Орган управления ''оборонкой''. Рабочая группа военно-промышленных комитетов До войны: мобилизация любой ценой

Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) – была образована Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в декабре 1957 года. В ноябре 1985 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ВПК была преобразована в Государственную комиссию Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. В 1991 году Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам была реорганизована в Комиссию Кабинета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, а затем была ликвидирована – в тот период финансирование ОПК фактически велось «по остаточному принципу».

Основными задачами ВПК являлись:

  • организация и координация работ по созданию современных видов вооружения и военной техники;
  • координация работы оборонных отраслей промышленности, других министерств и ведомств СССР, привлеченных к созданию и производству вооружения и военной техники;
  • обеспечение совместно с Госпланом СССР комплексного развития оборонных отраслей промышленности;
  • повышение технического уровня производства, качества и надёжности вооружения и военной техники;
  • оперативный контроль за производственной деятельностью оборонных отраслей промышленности, в том числе в части выпуска товаров народного потребления и другой гражданской продукции;
  • подготовка совместно с Госпланом СССР и Министерством обороны СССР Программ вооружений, пятилетних и годовых планов разработки, производства и выпуска ВВТ и внесение их на рассмотрение и утверждение;
  • подготовка и внесение совместно с Госпланом СССР, министерствами обороны и финансов на рассмотрение Совета обороны СССР и Верховного Совета СССР предложений по контрольным цифрам расходов страны на создание и производство вооружений, военной и другой специальной техники оборонного значения в соответствующие плановые периоды;
  • координация внешнеэкономических связей оборонных отраслей промышленности по военно-техническому сотрудничеству .
  • В связи с сокращением расходов на вооружение в 1980-х годах на ВПК была возложена задача по координации и осуществлению работ в области конверсии военного производства. В этой связи на ВПК был возложен ряд важных оперативных задач по развитию гражданского сектора народного хозяйства:
  • организация разработки и производства оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, лёгкой промышленности и торговли;
  • организация разработки и производства непродовольственных товаров народного потребления;
  • организация технических средств и работ в области связи; координация работ по созданию объектов атомной энергетики;
  • руководство выполнением программ электронизации народного хозяйства; координация работ в области воздушных, грузовых и пассажирских перевозок и другие задачи.
  • Полномочные функции ВПК проявлялись в случаях разногласий между министерствами оборонных отраслей промышленности (МООП) и Госпланом СССР; МООП и Министерством обороны СССР, Госпланом СССР и Министерством обороны СССР при рассмотрении ВПК текущих годовых планов разработки, производства и поставок ВВТ , создания мобилизационных мощностей. Решение ВПК по разногласным вопросам было, как правило, окончательным. В отдельных случаях по принципиальным вопросам финансового и материально-ресурсного характера решение принимало Политбюро ЦК КПСС.

    В распоряжении Председателя ВПК как заместителя Председателя Совета Министров СССР были Секретариат, заместители, Научно-технический Совет, а также хорошо тематически и функционально сбалансированный аппарат, состоящий в разные времена из 10–15 отраслевых отделов.

    Со времени образования ВПК в 1957 году его последовательно возглавляли Д.Ф.Устинов (1957–1963 гг.), Л.В.Смирнов (1963–1985 гг.), Ю.Д.Маслюков (1985–1988 гг.), И.С.Белоусов (1988–1991 гг.).

    Справочно: Постановлением Правительства РФ в 1999 году была образована Комиссия по военно-промышленным вопросам Правительства Российской Федерации. В 2006 году переименована в Военно-промышленную комиссию (председатель – заместитель Председателя Правительства РФ), в задачи которой, в частности, входит формирование проекта Государственного оборонного заказа.

    Танки и люди. Дневник главного конструктора Морозов Александр Александрович

    Глава 9. Танк «432» под контролем ЦК КПСС, ВПК и МОП

    Москва. Совещание в ВПК. Время: 10–00. Выступали: Лычагин, Махонин, Голинец, Морозов, Радус-Зенькович и др.Я попросил март на доводку машин №1 и №2, но Смирнов не согласился. Голинец сказал, что двигатели есть, но они не проверяются на машинах.

    Смирнов недоволен нашей связью с ЧТЗ. Постановление ЦК и СМ вышло в октябре 1963 г., а чертежи по «432» мы еще полностью не передали. Требует глубже вникать во все вопросы дела и не только конструкторские. Какова степень доводки двигателя? Ресурс: надо 300 часов на серийное производство и 200 часов на установочную серию. Заводские испытания двигателя должны быть закончены в марте 1964 г.

