Леонардо да винчи титан эпохи возрождения презентация. Высокое возрождение презентация к уроку по мхк (11 класс) на тему. Титаны Высокого Возрождения

Слайд 1

ТИТАНЫ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА
Микеланджело Буонарроти Леонардо да Винчи Рафаэль Санти Рембрант Харменс Ван Рейн Тициан Сандро Боттичелли Джованни Боккаччо Джотто Франсуа Рабле

Слайд 2

Художники Итальянского Возрождения
Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Мадонна Бенуа

Слайд 3

Колыбелью итальянского Возрождения считают Флоренцию, подарившую миру таких гениев кисти и резца как Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана, которых по праву называют титанами Возрождения. В эпоху Возрождения на первый план выступило не цеховое ремесло, а индивидуальность художника.

Слайд 4

Леонардо да Винчи
1452-1519

Слайд 5

Внебрачный сын некоего сэра Пьеро и простой крестьянки. Родился близ города Винчи Уже с детства проявил равный интерес к занятиям механикой, астрономией, математикой,к другим естественными науками. Многие его наблюдения предвосхищают развитие европейской науки и живописи на целые столетия. Умер он вдали от родины во французском городе Клу в 1519 году
Жизнь, творчество, судьба

Слайд 6

Все работы да Винчи исключительно разноплановы Для его картин характерна геометрическая строгость композиции и научный подход к анатомическому строению тела человека
Витрувианский человек - золотое сечение в изображении человека
Эмбрион человека

Слайд 7

СФУМАТО (итал. sfumato - затушёванный, буквально - исчезающий как дым) - в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.
Детали лица Моны Лизы показывают технику сфумато, особенно тени возле глаз

Слайд 8

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком. (Мадонна Бенуа)
ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой

Слайд 9

Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой.
Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо

Слайд 10

Тайная вечеря, 1495-1497гг

Слайд 11

Джоконда
Портрет жены купца дель Джокондо (Мона Лиза) Неуловимое выражение лица Джоконды не поддается точному описанию и воспроизведению. Существует более десятка копий этого портрета. На разных репродукциях Джоконда выглядит несколько по-иному. Впервые в истории мирового искусства портретный жанр встал на один уровень с композициями на религиозную тему.

Слайд 12

Мона Лиза (Джоконда), ок.1503
Портрет Моны Лизы привлекает тем, что композиция рисунка построена на "золотых треугольниках« (точнее на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника). Это скорее закономерность, чем нечто особенное.

Слайд 13

Микеланджело Буанаротти (1475-1564)
Более всего и во всем, Микеланджело – ваятель, но его живописные произведения столь монументальны, что их можно принять за скульптуры. Созданные Микеланджело образы отличаются могучей телесностью и анатомической точностью; Будучи глубоко религиозным, Микеланджело часто писал на библейские сюжеты. Но созданные им образы не имеют ничего общего с каноном.

Слайд 14

Он родился в 1475 г., а умер в 1564 г., пережив Леонардо да Винчи и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия, оставив далеко позади эпоху Высокого Возрождения. В последние годы жизни он стал свидетелем того, как грубо попираются идеалы гуманизма. Все это глубоко возмущало и ранило душу Микеланджело. В одном из своих стихотворений он писал: Отрадно спать, отрадней камнем быть, О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать - удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить. Перевод Ф. И. Тютчева

Слайд 15

Микеланджело Буанарроти «Пьета» (1498-1501г) Собор Святого Павла, Рим.
Тему оплакивания Иисуса Христа скульптор решает психологически точно: в безмерной скорби застыла Богородица, весь её облик излучает нравственную чистоту и любовь. Дева Мария в произведениях Микеланджело воплощает символ вечно юного материнства.

Слайд 16

Сикстинская капелла была построена архитектором Джованни де"Дольчи в 1475-83 годах по распоряжению Сикста IV, пожелавшего видеть это сооружение в виде крепости, закрытым и неприступным.

Слайд 18

Серьезные трудности, связанные с отсутствием геометрических ориентиров на поверхности свода, были блестяще преодолены Микеланджело. В реальную архитектурную структуру он вписал структуру мнимую, разместив в ней наряду с колоссальными трехмерными объектами, художественные элементы. На изображении насчитывается примерно триста фигур. Микеланджело работал без помощников, в очень тяжелых условиях: при плохом освещении, лежа на спине на специально изготовленном помосте.

Слайд 19

О РАБОТЕ НАД ФРЕСКАМИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ: Грудь как у гарпий; череп мне на злобу Полез к горбу; и дыбом борода; А с кисти на лицо течет бурда, Рядя меня в парчу, подобно гробу… Микеланджело

Высокое Возрождение Качественные изменения в живописи

Изменения в живописи Расширение круга заказчиков Живопись на дереве и холсте Гравюра Новые темы (светское восприятие мира) Национальные живописные школы Разделение на жанры Разработка теорий линейной и воздушной перспективы Тщательное изучение анатомии человеческого тела (ведущая роль живописи

Параметры сравнения Античность Средневековье Возрожде ние Сюжеты и темы Античные сюжеты и темы Религиозные сюжеты и темы Наполнение тем и сюжетов светским содержанием, их трактовка как событий в жизни реальных людей. Человек и Бог Человек- мера всех вещей Возвеличивание Бога Возвеличивание человека без Бога Человек и мир Максимальная гармония человека с миром Земная жизнь- период испытания, выбора между добром и злом. Осуждение красоты телесной и мысли Утверждение земного счастья, красоты, наслаждения- телесного и интеллектуального Отношение к миру Спокойная созерцательность Жалость к униженным. Осуждение страдания, гуманизм величия человеческого разума.

