Цель пластилинографии в подготовительной группе. Пластилинография в детском саду консультация (подготовительная группа) на тему. Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения

Конспект НОД по художественному творчеству в

подготовительной группы

«Золотая рыбка» (пластилинография)

Программное содержание:

1. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление бросового материала.

2. Формировать умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полуобъёме.

3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4. Воспитывать интерес к произведениям А. С. Пушкина.

Предварительная работа:

1. Дид. игры «Кто, где живет?», «Собери картинку».

2. Прослушивание музыкальной записи «Аквариум». Имитация под звуки движений рыбок.

3. Чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

4. Рассматривание иллюстраций и рисунков к сказкам А. С. Пушкина.

Оборудование и материалы: портрет А. С. Пушкина, выставка книг, рисунки к сказкам А. С. Пушкина, плотный картон голубого цвета с изображением волн и силуэтом рыбки, набор пластилина, стека, салфетка для рук, дощечки для лепки на каждого ребенка.

Активизация словаря: золотая рыбка, волшебная, чешуя, переливается, блестит, играет на солнышке.

Методика проведения:

Воспитатель : Посмотрите ребята, сегодня к нам в гости приплыла рыбка. Рыбка не простая, а золотая, приплыла она из сказочной страны. А чтобы узнать из какой сказки рыбка, послушайте стихотворение:

Жил старик со своею старухой,

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(Из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А вы знаете, кто написал эту сказку?

Дети : А. С. Пушкин.

Воспитатель : Ой, ребята послушайте, рыбка нам, что-то говорит.

Рыбка: Я рыбка не простая, а золотая, волшебная и приплыла из сказочной страны. Из страны сказок А. С. Пушкина – великого русского поэта. Александр Сергеевич родился в городе Москве, воспитывался в литературной среде. Отец имел большую библиотеку, а дядя писал стихи. Няня поэта Арина Родионовна, очень много рассказывала ему сказок, они ему так нравились, что впоследствии он переложил их на стихи, чтобы их могли услышать, и вы ребята.

Воспитатель: Рыбка, а наши дети хорошо знакомы со сказками великого русского поэта А. С. Пушкина. Вот послушай (читает ребенок):

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Из какой сказки эти слова? («Сказка о царе Салтане»)

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»

(«Сказка о золотом Петушке»)

Жил был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Воспитатель : Молодцы, много сказок знаете! А кто может мне сказать, почему золотая рыбка в сказке могла исполнять желания?

Дети : Она волшебная, умела делать чудеса.

Воспитатель : А, те рыбки, которых мы видим в аквариуме, или в другом водоеме могут выполнять желания? (Нет)

Воспитатель : Скажите, а почему А. С. назвал свою рыбку золотой?

Дети : Она переливается, блестит, она волшебная.

Воспитатель : Чешуя, которая покрывает туловище рыбки крупная, блестит, играет на солнышке, словно золотая.

Рыбка золотая, весело играя,

Блещет чешуей под речной волной.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в сказке рыбка не простая, она – волшебная. Любое желание может исполнять. Подумайте, о чем бы вы попросили золотую рыбку, если бы вам удалось с ней встретиться?

(Ответы детей).

Воспитатель : Но все же, какой бы ни была волшебницей рыбка, без чего она, как и обычная рыбка, не смогла бы жить?

Дети : Рыбки не могут жить без воды.

Воспитатель: Верно, поэтому Золотая рыбка предлагает поплавать с ней в водоеме.

1. Создать условия для обобщения представлений о зимующих птицах, побуждения детей точно передавать внешний вид объекта, подбирать цвет.

2. Способствовать развитию умений и навыков работы в технике « пластилинография »: отщипывание, скатывание колбасок пальцами рук, расплющивать пластилин, оттягивать и прищипывать некоторые части объекта.

3. Отрывать маленькие кусочки бумаги и скатывать их в шарики.

4. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорных навыков, творческого воображения.

5. Содействовать воспитанию бережного отношения к пернатым друзьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ « СНЕГИРЬ »

(С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ)

ЦЕЛИ:

1. Создать условия для обобщения представлений о зимующих птицах, побуждения детей точно передавать внешний вид объекта, подбирать цвет.

2. Способствовать развитию умений и навыков работы в технике « пластилинография »: отщипывание, скатывание колбасок пальцами рук, расплющивать пластилин, оттягивать и прищипывать некоторые части объекта.

3. Отрывать маленькие кусочки бумаги и скатывать их в шарики.

4. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорных навыков, творческого воображения.

5. Содействовать воспитанию бережного отношения к пернатым друзьям.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за птицами на прогулке, беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций.

МАТЕРИАЛ:

Картон с изображением контура снегиря

Набор пластилина.

Бумажные салфетки красного цвета.

Влажные салфетки для рук.

Стека.

Иллюстрации с изображением снегирей.

Бусинка.(для зрачка глаза).

Клей пва, кисточка.

ХОД НОД.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Загадать детям загадку:

« Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут!»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. БЕСЕДА О СНЕГИРЯХ:

С наступлением холодов к нам прилетают снегири – небольшие птички с красной грудкой. Это северные птицы, которые летом живут там где холодно, зимой перебираются к нам, в поисках корма. Понятно почему снегиря так назвали, эти пернатые появляются с первым снегом, будто бы принося с собой зиму.

ЕСТЬ НАРОДНАЯ ПРИМЕТА:

« Как только пойдет первый снежок – жди снегиря ».

Питаются снегири – ягодами рябины, калины, семенами растений.

Как выглядит снегирь? (ответы детей)

Показываю иллюстрации с изображением снегирей.

У самца снегиря спинка серая, подхвостье белое, хвост и крылья черные, а грудка – красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у нее не красная, а темно – серая.

Это птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свист снегиря похож на звук флейты: нежный, грустный.

Как мы можем помочь этим птицам зимой? (ответы детей).

Самое главное правило для человека – не вмешиваться в природу и беречь маленьких пернатых друзей! Без них наша жизнь станет скучной и «некрасивой».

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « КОРМУШКА »

Сколько птиц к кормушке нашей

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и снегирей,

(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)

Дятел в пестрых перышках,

Всем хватило зернышек.

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук).

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня мы с вами нарисуем с помощью пластилина своих снегирей (самцов), и в нашей группе будет жить целая стая этих удивительных птиц.

РАЗДАЮ КАРТОН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СНЕГИРЯ.

Начнем закрашивать снегиря со спинки. Нам понадобится серый пластилин. Что для этого нужно сделать? (Смешать кусочки белого пластилина с черным.)

Вспоминаем порядок наших действий. Отщипываем маленький кусочек пластилина, скатываем пальцами колбаску, прижимаем к контуру, размазываем аккуратно тонким слоем по поверхности.)

Замазываем черным пластилином головку, хвост птицы. Лапки и клюв раскрашиваем карандашом черного цвета. Подхвостье закрасим белым пластилином. Глаз – черная бусинка.

Грудку у снегиря будем выкладывать из маленьких бумажных красных комочков. (Оторвать маленький кусочек бумаги и скатать в плотный комочек, потом при помощи клея наклеить комочки на контур птицы).

3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Выставка детских работ.

« Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.


Панно из пластилина своими руками для детского сада: Волшебные цветы. Мастер- класс с пошаговым фото.

Панно"Волшебные цветы". Сказки королевы Радуги.

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: подарок к Дню Матери.
Цель: создание подарка для мамы.
Задачи:
-познакомить детей с наукой цветоведение, с понятием цветовой круг и цвета спектра;
-углублять и расширять знания о цветах и их оттенках, познакомить с основными и составными цветами;
-познакомить и научить детей декоративному украшению работы с помощью бусинок, пайеток, крупы;
-совершенствовать навыки лепки, развивать мелкую моторику руки;
-развивать творчество, фантазию, умение создавать свой собственный цветок, умение передавать в работе своё собственное мнение и видение мира;
-воспитывать интерес к изобразительной грамоте.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я поведу рассказ о необычайно интересном и волшебном мире изобразительного искусства. Мир этот богат и разнообразен, много в нём разных сказочных королевств, государств, городов и селений.
Есть в этом мире восхитительно красивое радужное королевство. Где-то там высоко в голубой синеве небес, за белоснежными облаками, и солнечными лучами живёт королева Радуга.
Рада радуга-дуга,
С неба смотрит на луга.
Дождиком умывается
Красотой раскрывается!
Семь цветов на ней горят,
Ярких семь дорожек,
Это праздничный наряд
Всех он злат дороже.