    – Исправленные чертежи ГБМ (?) переданы в Ковров 04.02.64. Первый исправленный ГБМ появится в Харькове 15.02.

    Реутов Сергей Дмитриевич просит ускорить поставку ему 2-х стендов колпаков.

    – Плохо занимаетесь машиной. Времени с 1961 г. прошло немало. Плохо работали. Пришло время наказывать кое-кого. Начинать надо с Харькова, ЦНИИ-173 и Коврова.

    Зайченко просит одну «432» на их завод для ознакомления и изучения.

    – ЧТЗ и УВЗ «сеят» много слухов и их надо рассеивать. Они делу не помогают. Почему поздно начали работать над машиной? Машина была в 1961 г. Неправильно использовали цех 190. Почему отстает оснастка?

    – Мы не учли резерва времени на доработку и всякие срывы. «Сирень» делается без оснастки. На заводе «Малышева» необходимо подтянуть производство. ЦНИИ-173 выглядит плохо: три агрегата вышли из строя. Временные стабилизаторы сдавать не следует. Надо ускорить проверку опытных образцов «Сирени», но и по танку ускорить доработку. Это должны понять все.

    – С момента проведения смотра на Кубинке прошло очень много времени. В третьем квартале 1963 г. не было хорошей работы. В конце года немного «зашевелились». Никто из руководителей Республики, области и завода не вели работы. Ни Махонин, ни Лычагин не поняли всю глубину сложившейся обстановки. Все заводы уже настроились на новую машину, а машины все еще нет. ЦНИИ-173 с Ковровом плохо работают. Несерьезно и безответственно относятся к порученному делу. Надо помочь Морозову по доводке. Ведь мы сами себе на «хвост наступаем». Главное сейчас – довести машину. В марте подготовить три образца для контрольных испытаний. Голинец, чувствуйте себя хозяином и не «будьте в стороне». Ведь Вам передали опытный цех, а Вы молчите. Махонину поставить на вид. Он за все в ответе.

    (Памятка А.А. для себя.В.Ч.). Башню машины №23 передать для стенда в Ковров.

    Состоялось совещание в ЦК КПСС с Кутейниковым и Подрезовым.

    09 … 17.06.64.

    ГКОТ, ГБТК, ВПК, ЦК КПСС.

    Малиновский Р.Я. не доволен неотработанным мотором – «горят моторы». Против двигателя только Ротмистров.

    Ротмистров:

    – Мы за один хороший двигатель, пусть сложный. Теперь вся техника сложная, век такой. Надо малогабаритный танк – поэтому нас привлекает «432» и по формам, но надо добиваться лучшего. В изд. «167» ничего нового нет, кроме турбины. Еще Лебедев докладывал в 1954 году о возможности применения турбины, а теперь приписывают услуги себе. В целом турбина в танке – это значительное событие. Это мотор будущего. Главная проблема – расход топлива. Это «гири на ногах».

    10 июня утвержден план-график работ по изд. «434». Все дело за качеством танка. По турбине создан координационный комитет во главе с Махониным. Тагилу заказали 5 машин «167» и 5 машин «432».

    В соответствии с Постановлением ЦК и СМ от 24. 12.1963 № 1250–470, до принятия изд. «432» на вооружение и утверждения ЧТД, производить в 1964 г. изготовление и сдачу танков и двигателей по чертежам Главных конструкторов танка и двигателя, с выполнением ТТТ, реализованных на трех контрольных образцах.

    Приемку изд. «432» производить со всеми мероприятиями, которые внедрены в трех изделиях, предъявленных для контрольных испытаний.

    Мероприятия, не полностью реализованные на машинах предъявленных на контрольных испытаниях (см. приложения), замечания и недоработки, выявленные при контрольных испытаниях, испытаниях в войсках, на полигонные и на приемо-сдаточных испытаниях, вносятся заводом в серийное производство по представлению Главного конструктора в сроки, согласованные с Заказчиком. Изменения, внесенные в производство изделий, при необходимости, по решению Главного конструктора, вносятся заводом во все ранее выпущенные изделия в сроки, согласованные с Заказчиком.

    Приемка двигателей производится в соответствие с ТТТ за исключением работы двигателя на различных сортах топлива и обеспечения удельного расхода топлива 175 гр/л.с.час.

    Мероприятия по обеспечению удельного расхода топлива внедряются с двигателя №101, а мероприятия по улучшению конструкции поршня – в мае.. июне с.г.

    Решение о введении многотопливности принимается по результатам испытаний. Подписали: Белянчев, Синица, Радус-Зенькович, Морозов. Утвердили: Полубояров и Махонин.