«Титаны» Возрождения. Леонардо да Винчи (1452-1519) Леонардо да Винчи является самым разносторонним деятелем эпохи Возрождения. Он был прекрасным и великим художником. В отличии от традиционных изображений Мадонны с Младенцем, Леонардо да Винчи укрупнил фигуры, сфокусировав внимание только на них. Утвердил в живописи Ренессанса красоту и поэзию тени. Свет словно спрятан внутри, просвечивает из глубины, обеспечивая исключительную тонкость цветовых переходов

Мадонна с гвоздикой. 1482-1490

Мадонна Литта. 1490-1491

Святая Анна с Марией и Младенцем Христом. 1502-1505

Тайная вечеря. Фреска 1495-1497

Рафаэль Санти (1483-1520) Под красотой понимался идеал античной классики. К нему художники стремились приблизиться, «поправляя» погрешности природы. Понятие красоты включало красоту композиции, где главным являлся синтез архитектуры и живописи, и красоту идеальных образов Красота поз, жестов, движений «Идеальный стиль» Рафаэля опирался не на природу, а на художественный опыт, выбирая в нём лучшее и находя «золотую середину»

Обручение Марии. 1504

Плафон станцы делла Сеньятура. Фреска 1504-1511

Суд Соломона. Фреска 1509-1511

Афинская школа. Фреска

Мадонна в зелени. 1506

Прекрасная садовница. 1506

Сикстинская Мадонна. 1513

Титаны эпохи
Возрождения

Золотой век
Возрождения

Мастера Высокого Возрождения
Рафаэль
Микеланджел
о
Леонардо
да Винчи

Мир Леонардо да Винчи
Основоположнико
м искусства
Высокого
Возрождения
считают Леонардо
да Винчи. Он
родился в 1452 г. в
семье
флорентийского
нотариуса Пьетро
да Винчи.
еонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи.

Великий итальянский художник,
изобретатель, инженер и анатом
эпохи Возрождения. Автор многих
технических изобретений,
опередивших свое время. Его кисти
принадлежат картины "Мона
Лиза" ("Джоконда"), "Дама с
горностаем», «Тайная вечеря».
Имя Леонардо да Винчи стало
легендой мирового искусства. Его
сверхъестественная одарённость,
потрясавшая современников,
поражает и поныне. Он
олицетворял собой тот дух
универсализма, который составил
суть и смысл эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти 1452-1519 1475-1564

Леонардо да Винчи
1452-1519
Микеланджело Буонарроти
1475-1564

Золотое
сечение
Изучение пропорций
человека.

Эскиз, строение
женских органов,
1507г.

Строение черепа

«Мона Лиза» 1503-1506 Леонардо да Винчи

Для Леонардо да
Винчи, поиск
совершенства истинная, навязчивая
идея.
В своих записных
книжках, в которых
светиться желание
достигнуть
совершенства, он
писал:
"Скажите мне, ну
скажет ли кто мне,
кто-нибудь закончил
хоть что-нибудь
до конца?"
«Мона Лиза» 1503-1506
Леонардо да Винчи

Живопись Леонардо

Чрезвычайный интерес вызывала у
Леонардо мимика человеческого
лица.
В ней он видел зеркало характера и
движений души. С одержимостью
мастер исследовал тайны
физиогномики и результатом его
непрерывного поиска стал
портрет Мона Лиза(Джоконда).

Среди шедевров Леонардо – «Джоконда»,
самое загадочное произведение
художника. Четыре года он работал над
портретом Моны Лизы – молодой жены
богатого и известного флорентийца. Это
не просто портрет, а «песнь
торжествующей любви» самого
художника. В портрете художнику
удалось создать глубоко обобщенный,
идеально возвышенный образ человека
эпохи, лицо, озаренное чувством
собственного достоинства и внутренней
духовной силы, богатством и
сложностью интеллекта.
Почему вот уже пять столетий она
приковывает внимание зрителей?
Исследователи утверждают, что главный
секрет таится в загадочной улыбке
Джоконды, таящаяся не столько на губах,
сколько в глазах изображённой женщины.
Джоконда меняется буквально на наших
глазах: сначала она поражает нас своей
задумчивостью, затем на смену легкой
иронии приходит участие.
Леонардо да Винчи. Джоконда. 1503
г. Лувр, Париж.

Интересный факт.
Портрет Моны Лизы
привлекает тем, что
композиция рисунка
построена на
«золотых
треугольниках»
(точнее на
треугольниках,
являющихся кусками
правильного
звездчатого
пятиугольника).
Это скорее
закономерность, чем
нечто особенное.

Темные глаза Мона Лизы
смотрят прямо на
зрителя из-под слегка
затенённых век.
Улыбка Мона Лизы слегка
ассиметрична, что и
делает её такой
загадочной. Она
прописана так, что не
возможно уловить
границу перехода между
губами и кожей лица.
Для достижения этого
эффекта Леонардо
использовал тончайшие
оттенки цвета.

Ее глаза
Ее улыбка
Эта знаменитая улыбка сотни раз
Темные глаза Мона Лизы смотрят
истолковывалась, обсуждалась и даже
прямо на зрителя из-под слегка
воспевалась. Улыбка Мона Лизы слегка
затененных век.
асимметрична, что и делает ее такой загадочной.
Мотив узелка
Вышивка, украшающая
вырез платья, может быть
зашифрованной подписью
Леонардо.
Пустынный пейзаж
Контраст между городской
женщиной и открывающимся за ее
спиной диким горным
ландшафтом. Природа загадочна,
могуча, непознаваема.
Элегантные руки
Расслабленные и элегантные,
округлые, сложенные друг на
друга руки делают портрет
более естественным.

С мечтательной, загадочной улыбкой,
Позирует она… Задумчив и велик,
Воспроизводит он своею кистью гибкой
Ее роскошный стан и несравненный лик…
Но вдруг кладет он кисть.
Торжественно и важно он говорит:
«…Века веков тебя не переменят.
Всегда бела, румяна и нежна…
Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят:
В твоей улыбке – вечная весна!
О смерть, приди! Я жду тебя спокойно.
Весь мир свой внутренний
Я в этот образ влил;
Я подвиг совершил вполне ее достойный,
Я обессмертил ту, кого, как жизнь любил».
Долльфюс.
Леонардо да Винчи. Джоконда.
Фрагмент. 1503 г. Лувр, Париж.

Художник обращался к
образам своих
современниц. «Дама с
горностаем»,
«Портрет Джинервы
Бенчи» - это возвышенно
поэтические образы эпохи
Возрождения.
Леонардо да Винчи.
Портрет Джинервы Бенчи.
1474 г. Национальная
галерея, Вашингтон.

Леонардо да
Винчи. Дама с
горностаем.