У неё много дел и забот, в её обязанность входит нести в мир людей красоту и доброту. Чтобы всё было на своих местах: осень была золотой, зима-белоснежную, весна и лето радовали своим буйством красок и дарили людям радость. Есть у неё и помощники, маленькие феечки-равные цветам наряда Радуги.
Красный ей наряд,
Разыгравшись, вечером
Подарил закат.
Жёлтым цветом солнышко
Осветило бок,
А зелёный дали ей
Роща и лужок.
Небо ей прибавило
Краски голубой,
Синий зачерпнула
Из волны морской.
Ну, а фиолетовый
Она нашла в саду,
Там фиалки яркие
Каждый год растут.
Ну а цвет оранжевый
Подарил жираф
Он случайно Радугу
Головой достал.


Каждый художник начинает знакомство с миром изобразительного искусства, только через государство королевы Радуги. Изучение красок и цветов её мира-это целая наука, художники называют эту науку-цветоведение. Все цвета Радуги, расположенные по кругу, образуют замкнутый круг с непрерывным переходом от одного цвета к другому, каждый цвет стоит строго на своём месте-называют их цветами спектра, а цветовой круг-спектром.
В государстве Радуги семь королевств,
И каждое имеет свой замок и цвет.

Есть королевство-красное,
Оранжевое-столь прекрасное.
Жёлтое...
То знойное оно, то ласковое,
Зелёное с прохладою,
И лесною сказкою.
В голубом королевстве
Снежных гор завитки.
В синем-звонкая песнь
Ручейков и реки.
Фиолетовой сказкою
Завершая свой круг,
Нас приветствуют феи
В спектре солнечных дуг.


В каждом королевстве живёт своя фея, но есть среди них три самые главные:
В сказочном царстве, радужном государстве
Живут три старшие феи, ну просто принцессы
Красная, Желтая и Синяя феи.
Самые главные, и самые важные
Без них мир бесцветен, черны все аллеи
Ночь и тоска без них во всём мире.


Самой горячей, яркой, величественной, веселой считается Красная принцесса. Красный цвет её наряда-это энергия и сила. Считают что он связан с активностью, волей, чувственностью. Это цвет огня, действия и жажды жизни. Красный цвет излучает тепло, он повышает работоспособность и выносливость, укрепляет волю, улучшает настроение, способствует преодолению трудностей и препятствий.
Доброй, солнечной, золотой, богатой-называют Желтую принцессу. Желтый цвет её наряда-это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Жёлтый цвет связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной. Жёлтый цвет способствует концентрации внимания и ясности мыслей. Желтый цвет обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, помогает добиться поставленной цели, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости.
Самой спокойной, тихой, а иногда и печальной считается Синяя принцесса. Синий цвет её платья помогает обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность, это цвет душевного покоя. Синий цвет очищает душу, он также представляет собой силу разума, мудрость и ясность мысли.
Вот какие разные феи-принцессы!


Красный, жёлтый и синий называют основными цветами, они самые яркие в цветовом круге. Между ними располагаются остальные цвета-их называют дополнительными.


Королева Радуга говорит, что достаточно и этих трёх цветов чтобы нарисовать любую картину, что они самые первые и главные помощники художника. Смешивая между собой основные цвета: красный и жёлтый, синий и красный или жёлтый и синий, можно получить все недостающие цвета радуги. Смешивая каждый из полученных цветов с соседним, мы получим еще множество других. Но вот какие бы краски мы не смешивали, красный, жёлтый и синий цвет, мы получить не сможем.


Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной, вот этой,
Получим мы цвет фиолетовый.
А синий мы с желтым смешаем -
Какой мы цвет получаем? Зеленый.
А красный плюс желтый, для всех не секрет,
Дадут нам, конечно, оранжевый цвет.


Как и у любой творческой личности, есть у королевы Радуги свои любимые увлечения. Очень любит она смешивать краски, получать новые цвета и их оттенки. Как только возьмётся за дело Радуга, заискрится всеми цветами радуги северное сияние, засверкают красные всполохи зарницы на небе, розовым туманом взойдёт ясное солнышко.


Знайте, то Радуга волшебством занимается. В любимом радужном саду цветы выращивает, новые создаёт-красоты неописуемой, силою их волшебную наделяет.
Вначале был простой листок, ничем не выделялся,
Под камнем слабенький росток, укрыться он старался,
О солнце лишь мечтал всегда, дарил свет отблеск бледный,
Но есть на свете чудеса, расцвёл цветок волшебный.


Цветы те непростые, и увидеть их может только тот кто сердцем чист, а помыслы его добрые. Могут они исполнить любое самое заветное желание, поэтому берегут радужный сад от злых людей волшебные пчёлки, во главе с самой королевой пчёл.