    Москва. Совещание в ВПК. Доклад А.А. Морозова по «432»:

    – Доводка «432» практически началась с момента окончания полигонно-войсковых испытаний 1964 г. (февраль-март). Общий объем всех замечаний комиссии охватывал порядка 180 вопросов, включающих все узлы машины. Позднее, объем замечаний увеличился за счет поступления замечаний от производства, решения Заказчика и ГКОТ, обстрела корпуса и башен, эксплуатации в войсках, в в/ч 68054, п/я 558, решения по ТТТ, замечаний ВП и др.

    Все эти замечания прорабатывались и проверялись в цехе 190 и вводились в серийное производство в процессе выпуска изделий.

    В августе 1964 г. был составлен первый совместный план-график оставшихся работ по доводке, который был до конца года основным руководящим документом.

    За 1964 год проведена большая работа по доводке изделия, результаты которой были проработаны и проверены в цехе 190, внедрены в серийное производство.

    Оформлено 997 приказов, изменено 6824 техдокументации. За 4 месяца 1965 г. оформлено 512 приказов и 2466 изменений в техдокументации. Всего 1509 приказов и 9290 изменений техдокументации. Примерно 350 приказов (26 %) направлены на улучшение качества.

    Вопросов аварийных, не обеспечивающих работу, движения изделия нет. Остались вопросы недостаточной работоспособности (по ресурсу), стабильности параметров, удобства, снижения объема работ экипажа. Из них совместно с ВП намечены 34 вопроса. По ним составлен, согласованный с ВП, перечень мероприятий со сроками исполнения. Следует указать на отставание по доработке «Сирени». Предприятие п/я 993 по этим вопросам на контрольные изделия мероприятий не дает.

    Для помощи по МЗ и ходовой части нашему КБ и заводу привлекались следующие организации:

    1. Специальные комиссии вооруженцев (Грязев, Ризтер, Тюрин, Бессонов, Куликов и др.)

    2. ОКБ-19 (Нудельман).

    3. ЛКЗ (Котин).

    4. ВНИИ-100 по изделию в целом.

    На сегодня еще есть вопросы, которые незакончены проработкой и проверкой: загазованность боевого отделения, улавливание поддонов, работы по замечаниям обстрела изделия в целом, новое электрооборудование МЗ.

    Вопросов неразрешимых по доводке – нет. Для их завершения требуется только время.

    Совещание в ЦК КПСС у т. Устинова Д.Ф. Время: 10–00. Присутствовали: Смирнов, Сербин, Кутейников, Подрезов, Махонин, Кучеренко, Синица, Бельгов, Морозов, Котин, Нудельман, Дмитриев.

    – Я боюсь, что некоторые, видно, забыли историю «432», когда наряду с новым танком тогда предлагали и новый двигатель, без которого, как утверждали, не мог быть создан этот танк. Этот новый двигатель давал перспективу развитию танков и это видно сейчас, что он заимствуется другими конструкторами Ленинграда и Челябинска.

    Мы верили и пробивали дорогу этому двигателю, хотя он ещё страдал многими недостатками, веря в заверения, что эти недостатки будут устранены с его пуском в серийное производство. Но прошло более 3-х лет, а дело практически не сдвинулось с мертвой точки и танк, по-настоящему, не поставлен на производство и не передан на вооружение в воинские части. Организация производства и технология на заводе не на надлежащем уровне. Я доверяю Морозову, но он по отношению к двигателю свою роль понимает упрощённо. Его «рука» на заводе проявляется слабо. Я бы моторное и танковое КБ объединил в одно, но Морозов – против. На одном производстве надо иметь одно КБ это лучше будет для дела. Не хотите – не надо, не проводите этого. Моё мнение – надо иметь единое КБ, а так я не знаю с кого спрашивать за танк, а поэтому на заводе, как следует, не занимались танковым производством.

    По механизму заряжания Нудельман должен помочь заводу, сам приехать к Морозову. Надо больше оказывать заводу помощи, надо больше подходить к недостаткам.

    Махотин, мало сделал для завода. Я вас сейчас вызывал на крупный, принципиальный разговор. Я обижен на Дмитриева. Он всё «лакировал» состояние на заводе. Пока танка всё же нет. Все «приглаживали», не ставим вопрос остро и зло. Нет тревоги за дело. Думают – как уменьшить программу работ. Я буду категорически возражать против того. Мы не так ведём дело. Надо больше загружать работой Старовойтова, Толстова и др. Если надо, то всех прикрепить к заводу. Котину сидеть у Морозова столько, сколько надо, а не один, два дня. Нам не надо гастролёров.