Мадонна в гроте

Мир «Мадонны в гроте»
полон глубокого,
таинственного
очарования,
свойственного только
кисти Леонардо. Есть
какая-то неуловимость
во внутренней
концепции картины, и
она ощущается тем
острее, что исполнение
с начала до конца
рационалистично.

Леонардо да Винчи был
художником менее всего
интуитивным, все, что он делал,
он делал сознательно, с полным
участием интеллекта. Но он едва
ли не с умыслом набрасывал
покров таинственности на
содержание своих картин, как бы
намекая на бездонность,
неисчерпаемость того, что
заложено в природе и человеке.
Леонардо да Винчи.
Мадонна в гроте. 1483 –
1494 гг. Париж. Лувр
.

Воплощением женского
идеала становится Мадонна с
младенцем Иисусом Христом
– возвышенный символ
материнства и жертвенной
любви к людям. Лучшие
произведения Леонардо да
Винчи на этот сюжет –
«Мадонна Литта» и «Мадонна
Бенуа» («Мадонна с
цветком») – жемчужины
коллекции Эрмитажа.
Леонардо да Винчи.
Мадонна Литта. СанктПетербург. Эрмитаж
.

Да Винчи помещает
Мадонну с Младенцем в
полутёмной комнате, где
единственным источником
света является
расположенное в глубине
двойное окно. Его
зеленоватый свет не может
рассеять полумрак, но в то
же самое время является
достаточным, чтобы
высветить фигуру Мадонны
и юного Христа. Основную
«работу» совершает свет,
льющийся слева сверху.
Благодаря ему мастеру
удаётся оживить картину
игрой светотени и вылепить
объём двух фигур.
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа.
(Мадонна с цветком). Санкт-Петербург.
Эрмитаж.

Крестоцвет в руке Мадонны
«Одну из первых самостоятельных работ молодого
живописца отличает новизна трактовки сюжета, решенного
как жизненная сцена, где молодая мать, одетая в костюм
современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет,
играя с сыном, протягивает ему цветок крестоцвета.
Традиционный символраспятия воспринимается как
невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется
младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны,
любующейся первыми попытками сына освоить мир»

Леонардо да Винчи. Тайна вечеря. Монастырь Санта Мария делле Грацие в
Милане. 1495-1497 гг.
Христос только что произнес: «Один из вас предаст меня». Эти страшные, но
спокойно сказанные слова потрясли апостолов: у каждого вырывается
непроизвольное движение, жест. Двенадцать человек, двенадцать характеров,
двенадцать различных реакций. Каждый ищет сочувствия и отклика у соседа –
этим оправдана разбивка на четыре группы по трое в каждой. Только Иуда
психологически изолирован, он только формально в группе.

В жесте Христа –
стоическое
спокойствие и горечь:
руки брошены на
стол широким
движением, одна –
ладонью кверху.
Леонардо да
Винчи. Тайна
вечеря. Фрагмент.

С автопортрета, выполненного
художником в преклонном
возрасте, на нас пристально
смотрит человек, умудренный
жизненным опытом. Лицо
старца изборождено
морщинами, густые брови
нависли над глазами, пышная
борода растрепана. Плотно
сжатые уголки губ запечатлели
скорбную усмешку. Грустный
проницательный взгляд
выражает не только прежнюю
силу и мощь, но и затаенную
печаль. Да, это взгляд мудреца,
сумевшего глубже других
исследовать тайны
человеческой души, познать
законы мира и выразить их
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
возвышенным языком
1514 г. Национальная библиотека.
искусства.
Турин.

Микеланджело Буонарроти

Современником и
соперником Леонардо да
Винчи в искусстве был
другой величайший
человек Возрождения –
Микеланджело
Буонарроти. Он был
скульптором,
живописцем,
архитектором и
поэтом. Но сам он
считал себя мастером
скульптуры, в ней он
видел “первое из
искусств”, лучше всего
прославляющее
человека, его красоту и
был этом, как и в другом,
антагонистом Леонардо,
считавшим царицей
искусств и наук живопись.

Бунтующий гений
Микеланджело
Непримиримый и гордый, бунтующий и
суровый, Микеланджело перенес все муки
творческого человека эпохи Высокого
Возрождения. Борьба, страдание, протест,
неудовлетворенность жизнью, разлад с
идеалом, поиски смысла бытия – вот что
наполняло жизнь выдающегося мастера.
Он пережил Леонардо да Винчи и Рафаэля
на сорок пять лет. Стал свидетелем того
как попираются идеалы гуманизма.
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и
постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел
завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
Микеланджело.
перевод Ф.И.Тютчева

Микеланджело
больше всего
интересовал
сам человек,
для него весь
мир
сосредоточен
в нём, и
потому всё,
что вне
человека
Микеланджел
о не
интересует.
Страшный суд. Фрагмент фрески
Сикстинской капеллы. Ватикан

Любимые герои Микеланджело библейский пророк Моисей и царь
Давид, кроткая и смиренная Мария,
оплакивающая сына Христа, обозначили важнейшие вехи
творческого пути художника.
Скульптура «Моисей» утверждает
физическую и духовную красоту
человека и его безграничные
возможности.
Микеланджело. Моисей. Рим. 15151516
гг.

Сонет №60
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, - и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Микеланджело

Одна из ранних работ Микеланджело –
статуя Давида, высотой около пяти
метров, поставленная на площади
Синьории, возле Палаццо Веккьо, где
находился правительственный центр
Флоренции. Флорентийская
республика изгнавшая внутренних
тиранов, была исполнена решимости
сопротивляться врагам, грозившим ей
изнутри и извне.
Хотели верить, что маленькая
Флоренция может победить,
как некогда юный мирный
пастух Давид победил
великана Голиафа.
Микеланджело изваял из единой
мраморной глыбы прекрасного в
своем сдержанном гневе молодого
гиганта.
Микеланджело. Давид.1501-1504 гг.

В 23 года
Микеланджело создал
удивительное
произведение, которое
принесло ему
известность и славу.
Тысячи паломников и
жителей Рима
ежедневно толкались у
статуи «Пьета» в
соборе Святого Петра.
во всем Риме только и
было разговоров, что
только об этом
произведении и его
великом творце.

«Пьета» 1500 г.

Микеланджело
«Пьета»
1500 г.