Кто увидел цветы волшебные и побывал в том саду, должен оставить королеве Радуге подарок. Создать свой волшебный цветок для радужного сада. Очень много на свете добрых людей, и у каждого есть свое заветное желание, пусть все они исполнятся!


Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
Материалы и инструменты:
-лист плотной бумаги А4, или картон любого цвета
-пластилин
-стека
-тряпочка
-пайетки, бусинки или крупа

Ход мастер-класса:

Королевство сказочное, сад радужный, а значит и цветы наши могут быть самыми необычными. Начинаем лепку с трёх основных цветов, скатываем морковки и расплющиваем их на поверхности листа.


Затем лепестки из цветов дополнительных-оранжевый, фиолетовый и зелёный.


А дальше фантазируем, добавляем ещё лепестки. Если количество цветов в коробке пластилина ограниченно, то можно смешать их между собою, для получения новых оттенков. Нужно взять два небольших кусочка пластилина маленькими порциями, разогреть их пальчиками и смешать(размять).


Затем для каждого лепестка скатываем шарик из двух цветов(жёлтый и оранжевый), и расплющиваем шарики на краю лепестков. В центре цветка из золотых морковок выкладываем еще один ярус маленьких лепестков, между ними помещаем оранжевые лепестки, а сердцевину украшаем расплющенным шариком из двух смешанных цветов.


Скатываем ещё несколько морковок-красного, оранжевого и жёлтого цветов. Из них выкладываем ещё один цветок.


Затем второй ярус красных лепестков поменьше.


Завершаем цветок жёлтыми лепестками. И лепим ещё один цветок из синего, голубого и фиолетового цветов.


Способом примазывания небольших кусочков пластилина к листу создаём листья вокруг цветов. Уравновешиваем композицию двумя маленькими цветками. Скатываем тонкие колбаски оранжевого цвета и делаем из них контуры лепестков главного цветка.


Теперь нам понадобится много маленьких изумрудных шариков, ими украсим края листьев.



Закончим работу с помощью бусинок и пайеток.

Пластилинография Сказочная Гжель в подготовительной к школе группе. Конспект НОД.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:"Сказочная Гжель"(пластилинография)

Описание материала : Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) и изобразительному творчеству для детей подготовительной группы. НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о декоративно-прикладном творчестве, развитие интереса к рисованию пластилином. Материал будет полезен воспитателям, детям старшего дошкольного возраста и школьникам, учителям, педагогам дополнительного образования, родителям.

Цель: Знакомство детей с красотой и своеобразием гжельской росписи.
Задачи:
Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.
Закрепить приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий.
Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.
Воспитывать умение оценивать работу сверстников.
Материалы: восковой пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, силуэт посуды из белого картона.
Оборудование: изображения гжельской посуды, скоморох, кукла Гжелинка, аудиозаписи русско-народных напевов, ИКТ, презентация «В гостях у Гжельских мастеров»
Выставка гжельской посуды и декоративных гжельских игрушек.
Ход занятия:
Ребята под русско-народные напевы заходят в группу и встают полукругом перед столом, на котором выставлена посуда гжельских мастеров. В руках у воспитателя скоморох-зазывала.

Скоморох : Эй, честной народ, к нам быстрей спеши!
Собирайся, подходи, очи к нам обороти!
Да на эту красоту скорее погляди!
Поглядите-ка посуда!
(скоморох-воспитатель берет любой предмет в руки и спрашивает ребят, изменив голос, как-будто от посуды)
Вот какая красота!
Вы скажите-ка, ребята, из чего же сделана она?
Дети: Из глины, фарфора, керамики.
Скоморох: Ребята, отгадайте-ка мою загадку:
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивиться
Чудо на фарфоре – синяя купель,
Это называется просто роспись…..
Ответ детей: Гжель. Гжельская посуда; посуда гжельских мастеров.
Скоморох: И тут вы верно отвечаете. Красны девицы и добры молодцы, а давайте отправимся с вами в местечко под названием Гжель. Вот посмотрите на экран – с чего все начинается. Разводят глину в огромных чанах.


Заливают ее в специальные формы-заготовки.


И оставляют на просушку. Затем получаются вот такие изделия.



Привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз?
Ответы детей : Нет. Они белые, не яркие.
Скоморох: Правильно. Вот послушайте, ребята, гжель называют все сказочной, но я вам не сказку, а быль расскажу.
"В Российском государстве, в очень давние времена, среди лесов дремучих недалече от города Москвы стоит деревенька. Жили там мастера-умельцы, что из белоснежной глины делали посуду, обжигая изделия в горячей печи.
И вот собрались они как-то мастера на совет и решили лепить посуду такую, какую ни кто не видывал, чтоб мастерство свое всем людям показать, чтоб на весь мир прославиться.
Стали мастера своё умение показывать. У одного сахарница чудесная: ручки по обе стороны, а на крышке птица райская красуется.


Другой мастер посмотрел на сахарницу, подивился, а сам вылепил девицу, что в виде вазы сделана.


Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал: слепил он супницу в виде чудо - рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавником потряхивает.


Разошлись по домам, идут да любуются на синеокое небо, на синеватый лес вдалеке, да голубую гладь рек и озер и васильковые поля. Вот и задумали они перенести всю эту синеву на свой белый фарфор.
И цветы, и люди, и птицы, и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров.
Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель»
И по сей день жив город Гжель, и уже праправнуки мастеров и их дети продолжают традицию, лепят и расписывают гжельскую посуду.


Скоморох: А теперь предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:


Вот стол стоит (обе руки вытянуть вперед, развести чуть в стороны, опустить вниз, как бы рисуя стол)
На нем самовар кипит. (руки на поясе, повороты в сторону)
Подносите чашки, (приседание, рука одна на поясе)
Очень хрупкие бедняжки. (наклоны в сторону головой)
Наливайте чаю, (кружатся вокруг своей оси)
Всех я угощаю.
Вот серебряный поднос (руки над головой, подняться на носочки)
К чаю нам пирог принес. (ходьба)
Воспитатель: Ребята, а кто это у нас тут плачет, слезы свои платком утирает?
(в руках у воспитателя появляется кукла Гжелинка)


Воспитатель : Что ж ты, девица, приуныла?
Отчего ж слёзы свои льёшь?
Гжелинка: Я посуду всю разбила (плачет)
Воспитатель: Где ж посуда-то твоя?
Гжелинка: Вот, на подносе осколки лежат.
(на подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров: чайник, сахарница, блюдце, чашка)
Воспитатель: А, так это. Не переживай, наши ребята все осколочки сейчас соберут.
Игра «Собери посуду»
Воспитатель: Вот и собрали мы посуду, только ее не склеишь теперь. Но не беда. Не переживай, Гжелинка, мои ребята тебе помогут. Они сейчас тебе новую посуду распишут, лучше прежней! А сейчас, ребята, я вам предлагаю тоже побывать в сказке. И превратиться в искусных мастеров. И распишем мы сегодня посуду гжельской росписью, но по-особенному, не краской, а пластилином.
Садитесь, ребята, на свои места за столы.
(дети садятся за столы: на столах доски для лепки, пластилин, салфетки, стеки, силуэт подноса из белого картона)
Воспитатель: Перед вами ребята силуэт белого подноса. Поможете мне его расписать?
Ответ детей: Поможем.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на доску. Как расписывать красками вы уже пробовали. Я вам покажу, как сделать похожие мазки из пластилина. Отщипываем сначала кусочек синего пластилина, скатываем шарик, наносим на поднос, слегка придавливая. Сверху него чуть в сторону добавляем шарик белого пластилина. Придавив большим пальцем на оба кружка делаем мазок, протягивая пластилин по листу в нужном нам направлении.
Завиточек можно сделать с помощью тоненьких колбасок.


Ребята, техника понятна? Тогда под русско-народные напевы предлагаю вам взяться за дело.

І. Организационный этап.

Педагог. Ребята, сегодня я Вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Она состоит из двух слов: первое слово «забавы». Что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы детей.)

Педагог обобщает ответы детей.Забавы - это старинное слово, которое обозначает игры, потехи, шутки. Второе слово - «зимние», и получается … «зимние забавы»

Педагог. Зимние забавы… А что же тогда обозначают эти слова? (Ответы детей.)

ІІ. Мотивационно-ориентировочный этап.

Педагог обобщает ответы детей (зимние игры и развлечения) и предлагает больше узнать о зимних забавах, которые издавна любили на Руси, причём как дети, так и взрослые.

Педагог. Для начала мы с вами поиграем. Дидактическая игра «Ассоциации».При показе картинки, дети её называют (снег, варежки) и педагог предлагает им подобрать слова, ассоциирующиеся с этим словом.