    Надо поучиться у завода №186, как вести дело и обеспечить чистоту производства. Завод должен быть в самом блестящем состоянии. Завод загадили. Я не чистоплюй, но чистота – это неотъемлемая часть технологии. Учитесь у ракетчиков чистоте. Надо включить мощнейшие силы на помощь заводу №75. По значимости для нас танки вопрос №2 после ракет.

    Довести двигатель – это главная задача. Я не против 6-го цилиндра в харьковском 5ТДФ и не против челябинского В-45, но это будет другая работа и другой танк, а вы должны и обязаны делать «432» и никто не разрешал Вам самостоятельно менять это направление. Котин ставит и турбину, но это опыты, а не отступление.

    Мы принимаем танк, который нам показывали, и отбиваем всех его противников, а Вы теперь даёте пищу противникам своим отступлением.

    Новый двигатель – это другая машина. Чуть-чуть «тронул» и машины нет. (Привел примеры по ракетам.) Все это воспримется плохо и все опустят руки до рабочего включительно. Это было бы разумно делать в начале и так делают самолетчики в выборе направления, а пока, полнейшее невнимание к танку. Не всё брошено на танк и на подготовку производства. Подумайте над этим. Доводка двигателя – главная задача, даже сверхглавная. Надо не жалеть сил и средств на доводку и устранение любых больших, маленьких замечаний по танку и двигателю и смотреть глубже, занимаясь сверхдоводкой. Пока нечем вооружать воинские части. Подумайте, какую Вы несете ответственность перед страной. Нам не нужна Ваша не нужная экономия, крохоборство. Все это станет стране дороже. Двигатель дорогой сложный – это общие фразы. Теперь всё сложно и дорого.

    Нет более важной для МОП задачи – как «432». Перестать ездить на завод туристами, надо помогать и отвечать за это. Сидеть на заводе до решения вопроса. Я, как нарком, сидел на заводе месяц, пока не решили все вопросы по пушке. От Вас я пока не слышу ответа, только общие фразы.

    – Я был на «Заводе Малышева» немало времени. Много занимался подготовкой производства по двигателю и имею свое определенное мнение. От 5ТДФ надо как можно скорее отказываться. Выбор его был ошибкой. Это не танковый двигатель, а авиационный и «Юнкерс» его не довёл. Много хронических недостатков: нежесткая гильза, высокие напряжения, большие температуры, не отработана топливная аппаратура, нет масла и прочее. Шестицилиндровый дизель – несерьезное предложение. Надо признать свою ошибку. Технология далека от совершенства. Предлагаю двигатель В-45 – как единственный путь.

    Котин Ж.Я.:

    – Я за резервное решение по В-45, но делать это надо не у Морозова. 5ТДФ нельзя ставить в полную безнадежность. Надо упорней работать и снимать его с рассмотрения – еще рано. Меня пугает гитара при В-45.

    Махонин С.Н.:

    – Мотористов надо соединить с т. Струнге. Это уже на заводе подготавливается. Работы по установке в танк двигатель В-45 проводить в Омске, но против этого возражает А.А. Морозов.

    Кучеренко:

    – У меня сомнений в 5ТДФ нет. С В-45 будет еще много работы и тут Морозов многое упрощает. Эта работа будет мешать доводке 5ТДФ. У Морозова делать «432» с двигателем В-45 нельзя.

    – Если делать танк «432» с двигателем В-45, то только у нас. Это будет скорее и лучше. У меня сомнений в В-45 нет. Делать это надо во всех случаях. 5ТДФ потребовал работы больше, чем это предполагали вначале. Консультанты нам дали, к сожалению, очень и очень мало. Все пока достигнуто «своим горбом». Я против объединения танкистов с мотористами. Нет в танковом мире таких примеров и мы можем сделать ошибку. Поддерживаю Синицу в конструкторской оценке некоторых узлов двигателя. Английский «Лейлан» (?) свободен от этих недостатков. Занимаемся сейчас В-45, потому, что раньше его не было.

    Дмитриев:

    – Завод и НИИД двигателя пока не знают. По-настоящему, доводкой начали заниматься недавно. Сделано по доводке мало, вяло и без размаха. Конструкторов у Голинца мало, около 200 человек. НИИД производит жалкое впечатление. Согласен с Устиновым, что это «богодельня». Надо укрепить руководство НИИД. У Морозова в механизме заряжания две задержки на комплект – это много. У всех задержек меньше. Надо «прижать» пороховщиков. В-45 – это результат работы Трашутина за последние годы и Морозов не мог его использовать в своем танке. Это работа «не бросовая».

    – Делайте где и как хотите, но у вас нет борьбы за существующий танк. Вот через месяц вызовем Вас в ЦК и официально заслушаем.

