влияют на размещение сил производства.

Условия размещения включают природную среду, население, материально-техническую и научную базу, систему производственных коммуникаций, условия развития производства.

Факторы и условия связаны между собой и влияют на развитие и расположение определенных предприятий, территориальную хозяйственную организацию в отдельных регионах.

Группы факторов выделяют следующие:

  • природные – качественный состав и количественные запасы ресурсов природы, добыча и использование их на различных территориях. Они выполняют важную роль в размещении промышленности и производств (топливных, энергетических, водоемких и других);
  • социально-экономические – особенности размещения населения, территориальная концентрация трудовых ресурсов и их качественная характеристика;
  • рыночно-инфраструктурные и материально-технические – инфраструктура рынка, а также материально-техническая и научная базы;
  • технико-экономические – затраты на производство и реализацию материалов, сырья, готовой продукции.

Таким образом, для любой отрасли хозяйства характерен индивидуальный набор и сочетание всех факторов размещения. Роль и сочетание отдельных факторов, касающихся размещения хозяйства на определенной местности, зависит от структуры хозяйства региона или страны.

Ключевые слова: труд, фактор, производства, теории

Одним из определяющих факторов производства является труд.

НОСИТЕЛЬ ТРУДА, Т. Е. РАБОЧАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА, НА­ЗЫВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОРОМ.

ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ, ОБЛАДАЮЩАЯ СПО­СОБНОСТЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ УЧАСТВОВАТЬ В ТРУДЕ, ОБРАЗУЕТ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

Близким к трудовым ресурсам, но более широким понятием является «трудовой потенциал».

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ - ЭТО ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ, ОБРАЗУЮЩАЯ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, С УЧЕ­ТОМ ТЕХ ЛИЦ, КОТОРЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО МОГУТ ИЗМЕНИТЬ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В ТУ ИЛИ ИНУЮ СТОРОНУ.

В отличие от других факторов производства труд имеет осо­бенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром, в отличие от марксистской теории, где товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.

Из этой посылки следует важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме зара­ботной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходи­мая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.

В отличие от марксистского классового подхода, в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.

Так, некоторые исследователи выделяют ремесленный, тех­нократический, инновационный виды управления трудом, со­ответствующие доиндустриальному, индустриальному и научно-техническому вариантам экономического роста (табл. 1).

Таблица 1

Организация и управление трудом

Тип экономического роста

Управление трудом

Материальная основа

Вид управления трудом

Доиндустриальный

Мануфактурное производство

Ремесленный

Индустриальный

Крупное машинное производство

Технократический

Научно-технический

Гибкое производство, ориентированное на нововведения

Инновационный

РЕМЕСЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ характеризуется ручным производством, наличием разделения труда (например, произ­водство кареты требовало разделить труд между столярами, плот­никами и т. д.), подчинением прежде самостоятельного рабочего единой команде и дисциплине.

ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ предполагает пе­реход от ручного труда к машинному, углубление разделения труда, выделение управленческого труда в самостоятельный вид деятельности.

В ходе совершенствования своей материальной базы (совершенствование техники), улучшение видов управления прошло несколько этапов. Переход к технократическому управлению осуществился в конце XIX - начале XXв. и связан с именем Ф. Тейлора.

Тейлоризм включает в себя методы, основанные на хроно­метраже каждой операции, которую выполняет рабочий. В со­ответствии с ним устраняются бесполезные движения рабочего и отбираются наиболее совершенные. Эти принципы работы легли в основу «научной организации труда».

Следующий этап технократического управления связан с име­нем Т. Форда.

Фордизм основан на поточно-конвейерном производстве, ко­торое задает темп работы, снижает издержки, повышает выработку и тем самым - производительность труда.

30-40-е гг. XX в. отмечены включением в технократическое управление психологических и социальных компонентов: соци­ального обеспечения, установления минимального уровня оплаты труда, оплаты сверхурочных работ, введения техники безопасности и др. В значительной мере это было сделано под влиянием соци­альных достижений Советского Союза.

В 50 -60-е гг. в технократическое управление внедряется теория «человеческих отношений», в которой доказывается, что людям нравится самостоятельность в принятии решений, отсутствие мелочной опеки, уважение к ним и их труду. В соответствии с этим пересматривается режим работы, усиливается зависимость вознаграждения от результата работы, внедряются формы «участия рабочих в прибылях» и др.

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ связано с переходом к новому технологическому способу производства, который по­требовал привлечения высококвалифицированного «человеческого ресурса», способного самостоятельно принимать решения, быть лояльным фирме и обеспечивать высокую производительность и качество работы. Методы его применения находятся в состо­янии развития .

Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) – это земля.