Снег - зима, холод, снеговик, снежки…

Варежки - гулять, руки, тепло…

Педагог. Давайте вспомнить поговорки о морозе:

- «Береги нос в большой мороз»;

- «Мороз не велик, да стоять не велит»;

- «В зимней шубке и морозы - шутка».

Педагог. Чем интересным можно заниматься зимой на улице? (Ответы детей.)

Педагог читает детям загадку о санях.

Я катаюсь на нем до вечерней поры.

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку держу.

(Показ картины «Катание на санках»).

Рассказ педагога об одной из старинных забав на Руси - катание на санях: «Зима на Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной. Летом в старину все передвигались на чём? (телега, карета) Колёса крутились, карета ехала. Но зимой колёса часто подводили. Как вы думаете, почему? (Ответы детей - застревали в сугробах.) И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья (лыжи). Так они двигались намного быстрее».

Сравнение старинных саней с современными (Дети анализируют сходство и отличия старинных саней с современными) .

Педагог предлагает логическое задание «Кого на Руси не впрягали в сани?» (Из предложенных картин с животными дети должны выбрать правильный ответ)

Педагог. «Кого из животных использовали в разных регионах России» (кони, собаки, олени) . Демонстрация фото

Расширение словаря: упряжка, «тройка», бубенчики.

Педагог. Ребята, можно ли ехать или кататься на санях без животных? (Катание на санях с горки.)

Рассматривание картины Ф. Сычкова «На горке». Дети отвечают на вопрос: «Что вас заинтересовало на картине? »

Педагог. «Чьи это следы? »

Дети. лыжника.

Беседа с рассматриванием картин о лыжных видах спорта (гонки на лыжах, биатлон, прыжки с трамплина).

Педагог. Теперь предлагаю вам отгадать еще одну загадку

Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)

Рассматривание картины К. Сомова «Зима. Каток».

Историческая справка

«Это одна из самых известных старинных картин, рассказывающих о городских катаниях на коньках. Очень красив в ней пейзаж: действительно, в Петербурге зимой можно увидеть и такое золотистое небо, какое изображено в картине, и узор темных ветвей высоких деревьев, создающий декоративный эффект дымчатого кружева на золотом фоне неба. Картина построена в виде триптиха, т. е. как бы делится на три условные части. Действие открывается в левой части, где мы видим степенно шествующих кавалера и даму в красной одежде, с муфтой из белого меха и в высоком белом головном уборе. Ее облик четко выделяется на фоне силуэта идущего рядом с ней спутника. В центральной части — беззаботно скользят по льду дама и кавалер, а справа уходит в глубину картины пустынная аллея, далекая перспектива которой будит воображение и зовет вдаль. На катке, в этой части картины - упавший конькобежец, он лежит в смешной и нелепой позе. Сомов не может обойтись без некоторой лукавой насмешки над своими героями».

Педагог. Где можно кататься на коньках? Как образуется лёд?

Рассматривание фото с различными видами катков (естественный - на реке; залитый специально - на улице и во Дворце спорта)

Педагог. Какие виды спорта на коньках вы знаете? (Ответы детей).

Динамическая пауза

Ты мороз, мороз, мороз (согнутыми крест-накрест руками трут предплечья )

Не показывай свой нос! (указательным пальцем грозят зиме, остальные пальцы сжаты в кулак. )

Уходи скорей домой (машут попеременно то правой, то левой рукой ),

Стужу уводи с собой! (Совершают движения руками, как будто тянут за веревку. )

А мы саночки возьмем (спина прямая, приседают на корточки и «берут» санки ),

Мы на улицу пойдем (маршируют на месте ).

Педагог. Какие игры со снегом ребята, вы знаете? (постройка крепости, игра в «снежки», лепка снеговика).

СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Зачем искать его в горах?

Его найдете во дворах.

Из года в год, из века в век

Живет здесь снежный человек.

Он на дворовом пяточке

Стоит, держа метлу в руке.

Он веселит ребят весь день,

Ведро, напялив набекрень.

(А. Шлыгин)

Чистоговорка «Зима»:

Ма-ма-ма - пришла снежная зима.

Ег-ег-ег - все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки - любим мы играть в снежки

Ры-ры-ры - качусь на саночках с горы.

Оз-оз-оз - щиплет щеки нам мороз.

Лю-лю-лю - зиму снежную люблю.

Педагог. какая же она зима? (итоговая краткая беседа по первой части занятия)(подбор детьми ярких прилагательных эпитетов - снежная, белая, веселая, радостная, морозная) и предлагает полюбоваться картинами русских художников об этом удивительном времени года.