    – Нельзя допускать никаких качаний и всеми силами надо доводить 5ТДФ. Пока ни один из специалистов не забраковал двигатель. Надо всем активно работать над его доводкой. Пока мало стендов и очень мало ресурсных испытаний. По-настоящему двигателем не занимаетесь. Его делили между производством, в/ч(?) и цехом 1600. Махонин переоценил ценности консультантов. Надо и заводу изменить отношение к консультантам. Технологией, как следует, не занимаетесь. На «ассах» жить нельзя. Надо строжайшая дисциплина в технологии. Это говорит и опыт ракетчиков. Надо переходить на серьезную, широкую доводку двигателя. Существующей работы не достаточно. Работу по установке В-45 в танк все же надо проводить не у Морозова, а в Омске.

    – У Вас нет линии, оправдываете свое отступление по В-45. Обеспечиваете свое отступление на «завтра». Бояться «завтра» и «послезавтра» не надо. У нас есть танк Т-62, а сейчас работайте по танку «432» и двигателю 5ТДФ. Что касается объединения Морозова с мотористами, то всех случаях КБ Голинца надо «поставить» как следует. Теперь Вам даны советы. Мы не позволим угробить танк «432». У Вас нет научно-технического подхода в решении вопросов по двигателю. Я никак не понял, кто за какой двигатель: и старый хорош и новым надо немедленно заниматься. Я думаю, что если есть примеры работы отдельных двигателей по 300 моточасов, то работайте над тем, что бы и все двигатели работали не меньше. Если двигатель плох, то его никогда нельзя заставить работать хорошо. Значит, тут грешит технология или не стабильная регулировка. У Вас Главный конструктор не используется своими правами. Главный конструктор – есть главный конструктор и его слово должно быть твердым. Нам надо передать тот танк, который Вы должны дать. Со Струнге объединять нельзя. (В сторону Махонина) – Чудак ты какой-то! Надо от Струнге часть людей передать, а в общем решайте все сами. Через месяц Вы держите ответ в ЦК.

    Совещание у директора завода с участием Смирнова, Зверева и др. Лычагин:

    – Танки идут удовлетворительные. Доводка двигателя отстает и является главной задачей завода. Можем делать двигатель с ресурсом 150 часов. По танку остается 34 вопроса. Работаем со Старовойтовым и п/я..– 1826. Во втором квартале обеспечим выполнение всех мероприятий по двигателю для ресурса 150 часов. За это время отработаем мероприятия на ресурс 300 часов.

    Программа завода: май – 30 двигателей, июнь – 40 двигателей, 1 квартал – 30 танков «432», 2 квартал – 65 штук.

    Маляров доложил о мероприятиях по доработке двигателя.

    – Мы лидируем по танкам. Если за 1–2 года не поставим на производство 432, то мы отстанем. Не допустить этого – наша главная задача. Стоит угроза срыва данных работ, поэтому надо и на других заводах осваивать их производство. Мы находимся в чрезвычайно тяжелом положении. Есть предложение модернизировать Т-62. Надо скорее решать вопросы доводки «432». ЦК и СМ за «432», «но дорога ложка к обеду». Вы самые опасные поставщики техники для армии. Танк есть и танка нет. Сложное положение. В ЦК – большая тревога. Более сложный вопрос – это организация производства, чем доработка конструкции.

    Голинец сообщил о мероприятиях по повышению ресурса до 300 часов, охлаждение цилиндра двигателя, новая топливная аппаратура, упрощение смазки двигателя.

    Выступали: Милехин Александр Иванович, директор ВНИТИ-40.

    Куприянов, директор ВНИИ-13, Ленинград:

    – Одной изысканной пружинки в поршне мало. Все решают вкладыши и кольца.

    Макаров Александр Максимович, завод №186 г. Днепропетровск:

    – Если из 15 ракет одна годная, то считали, что конструкция есть.

    Толстов А.И. директор НИИД:

    – Двигатель – главная задача при доводке танка. Главная причина – нестабильность условий испытаний. Неравномерность нагрузки цилиндров до 17 % (допускается 3 .. 5 %%). Температурные режимы двигателя высокие. Надо лучше охлаждать цилиндр и поршень. Тягу закрытия топливной аппаратуры надо доработать. Цельный поршень – это хорошо, но потребует масляное охлаждение, что повысит теплоотдачу до 35 %. Сами сейчас делаем новый маслорадиатор.

    – Двигатель есть, он передовой и может быть надежным и доведенным.

    – Хромирование поршня – опасный процесс, уменьшается усталостная прочность детали.