В 1520 г. Микеланджело
получил заказ на
выполнение внутреннего
убранства погребальной
капеллы герцогов Медичи
во флорентийской церкви
Сан-Лоренцо. Скульптор
создал единый ансамбль,
обладающий необычайной
силой эмоционального
воздействия на зрителей.
Образы времени суток
стали для Микеланджело
отражением глубоких
философских
размышлений о смысле
жизни и смерти.
Микеланджело Буонарроти.
Гробница Медичи. Утро и
Вечер.Флоренция
.

Утро.
Аллегориче
ская фигура

Мы
погоняем
ночь, как скакуна,
И тщимся днем
вкусить
отдохновенье,
Надежда
на
покой обречена –
Его сулит нам
только
сноведенье.
А
жизнь
из
разных
нитей
сплетена;
Добро и зло –
друг
в
друге
отраженье.
Микеланджело.
Перевод
Е.
Солоновича.

Мировую известность
художнику принесли росписи
свода Сикстинской капеллы в
Риме. Микеланджело долго не
соглашался, считая себя
прежде всего скульптором, а
не живописцем. Но Папа
Римский Юлий II настаивал, и
великому мастеру пришлось
уступить. Ему предстояло
расписать площадь в 600 (!)
кв.м. Отказавшись от помощи
учеников, Микеланджело все
делал сам. Работа требовала
от художника большого
напряжения физических и
духовных сил.
Микеланджело. Страшный суд.

капелла. Ватикан.

Это был невыносимо тяжелый,
поистине титанический труд
художника. В одном из своих
стихотворений Микеланджело
так писал об этом:
От напряженья вылез зоб на
шее,
Живот подполз вплотную к
подбородку,
Задралась к небу борода.
Затылок
Прилип к спине, а на лицо от
кисти
За каплей капля краски
сверху льются
И в пеструю его палитру
превращают.
В 1536-1541 гг.
Микеланджело продолжил
работу в Сикстинской капелле,
украсив ее алтарную стену
фреской «Страшный суд»,
ставшей апофеозом страдания
и гнева.
Микеланджело. Страшный суд.
Фреска. 1536-1541 гг. Сикстинская
капелла. Ватикан.

По замыслу
автора свод
должны были
украсить
эпизоды
сотворения
мира и человека
от первых дней
творения до
грехопадения.
Микеланджело.
Страшный суд.
Фреска.
Фрагмент.15361541 гг.
Сикстинская
капелла.
Ватикан.

В центре композиции он
изобразил мощную фигуру
Христа, карающего людей за
совершенные грехи. Поднятой
правой рукой он обрушивает
вниз фигуры грешников,
пытающихся подняться вверх.
Левой – притягивает к себе
избранных, стоящих справа от
него. Ужас всемирной
катастрофы и возмездия за
грехи человеческие
художественно представлен в
сложных сплетениях тел,
разнообразии поз и ракурсов,
усилен богатством колорита,
контрастами света и тени.
Микеланджело. Страшный
суд. Фреска. Фрагмент.
Ватикан. Рим.

Потрясенные зрители
испытывали смятение и
ужас, им мерещились
крики и стоны
несчастных, напрасно
молящих о помощи.
Внизу картины они
видели лодку Харона –
перевозчика душ
грешников. Его глаза, как
раскаленные угли, горят
адским пламенем. Ударом
весла он безжалостно
подгоняет тех, кто
упирается или
замешкался в
растерянности. Как все
это было созвучно
строкам из
«Божественной комедии»
Данте!
Микеланджело. Страшный
суд.Фреска. Фрагмент.
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных…
Перевод М.Лозинского.

Сотворение Адама 1511г.

Микеланджело. Сотворение Адама. Фреска. Фрагмент. Ватикан. Рим.

Микеландже
ло.
Сикстинска
я капелла.
Дельфийска
я сивилла.
Фреска.
Ватикан.
Рим.

Микеланджело
. Сикстинская
капелла.
Кумская
сивилла.
Ватикан. Рим.

Микеландже
ло.
Сикстинска
я капелла.
Эритрейска
я сивилла.
Ватикан.
Рим.

Микеланджело. Сикстинская капелла. Сивиллы. Ватикан.
Рим.

Мадонна Дони.

Леонардо да Винчи
Микеланджело
Леонардо – изысканно и богато
одетый красавец,
очаровывающий, располагающий
к себе все сердца.
Леонардо всегда невозмутим,
непроницаемо приветлив.
Леонардо – человек без корней.
Без семьи, без родины, вне
политики и вне религии. Ему,
кажется все равно, где жить и кому
служить – Лоренцо
Великолепному, Папе или
французскому королю, - лишь бы
ему позволили заниматься тем,
чем он хочет.
Леонардо сосредоточен на том,
что пребывает вне человека. В
образах, создаваемых художником,
всегда ощущается какая-то
«загадочность».
Микеланджело – неказист,
неряшлив, не обращает
внимание на свой вид, угрюм и
мало разговорчив, с тяжелым
характером.
Микеланджело вспыльчив и
очень уязвим. Но он был
постоянен в своих
привязанностях, как в
антипатиях, так и в сыновней
почтительности, в
материальных заботах о
родственниках, в своем
флорентийском патриотизме.
Микеланджело больше всего
интересовал сам человек, для
него весь мир сосредоточен в
нем, и потому все, что вне
человека, художника не
интересует

Микеланджело. Купол собора Святого
Петра. 1546-1564 гг. Рим. Ватикан
Долгий и трудный путь на земле
Микеланджело закончил
созданием вознесшегося к
небесам купола собора Святого
Петра в Риме. В городе, некогда
поразившим его творческое
вдохновение, ему суждено будет
оставить вечную память о себе.
При жизни мастера были
завершены алтарные стены и
пилоны, начал возводиться
купол. Микеланджело не суждено
было увидеть свою работу
завершенной, но замысел
архитектора был воплощен по его
проектам и чертежам уже после
смерти.
Умирая, Микеланджело
оставил краткое завещание: «Я
отдаю душу богу, тело земле,
имущество родным». В своей
жизни он сделал гораздо больше:
он подарил человечеству свои
бессмертные творения, снискав в
веках славу гения.

Микеланджело. Купол собора Святого Петра. Ватикан. Рим. 1546-1564 гг.

Собор Святого Петра. Ватикан. Рим. Общий вид.