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы труда, средства и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие человека (физиологическое и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд – это не просто двигатель прогресса, труд – это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и качественные характеристики. Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные – это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и средств производства, уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных вида труда: свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд – это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это трудовая деятельность на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник – это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.


Производительность труда – это отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определенный промежуток времени. Производительность труда, в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые могут на нее повлиять.

33. Капита́л (от лат. capitalis - главный, главное имущество, главная сумма) - совокупность активов, используемых для получения прибыли в будущем . Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями .

Различают физический (материально вещественный капитал) и человеческий капитал. Физический капитал - имущество дли­тельного пользования (здания, машины, оборудование), исполь­зуемое фирмой в ее деятельности. Различают основной и оборот­ный физический капитал. Основной капитал - реальные активы длительного пользования, стоимость которых переносится на продукт частями в течение ряда периодов производства (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т. д.).Оборотный капитал - реальные активы, стоимость кото­рых полностью переносится на стоимость нового товара и воз­вращается в денежной форме к предпринимателю при реализа­ции товара в каждом цикле (сырье, топливо, материалы, полу­фабрикаты). Человеческий капитал - физические и умственные способности человека, полученные посредством образования или практического опыта; мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Иными словами, человеческий капитал - осо­бая разновидность трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом на рынке факторов производства подразумевают материальные фак­торы, капитальные блага. Еще один аспект капитала связан с его денежной формой. Денежный капитал является общим знамена­телем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого ак­тива. В денежном выражении может быть просчитана стоимость как физического, так и человеческого капитала. Капитал, вопло­щенный в средствах производства, называетсяреальным капита­лом . Денежный капитал , или капитал в денежной форме, пред­ставляет собой инвестиционные ресурсы. Сам по себе денежный капитал экономическим ресурсом не является, его непосредст­венно в производстве использовать нельзя, однако можно ис­пользовать для покупки факторов производства.

35. Предприниматель­ство - способ ведения бизнеса на самостоятельной независи­мой основе.

К числу основных функций современного предприниматель­ства принято относить:

Ведение финансов и учета . Управление финансами предпо­лагает мобилизацию капитала, накопление доходов от предпри­нимательской деятельности, управление использованием капи­тала и доходов. Главная задача предпринимательства - обеспе­чение максимальной отдачи предпринимательской деятельности при минимальном риске.

Кадровую функцию . Управление кадрами включает отбор кандидатов и прием на работу, управление персоналом организации. Управление персоналом - система управленческой дея­тельности в сфере социально-трудовых отношениях коллектива организации.

Конкурентные преимущества кик всей страт, так отдельного предприятия сегодня во многом определяются человеческими ресурсами. По расчетам Всемирного байка, в составе национального богатства США основные производственные фонды (зда­ния и и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19 51, природные ресурсы - 5% человеческий капитал - 76 %. В Западной Европе соответствующие показатели - 23,2 и 74 %. В России - 10, 40 и 50 %. Кроме того, растут вложения в чело­веческие ресурсы, что обуславливает важность проблемы их оку­паемости.

Материально-техническое обеспечение . Эта деятельность ох­ватывает операции по приобретению сырья и материалов, ма­шин и оборудования. Главной задачей на данном этапе является бесперебойное снабжение производства необходимыми ресурса­ми при минимальных затратах.

Производственную функцию . Производство предполагает превращение сырья, материалов и полуфабрикатов в готовый продукт. Управление производством связано с техническими в технологически ми аспектам и направлено на поиск такой комбинации факторов производства, которая при минималь­ных издержках производства позволила бы максимизировать прибыль.

Маркетингу предполагающий определение нужд потребите­лей . Маркетинг - система учета потребительских предпочтений и воздействия на потребителя, призванная обеспечить сбыт про­дукции на рынке. На данном этапе задачей предпринимателя становится выявление предпочтений потребителей, а зачастую и формирование новых.

Научно-исследовательскую деятельность , направленную на создание новых технологий, обновление системы управления, разработку и выпуск новой продукции. В век научно-техниче­ской, а затем и информационной революции научные открытия и их технологическое применение играют все более важную роль и во многом определяют положение предприятия на рынке, а следовательно, и величину предпринимательского дохода.

Связи с общественностью , подразумевающие управление от­ношениями между фирмой и общественными структурами (ор­ганами государственной власти, обществами потребителей, профсоюзами, средствами массовой информации).

37. Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός - длинный, большой , οἶκος - дом и Nόμος - закон ) - наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом . Макроэкономическими проблемами можно назвать :

§ Экономический рост, экономические циклы : Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

§ Безработица : Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

§ Общий уровень цен : Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

§ Денежное обращение, уровень ставки процента : Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

§ Государственный бюджет : Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

§ Торговый баланс : Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?