    – О всем договорились. Мы много заимствуем от «432», взяли гидроамортизаторы, учли спадание гусениц, износ катков. Проверили жаростойкую резину. Потребуется несколько комплектов от завода. Процесс идет нормально.

    Рыжков Г.И.(ВНИИ-100):

    – Три последних года для нас главная задача – «432». По основным вопросам есть решения. По срокам будет закончено в мае, июне и найдут применение на контрольных образцах. Работа тормозится отсутствием узлов от завода. Важное значение приобретает воздухоочистка, разработан новый воздухоочиститель.

    Шухов А.С.:

    – Машина есть, но заводу надо еще много потрудиться над доводкой. По танку идет все хорошо, к КБ-60 претензий нет.

    Махонин С.Н.:

    – Двигатель есть, а танка все-таки нет!? Потому, что нет двигателя. Надо двигаться нужными темпами и срок надо сокращать. По графикам имеется отставание исполнения, надо извлечь правильный урок из советов. Дизеля не будет, если все сохранить в цехах без изменения. Нужен другой подход к дизелю. Надо все проверить перед тем, как вводить в серийное производство. Все должны заниматься двигателем.

    Зверев С.А.:

    – Практически производство не начато. Завод переживает тяжелое финансовое положение. План не выполняется. Надо делать серьезные партийные выводы. Дизель есть и дизеля нет. Много мелких причин и дефектов. Много в производстве неряшества в исполнении. Со дня встречи (24.04) по сей день ничего не сделано. На производстве грязь и безразличность. У Макарова четкость в работе. На «Малышева» все терпят и равнодушны к бракоделам. Я разочарован в заводе. Тревога усилилась за ваше дело. Исполнительская ответственность за дело у людей низкая, тупое и инертное ведение дела. Необходимо решать возникающие вопросы, а не откладывать их. Это относится так же и к институтам. Нетерпим фронт экспериментальных работ. Надо увеличивать их масштабы. Над охлаждением поршня и гильзы надо круглосуточно работать. Форсировать надо все работы. Масло не отработано. Одноцилиндровый двигатель не делают. Методы и темпы надо менять. Мойка идет неудовлетворительно. Надо применять ультразвук. По танку надеемся, что это будет сделано и мы надеемся и напоминаем о том, что в июне надо дать две машины на контрольные испытания. На заводе крайняя медлительность исполнения и в особенности технических отделов. Институтам надо жить жизнью завода. Поднять общую культуру всей работы. Надо учиться у передовых предприятий. Проводниками этого должны быть институты.

    За май-июнь завод должен справиться со всеми задачами, мы будем оказывать всяческую помощь.

    Смирнов А.В.:

    – «И танк есть и танка нет!» и вопросов сложных нет, но много мелочей. Успех зависит от того, как весь коллектив возьмется за дело. Беритесь за все сами. Зверев говорит, что за 15 дней ничего не сделано. Это странная вещь. Если дело пойдет прежним порядком, то дело провалим. Надо шире шагать. Внутренних сил на заводе хватит. Надо их привлечь. Меня беспокоит заявление о «болезнях роста». Вы танкисты уже 35 лет. Вы не слабосильные люди. Если не возглавите борьбу, то танка не будет и в 1966 году. Разряд рабочих низок средний 2,7, а надо 4,1. Нет ежедневной заботы за дело. У директора и Главных специалистов должна быть «тяжелая рука». Предупреждаю, что мы не зря сюда приехали. Если не будет перелома во 2 квартале, то будем рассматривать в ЦК. У нас достаточно сил и средств за то, что бы Вы все сурово ответили за дело. … У начальника ОТК должна быть воля, линия, требовательность. Нельзя дальше так работать. Ежесуточное задание и контроль за делом. На рапортах все отчитываются за сутки. Проверяется и чистота, как неотъемлемая часть техпроцесса. На рабочем месте должны убирать места общего пользования. Надо иметь уполномоченных по контролю за чистотой. Не будет чистоты – не будет продукции. Работать по суточным, а не месячными планами и редкой проверкой. Эта залог стабильности. Не принижайте себя. Вы большая сила и действуйте целеустремленно. Выражаю уверенность и надежду. Никто Вас не порочит. Мы хотим, чтобы передовой танковый завод был лучшим. Дайте танк во 2 квартале и 150 моточасов двигателя.

    С 10.05. по 13.05.