Собор Святого Петра. Ватикан. Рим.

Рафаэль Санти

Рафаэль не стремился
сравняться с
Леонардо в
многосторонности
познаний и с
Микеланджело- в
титанической мощи
образов. Его гений
проявился в ином; как
никто другой он умел
переводить
сложнейшие темы на
язык гармоничных
линий и
ясночитаемых
композиций.

Рафаэль –
«первый среди великих»
Более пяти столетий имя Рафаэля (14831520) окружено ореолом поклонения и
восхищения. Свои творческие искания он
воплотил в совершенных образах Мадонны,
в монументальных фресках, алтарных
картинах и реалистических портретах.
Рафаэль умер в самом зените славы, в
полном расцвете сил, но за свою недолгую
жизнь он создал множество шедевров,
составивших гордость мировой культуры.
Рафаэля справедливо считают певцом
женской красоты. Он говорил:
«Чтобы написать красавицу, мне надо
видеть многих красавиц. Но ввиду
недостатка… в красивых женщинах, я
пользуюсь некоторой идеей, которая
приходит мне на ум».
Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г.
Галерея Уффици, Флоренция.

Более известны
совершенные по
красоте образы
Мадонны.
Образы
Богоматери
светлы и
лиричны, но он
умел передать
своим
творениям и
драматическу
ю
напряженност
ь.
Мадонна де Фолиньо

Им написано более 20
Мадонн, среди которых
достойное место занимает
ранняя работа – «мадонна
Конестабиле». На фоне
пейзажа изображена
молодая женщина с
ребенком на руках.
Задумчивое, немного
грустное лицо обращено к
книге Священного Писания,
а шаловливый ребенок
пытается перевернуть
страницы книги. Молодая
мать и ее дитя удивительно
трогательны и
простодушны. Рафаэль
мастерски вписывает
фигуры Марии и малыша в
очень сложную для
живописцев форму тондо
(итал. «круг»). При этом он
не нарушает законов
перспективной живописи.
Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. 1502-1503
гг. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Рафаэль Санти. Обручение Марии. 1504 г. Галерея Брера. Милан.

Сикстинская мадонна

Фигура Мадонны выглядит
величественнее чем на других
полотнах Рафаэля, посвящённых
Матери Иисуса. Это единственный
случай, когда Мадонна изображена
художником в полный рост и почти
в натуральную величину.
Слева- коленопреклоненная фигура
святого Сикста, благоговейно
взирает на образ Матери с
младенцем.
Справа мы видим образ святой
Варвары, взгляд которой устремлён
вниз, на ангелочков.
Маленькие ангелочки вносят в картину
нотку озорства и
непринуждённости. Считается, что
ангелочки опираются на крышку
гроба Юрия III, тиара которого
расположена в левом нижнем углу
картины.

Если бы Рафаэль никогда ничего
не написал, кроме этой кроткой,
босой, круглолицей женщины,
этой небесной странницы,
закутанной в простой плащ и
держащей в руках
необыкновенного ребенка, он и
тогда был бы величайшим
художником.
Композиция поражает
величавой монументальностью и
гениальной простотой. Мария
медленно сходит на землю… Она
только что сделала шаг навстречу
людям.
Рафаэль Санти. Сикстинская

галерея, Дрезден.

Взгляд Марии лучистый,
глаза широко и доверчиво
открыты. Они светятся
нежностью и добротой.
Мадонна держит на руках
младенца – самое дорогое,
что есть у нее в этом мире.
Она несет его людям,
прекрасно понимая, какая
трагическая судьба
уготована ему.
Она идет хвалам внимая,
Благим покрытая
смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
В.А.Жуковский.
Рафаэль Санти. Сикстинская
мадонна. 1515-1519 гг. Картинная
галерея, Дрезден.

Фреска Рафаэля «Афинская школа» - подлинный гимн
человеческому знанию. В центре ее великие греческие
философы Платон и Аристотель. Один указывает на небо,
другой – на землю. Неподалеку Сократ со своими учениками,
одинокий, глубоко задумавшийся Гераклит. Здесь же
математики Пифагор и Евклид, астрономы Птолемей и
Зороастр. В небрежной одежде и позе лежит на ступенях
лестницы Диоген, учивший довольствоваться в жизни лишь
самым необходимым. Многочисленные слушатели и ученики
окружают беседующих или размышляющих мудрецов,
исполненных сдержанного достоинства и уважения друг к
другу. Каждый неуклонно верит в действенность
человеческой мысли и знаний. Глядя на них, вспоминаются
строки из «Божественной комедии» Данте:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены…
Грандиозная композиция, в которой представлено более
50 фигур, не кажется перегруженной. Напротив, она создает
удивительное впечатление простора и свободы, безупречной
легкости в изображении каждой из многочисленных групп.

Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска.
1509-1511 гг. Рим, Ватикан.

В «Афинской школе» Рафаэль
придает некоторым героям
черты известных
современников: Платону –
Леонардо да Винчи, Гераклиту –
Микеланджело. Здесь же он
запечатлел и самого себя,
блестяще продемонстрировав
блестящее мастерство
портретиста.
Рафаэль Санти. Афинская
школа. Фреска.
.
1509-1511 гг. Рим, Ватикан

Вглядимся в строгие портреты
современников Рафаэля. За
внешней простотой а них легко
угадывается богатство
внутреннего мира. В основе
каждого произведения лежит
глубокое и пристальное
изучение природы человека,
внимание к его
психологической
характеристике. Портретное
сходство с оригиналом также
становится неотъемлемым
условием творчества
художника.
Рафаэль Санти. Женщина под
покрывалом.(«Донна
Велата»). 1516 г. Галерея
Питти. Флоренция.



Рафаэль Санти Автопортрет (). Младший современник Леонардо, он прожил короткую, но яркую и светлую жизнь, посвятив свое творчество возвеличиванию самых чистых и прекрасных идеалов гуманизма. « Красота спасет мир!» Эти всем известные слова Ф.М. Достоевского навеяны впечатлением от знаме- нитой картины великого художника.