    Завод посетили тт Смирнов Л.В. Зверев С.А. с ними до 250 человек (смежники, МОП, директоры институтов и др.). В ЦК КПСС и СМ большая тревога за «432» – танк есть и танка нет (нет двигателя). Мы самые опасные поставщики Армии. За 4,5 месяца этого года не организовано производство из-за срывов других заводов. Теряется вера у лиц, которые нас поддерживали. Много еще недоделок по двигателю, танку и смежникам. По-настоящему производство танка еще не начато. На заводе грязь, не исполнительность, безразличие и равнодушие к бракоделам.

    Смирнов и Зверев разочарованы в заводе. Тревога усилилась за тупое инертное ведение дела. Низкая требовательность к дисциплине, много ходят по заводу, темпы экспериментальных работ очень низкие. Технические службы завода на очень низком уровне. Танк меньше вызывает тревоги. Низкая общая культура производства. Во втором квартале нас будет рассматривать ЦК и сурово ответим за допущенные срывы.

    Во втором квартале завод должен представить 2 машины на контрольные испытания.

    Не будет чистоты – не будет продукции и качества. Все это относится и к нам во всех деталях.

    Что надо сделать:

    1. Организация образцовой чистоты. Перестали проводить ремонт, покраску, уборку прилегающей к КБ территории.

    2. Опрятное исполнение всех работ белок, калек, эскизов и других документов.

    3. Ответственность начальников отделов, исполнителей, контроль вопросов, необходимо решать своевременно возникающие вопросы, оказывать помощь товарищам.

    4. Дисциплина пока очень низкая в целом, работы ведутся вне контроля по срокам, планы не выполняем, много отрываемся на сторонние работы, нет контроля исполнения во всех звеньях, общественность в стороне от общих задачах.

    Время 8–30. Совещание у Морозова по вопросу: «Информация т.т. Моргулиса и Иванчи о ходе испытаний 2-х изделий в в/ч 68054».

    Моргулис:

    – МЗ работает ненадежно. Задержки все старые. Мириться с этим положением нельзя. Военные относятся к МЗ критически. По МЗ положение хуже, чем по двигателю. На Кубинке было сделано 113+106 выстрелов 45+23 имели задержки (31%). Вопрос с МЗ – аварийный и КБ занималось им недостаточно. С таким МЗ выходить на контрольные испытания нельзя. При плохой работе МЗ никто не даст «добро» машине. Необходим глубочайший анализ каждого дефекта МЗ. В целом прогресса по МЗ нет и даже заявляют, что раньше было лучше.

    – Критика злая, но объективная. Многое сделали, но результаты по Чугуеву показывают, что не все. Основные поломки:

    – излом створки лотка;

    – поломка «собачек»;

    – упирание защелки лотка в собачку;

    – не четкая работа блокировки цепи досылателя;

    – разрушение верхнего контакта ПРБ;

    – спадание маховика подъемного механизма;

    – задевание баллонов ППО за лотки;

    – выбраковка 5 штук лотков из-за геометрии;

    – самооткрывание ручки затвора;

    – разрушение тяги крепления по-походному;

    – массовый выход из строя при выстреле нитей лампы осветителя;

    – неулавливание поддона;

    – выпадание поддона из ловушки;

    – не удобно заряжать пулемет;

    – обрыв провода блокировки ловушки;

    – разрушение оси защелки ловушки.

    – Новых дефектов выявилось два – перегрев гидроамортизатора и отказ подогревателя при температуре – 20 градусов. Все остальные дефекты старые, которые были и раньше в войсках, на заводе и войсковых испытаниях:

    1. Трещины на всех элементах гусеницы: скобы, поломки болтов и пальцев.

    2. Спадание гусеницы с ведущего колеса.

    3. Поломка зубьев ведущего колеса и ограничителей.

    4. Разрушение резины опорных катков (всего 6 случаев). Перегрев гидроамортизаторов.

    5. Отрыв головки штока гидроамортизатора.

    6. Износ ободьев поддерживающих роликов до резины. (3 случая).

    Раньше такого количества дефектов не было. Вышли из строя две правых БКП после 2050 км и 1800 км из-за фрикциона Ф2. Сколы металлокерамики на фрикционе Ф6. Трещины стального диска на Ф5. Заедает привод заслонки газохода. Появление трещин в топливных баках у лап крепления. От вибрации разворачиваются баллоны ППО. Сидение механика-водителя слабое. Сиденье командира регулировать не удобно и долго. Маленькое расстояние от головы водителя до подбоя. Поломка трех торсионов системы подрессоривания и это еще не все.

    Заседание в ЦК КПСС.