Рафаэль Сикстинская мадонна Если бы Рафаэль написал лишь одно полотно бессмертную «Сикстинскую мадонну», его всё равно почитали бы как великого мастера. Работа создавалась для алтаря церкви святого Сикста. Идеален образ Девы Марии, шагнувшей с облаков к людям и несущей им на руках самое дорогое своего сына. Существует предание, что этот лик и сама композиция были явлены художнику во сне. Неотразимую силу образу придаёт сочетание лиричности, человечности с духовным величием. Слева от Мадонны изображен папа Сикст, утопающий в торжественных одеждах и восторженно взирающий на небесное чудо. Справа святая Варвара, благоговейно опустившая взгляд вниз. Два ангелочка, задумчиво поднявшие свои взоры к небу, возвращают наше внимание к главным образам полотна Мадонне и Младенцу с недетски серьёзным выражением лица.


Рафаэль Рафаэль умер в день своего рождения в возрасте 37 лет. Лишь преждевременная кончина помешала ему достичь высоких званий и наград. Судя по всему, у мастера не было врагов. После смерти его имя стало символом идеального художника. Он сочетал в себе высокие человеческие качества с творческим даром, ниспосланным свыше.


Микеланджело Буонарроти (147515()4) - третий из титанов Высокого Возрождения. Известен факт его биографии. Как-то священник спросил художника, почему он не женится, и услышал в ответ: «И без женщин достаточно терзаний доставляет искусство, а детьми будут те произведения, что останутся после смерти». Действительно, всю свою страсть, творческую энергию и физические силы отдал он искусству.


Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане В центральном поле художник расположил девять композиций, повествующих о сотворении мира, жизни первых людей Адама и Евы и другие ветхозаветные сюжеты. В целом же грандиозный ансамбль составил более 300 фигур. Работал Микеланджело лежа на спине на лесах, забывал о еде и сне. Краска капала ему в глаза, и к концу работы он стал плохо видеть. Сверхчеловеческое физическое и духовное напряжение словно передалось фигурам, изображенным художником. Даже то, что созерцать это великолепие можно, только запрокинув голову, служит дополнительным импульсом к постижению титанических образов, величие которых наполняет душу чувством гордости за деяния человеческого гения.


Микеланджело Одарённость Микеланджело была феноменальной. Он был и поэтом, и архитекто- ром, и живописцем, и военным инженером. (?) Но более всего он почитал в себе талант скульптора, так как именно в борьбе с природным материалом, с мрамором, он ощущал торжество над стихией камня. (…) Он мало спал и редко ел, был неутомим в дерзаниях и, не жалея себя, упорно шёл к цели. Жизнь свою гений отдал сотворению идеального образа человека. Нет, не такого, как в жизни, а лучше, физически совершеннее, духовно возвышеннее. Творя этот образ, мастер изменял и самого себя, тренируя волю, самодисциплину, развивая интеллект.


Микеланджело Давид Статуя Давида (), воплощает силу и человеческое достоинство. У героя дышащее отвагой прекрасное лицо, великолепно развитая мускулатура. Произведение грандиозно по размерам статуя (без основания) имеет высочу 4,10 м. Флорентийцы прозвали скульптуру «Гигантом» и поставили ее перед городской ратушей. Возвеличиванию человека, его мощи, духовной и физической красоты посвящены многие скульптуры мастера.


Микеланджело Тема оплакивания Иисуса Христа: в безмерной скорби застыла Богородица, весь её облик излучает нравственную чистоту и любовь. (?) Дева Мария в произведении Микеланджело предстает как символ вечно юного материнства. Мраморная группа «Пьета» (), выполнена для собора Святого Петра в Риме. Пьета
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Уроки – семинары основаны на самостоятельном изучении обучающимися программного материала. Самостоятельная работа студентов базируется на изучении дополнительной литературы и Интернет ресурсов. Целью семинарского занятия является расширение и углубление знаний по определенной теме, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к различным источникам информации.

Урок – семинар создает условия для повышения мотивации к учебному процессу, позволяя решить ряд важнейших обучающих, развивающих и воспитательных задач. Подобная форма урока способствует развитию творческих, исследовательских и коммуникативных способностей; повышению культуры общения.

Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между обучающимися с учетом их индивидуальных способностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации .

В процессе семинара проходит обсуждение результатов познавательной деятельности обучающихся, обмен знаниями, информацией.

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения. Подводя итоги, преподаватель оценивает успехи и достижения каждого студента, указывает недостатки и пути их преодоления.

Эпоха Возрождения, к которой мы обратились, тема очень благодатная, так как рассматривает один из величайших периодов, этап в развитии мирового искусства между Средними веками и Новым временем.

Главной страной Возрождения была Италия, где оно началось в XIII веке. В Нидерландах, Германии ренессансное искусство сложилось к XV веку, во Франции и Испании – в XVI веке. Свое название - Возрождение (или Ренессанс) этот период в развитии культуры получил в связи с возникновением интереса к античному искусству. Проводники новой культуры называли себя гуманистами (с лат. “человечный”) и провозглашали право человека на свободу, счастье, утверждали принципы равенства, справедливости. Особенно возросла роль творческой личности.

Выдающиеся художники Леон Батист Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер создают трактаты о рисунке и живописи, основываясь на наблюдении природы. Создается учение о пропорциях, перспективе, анатомии с привлечением законов математики, оптики. Рисование с натуры единодушно признается ведущим методом обучения рисунку.

Эпоха Возрождения – это жажда познания нового, стремление к открытиям. Леонардо да Винчи беседовал с лучшими анатомами и математиками своего времени, как первый среди равных. Много месяцев подряд Паоло Учелло потратил на решение задач по перспективе. Ночами Микеланджело изучал пластическую анатомию человека. Такое самозабвенное изучение науки дало свои результаты – художники эпохи Возрождения создали жизненно реалистическое искусство .

Цель урока: расширить знания о творчестве выдающихся художников эпохи Возрождения.

Образовательные:

  • создание условий для расширения знаний о выдающихся мастерах Высокого Возрождения, таких как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициан Вечеллио; формирование представления о стиле эпохи Возрождения; приобщение учащихся к наследию отечественного и мирового искусства;
  • расширение кругозора обучающихся;
  • приобретение навыков исследовательской деятельности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, грамотной речи, ассоциативно-образного мышления, умения выделять главное, строить аналогии; развитие стремления к самостоятельному познанию искусства; развитие творческих способностей обучающихся, творческой инициативы; создание условий для развития коммуникативных навыков, формирование умения общаться и работать в команде; создание условий для формирования самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, доброжелательности; воспитание нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, потребности постоянно общаться с изобразительным искусством; содействие воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

Оборудование урока:

  1. Наглядные пособия: репродукции картин, рисунки студентов.
  2. Раздаточный материал : вопросы для повторения, глоссарий, рассказы с ошибками, пазлы для составления репродукций картин.
  3. Технические средства обучения (интерактивная доска).
    Презентации: “Леонардо да Винчи”, “Тициан Вечеллио”, “Рафаэль Санти”, “Микеланджело Буонарроти”.
    Презентация 1
    Презентация 2
    Презентация 3
    Презентация 4

Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Вопросы для повторения: Между какими временными периодами расположена эпоха Возрождения?

  • Назовите главную страну Возрождения.
  • В каком веке началось Возрождение в Италии?
  • Когда сложилось ренессансное искусство в Нидерландах и Германии?
  • В каком веке культура Возрождения стала главенствовать во Франции и Испании?
  • В связи с чем эпоха Возрождения (или Ренессанс) получила такое название?
  • Какую культуру называют античной?
  • Почему возрождается именно античная культура?
  • Что означает само слово “гуманизм”?
  • Что особенно характерно для эпохи Возрождения?
  • Над чем работали художники Возрождения?
  • К чему привело такое самозабвенное творчество и изучение науки?
  • Почему мы называем выдающихся художников Возрождения универсальными личностями?
  • Вступительное слово учителя (сопровождается музыкальным фрагментом концерта №1 для фортепьяно с оркестром Петра Ильича Чайковского ).

    Искусство Высокого Возрождения охватывает довольно краткий период – конец XV века – первые три десятилетия XVI века. Только в Венеции этот период продолжался до середины столетия. Мастера высокого Возрождения были универсальными личностями – учеными, инженерами, музыкантами, архитекторами, скульпторами, живописцами.

    Четыре гения, каждый из которых – целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все знания все достижения предыдущего века: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

    3. Основная часть учебного занятия.

    Презентации сопровождаются комментариями подготовленных студентов (3 – 4 человека).

    группа студентов.

    О каком художнике идет речь?

    “... он был живописцем, ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем – импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком – изобретателем, предвестником воздухоплавания, гидротехником, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Но и этот перечень не исчерпывает его занятий” Лев Любимов .

    Леонардо да Винчи

    Леонардо да Винчи (1452 – 1519) родился в селении Анкиано, около городка Винчи, у подножья Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой. Он был сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который имел практику во Флоренции. Там отец отдал мальчика в мастерскую Веррокио, где Леонардо удалось познакомиться со всеми достижениями раннего Возрождения, попробовать себя в архитектуре, строительном деле, ювелирном искусстве, скульптуре, и живописи. Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. К раннему периоду творчества относятся: “Мадонна с цветком”, “Поклонение волхвов”, “Святой Иероним”. (Презентация 1. ppt. 3 слайд)

    “Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”, 1478) отличается особой нежностью и поэтичностью. Перед нами юная мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства. В сравнении с этой мадонной все предыдущие кажутся скованными и неподвижными. Внешне простая композиция продумана до мельчайших подробностей. Неяркие краски поражают гармонией цветовых сочетаний. (Презентация 1. ppt. 4 слайд)

    Подлинно одиноким казался во Флоренции этой поры гений Леонардо. Он стремился как можно плодотворнее применить свои знания и умения. Только бы побольше успеть! Но Лоренцо Великолепный и его двор превыше всего ценили живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей новизной. Лоренцо более всего ценил в Леонардо музыканта (Леонардо прекрасно играл на лире и “божественно пел импровизации”) До нас дошло около 7 тысяч страниц, покрытых записями или рисунками Леонардо. Леонардо угадал многое, чего не знали еще люди, которые в XIX в. стали изучать его записи. (Презентация 1. ppt. 5 слайд)

    Для Леонардо живопись – это высшее из искусств, которое требует познания. Леонардо первым покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии. И назвал этот переворот в живописи “пропаданием очертаний”. Свет и тени, пишет он, не должны быть резко разграничены, ибо границы их в большинстве случаев смутны. “Дымчатая светотень” Леонардо, его знаменитое “сфумато” - это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно – серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия становится как бы воздушной, изображение как бы окутано воздушной дымкой.

    “Мадонна в гроте” (1483 – 1494, Париж, Лувр) – утверждает торжество нового искусства. Свет и тени в картине создают неповторимое настроение. (Презентация 1. ppt. 6 слайд)

    “Мадонна с младенцем” (“Мадонна Лита”) (середина 1480-х). Идеально прекрасные образы Мадонны и младенца отличаются проникновенной человечностью. Гармоничные цветовые сочетания голубого, золотистого, охристого и красного цветов создают яркий колорит картины. (Презентация 1. ppt. 7 слайд)

    В 90-х годах XV века Леонардо да Винчи начал работу над своим главным произведением этого периода – фреской “Тайная вечеря” в монастыре Санта Мария дела Грацие в Милане. В центре композиции изображен Иисус Христос. Особую одухотворенность его лицу придает игра светотени. Художник очень точно рассчитал кульминационный момент драмы. В реакции на слова Христа: “Один из вас предаст меня” просматривается характер всех апостолов. Пропорции, перспектива композиции подчеркивают душевное состояние апостолов и Христа, в котором зритель постепенно замечает все новые и новые оттенки переживаний. Во фреске при выразительности каждого действующего лица есть удивительная цельность и единство. (Презентация 1. ppt. 8 слайд)

    Гигантская глиняная статуя миланского герцога Франческо Сфорца. Эта статуя так и не была отлита в бронзе, потребовавшейся на пушки. Но и модель ее поражала современников. Загадочна судьба и другого великого творения Леонардо – “Битва при Ангиари”. Это – клубок человеческих и конских тел, сплетенных в яростной схватке. Смертоносную стихию войны запечатлел великий художник. (Презентация 1. ppt. 9 слайд)

    Видеоматериал: репортаж о сенсационной находке фрески Леонардо да Винчи “Битва при Ангиари” (Обсуждение просмотренного видеоматериала).

    Здесь вы видите фрагмент фрески “Битва при Ангиари”, восстановленный Рубенсом (Презентация 1. ppt. 10 слайд)

    “Дама с горностаем” (около 1490 г., Краковский музей). Чудесное сияние исходит от этой картины, все покоряющая красота линий и красок. (Презентация 1. ppt. 11 слайд)

    Мне удалось создать картину действительно божественную”. Так отзывался он сам о другом женском портрете. “Мона Лиза” (“Джоконда”) (около 1503 г., Париж, Лувр) – величайшее творение художника. Утопающий в дымке горный пейзаж, написанный в качестве фона, делает улыбку Моны Лизы, еле тронувшую уголки ее губ и глаз, еще более загадочной. Замечательны простота и естественность облика Моны Лизы. Поразителен ее внимательный взгляд. Кажется, что она все время смотрит на зрителя, даже если он перемещается перед картиной. Портрет Джоконды словно светится изнутри благодаря многочисленным полупрозрачным слоям краски, накладываемым один поверх другого. Техника живописи столь совершенна, что мазки кисти абсолютно незаметны. (Презентация 1. ppt. 12 слайд)

    В Лувре хранится другая прославленная его картина – “Святая Анна”, картон которой был признан современниками чудом искусства и вызвал настоящее паломничество.

    Сидя на коленях у своей матери Анны, Мария наклоняется к мальчику Христу, который держит за голову ягненка, очевидно собираясь сесть на него верхом. Мальчик и Мария смотрят друг на друга с нежностью. А над ними, на фоне широкого скалистого пейзажа, глядя на них, улыбается Анна, улыбается как Джоконда, загадочно, мудро, всезнающе, однако чуть теплее – как мать. Поразительна композиция этой картины.

    (Презентация 1. ppt. 13 слайд)

    “Иоанн Креститель”. На картине полуобнаженный юноша с пышными локонами пальцем указывает на небо, улыбка его манящая и таинственная. (Презентация 1. ppt. 14 слайд)

    Леонардо да Винчи можно считать едва ли не самым могучим, самым острым мастером рисунка во всем искусстве итальянского Возрождения. Он рисовал с натуры или создавал образы, рожденные его воображением: вздыбленных коней, яростные схватки и лик Христа, исполненный кротости и печали; дивные женские головы и жуткие карикатуры людей, фантастических кровожадных зверей, этюды рук; человеческие тела, деревья... И он рисовал самого себя. (Презентация 1. ppt. 15 слайд)

    Вот он на склоне лет (Автопортрет , Турин), во взоре его пронизывающая мощь, хотя сжатые губы и общее выражение лица выдают не то горечь, не то пресыщенность. (Презентация 1. ppt. 16 слайд)

    Леонардо да Винчи был живописцем, ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем – импровизатором и баснописцем. А также философом и математиком, инженером, механиком – изобретателем, предвестником воздухоплавания. И еще гидротехником, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Но и этот перечень не исчерпывает его занятий. (Презентация 1. ppt. 17 слайд)

    Умер Леонардо 67 лет. Рукописи его достались по завещанию любимому ученику Франческо Мельцы. (Презентация 1. ppt. 18 слайд)

    Вопросы для повторения:

    1. Расскажите некоторые биографические данные о Леонардо да Винчи.
    2. Назовите ранние произведения Леонардо да Винчи.
    3. Каким образом потомки узнали об обширной исследовательской и научной работе мастера?
    4. Почему художник искал себе могущественных покровителей?
    5. Чем отличались образы мадонны Леонардо от всех предыдущих произведений на эту тему?
    6. Какую науку Леонардо да Винчи считал высшей из наук?
    7. В чем заключалось живописное изобретение Леонардо да Винчи?
    8. Расскажите о произведении “Тайная вечеря”.
    9. “Мне удалось создать картину действительно божественную...”. О какой картине так отзывался Леонардо?
    10. Были ли у Леонардо да Винчи теоретические труды по искусству?

    Задания для повторения:

    Найдите подлинное произведение (узнать настоящее произведение “Мона Лиза” среди копий репродукций). (Презентация 1. ppt. 19 слайд)

    Узнайте произведение по фрагменту (даны фрагменты из картин: “Мадонна с цветком”, “Дама с горностаем”, “Тайная вечере”, “Битва при Ангиари”, “Мадонна с младенцем”). (Презентация 1. ppt. 20 слайд)

    Интересные факты из жизни Леонардо да Винчи. (см. Приложение 1 )

    3 группа студентов.

    Третья группа обучающихся подготовила выступление о творчестве Микеланджело Буонарроти (см. Приложение 3 ). Оно включает в себя, помимо защиты презентации и тестовых заданий к ней, интересные факты из жизни мастера, стихотворения Микеланджело.

    4 группа студентов.

    Четвертая группа обучающихся подготовила выступление о творчестве Тициана Вечеллио (см. Приложение 4) . Выступление включает в себя помимо защиты презентации, интересные факты из жизни мастера, кроссворд, задание к каждой группе: собрать из пазлов картину Тициана и назвать ее. Картины: “Венера перед зеркалом”, “Любовь земная и любовь небесная”, “Кающаяся Мария Магдалина” - выступление - комментарий подготовленной студентки по этим картинам.

    Подведение итогов.

    Оценка работы студентов каждой группы.

    Домашнее задание.

    Эпоха Возрождения как явление культуры состоялась в разных странах. До этого момента мы говорили с вами, в основном, о творчестве художников итальянского Возрождения. На следующем уроке мы поговорим о так называемом Северном Возрождении, к которому относятся такие страны как Нидерланды, Германия и другие.

    Дома я попрошу вас получить представление о творчестве четырех художников Северного Возрождения – это Альбрехт Дюрер, Ян Ван Эйк, Иеронимус Босх, Питер Брейгель Старший.

    Для этого надо заполнить следующую таблицу:

    Список литературы. Интернет-ресурсы.

    1. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М.: АСТ, 2007
    2. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. - М.: “Академия”, 2009
    3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М: Москва, 2002
    4. www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm
    5. smartwebsite.ru›news...o_leonardo...vinchi/2014-11-24...
    6. bookitut.ru›Luchshie-pritchi-Boljshaya-kniga...i...
    7. ru.wikipedia.org›Битва при Ангиари (фреска)