    – К танку надо относиться как к боевой единице. Завод до сих пор еще не подготовлен к выпуску, мало болеет за дело. За Вас никто танков не даст. Не понимают принципиально положения. Пока не понимает этого и Морозов. Отдайте танк! Не все доработано по конструкции. Работайте во все смены и в первую очередь обеспечьте план по «432». У Вас на заводе, ни пройти, не проехать от грязи. За 5 месяцев по плану надо выпустить 85 машин, сдано 39 штук. Двигателей по плану – 110 штук, сдано 61 единица. Как Вы обещаете работать? Докладывайте.

    Выступали: Лычагин, Морозов, Голинец, Нудельман, Петров, Котин, Ивченко Александр Георгиевич, Яковлевский (ЦИАМ), Дементьев, Толстов А.И. и др.,

    – Дело идет коряво. Не учитываете серьезность по этому танку. Прозвучала перестраховка (Голинец). Вы создали такую тяжелую обстановку. Задача дать к январю 1966 года – 300 моточасов, а там идти дальше. Выступлением Рыжкова не удовлетворен. ВНИИ-100 для танкистов как ЦАГИ для авиаторов. ВНИИ-100 должны быть проводниками для конструкторов. Где Вы, Толстов, были 1,5–2 года назад? Ведь вы будете в ответе за двигатель, не я его впускал в танк. Вы его пускали, Вы должны отвечать за двигатель. У Вас должна быть наука, а не дешевка. Все организации должны болеть за танк. Машина идет на вооружение и шутки в сторону, она должна быть великолепнейшей машиной. Иначе будет бой! Работали, работали, а потом скажем, что танка у нас нет!? МОП должен жить и дышать этой машиной. Это одна из выдающихся работ МОПа. Надо жить увеличением выпуска до 1800 штук в год. Надо работать над «432» с турбиной. Котину делать только с газовой турбиной и 300 штук обязательно отдай в 1965 году. О взаимоотношениях с военной приемкой – «командует парадом» пока Морозов А.А.

    Из книги Танки и люди. Дневник главного конструктора автора Морозов Александр Александрович

    Глава 8. Танк Т-55 передает свою эстафету Т-64 02.03.62.Приехали по пушке «Д-81» Баранников Петр Иванович (НИИ-21), Разумовский Сергей Николаевич и Бабухин Евдоким Петрович (НИИ-6). Рассматривалось два проекта выстрела: унитарный (вес 39 кг при длине 1170 мм) и раздельный, весом 32 кг.

    Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

    Глава 20. Танк Т-74 – «лебединая песня» А.А. Морозова 04.04.72.О.В. Соич и А.С. Шухов смотрели наши материалы по «Теме 101». В целом все очень понравилось, Олег Владиславович работу оценивает как «чудо», обещал информировать Министра. 07.04.72.С материалами «Темы 101» ознакомлены:

    Из книги Андропов автора Медведев Рой Александрович

    Глава 27. XXV съезд КПСС и его последствия 4.01.76.Сегодня на собрании начальников цехов и отделов зам. Министра оборонной промышленности Воронин Л.А. довел до сведения коллектива завода принятые решения о назначении директором завода Лычагина Н.С., Главным инженером –

    Из книги Никита Хрущев автора Медведев Рой Александрович

    Глава 7. Экзамен по истории КПСС На втором курсе я завалил экзамен по истории КПСС и полгода не получал стипендии. Произошло это следующим образом. На экономфаке общественные дисциплины преподавали на двух языках. Я занимался в группе с русским языком обучения. Во время

    Из книги Наша счастливая треклятая жизнь автора Коротаева Александра

    Глава третья.

    Из книги Омут памяти автора Яковлев Александр Николаевич

    Глава 7 Политический поворот на XX съезде КПСС и его международные последствия Попытки вывести страну из состояния хронического сельскохозяйственного кризиса были необходимы для успеха любых политических реформ. Без достаточного изобилия продовольствия и

    Из книги Жданов автора Волынец Алексей Николаевич

    Глава 3 XX съезд КПСС. До и после Секретный докладУтром 25 февраля 1956 года делегаты уже завершенного формально XX съезда КПСС были приглашены в Большой Кремлевский дворец на еще одно «закрытое» заседание съезда. Для участия в нем выдавались специальные пропуска. Гостей из

    Из книги Городомля. Немецкие исследователи ракет в России (1997) автора Альбринг Вернер

    Я - танк Зима. Темно. Буран. Все кругом гудит. Ничего не видно. Я крепко держусь за мамину шею, мне холодно, я прячу лицо в мамин пушистый воротник. Мама кричит Наде, чтоб она далеко от нее не отходила, а та в ответ: «Я - танк! Ничего не бойтесь! Я пробью вам дорогу! Я же танк!»

    Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

    Глава десятая Последний съезд КПСС XXVIII съезд КПСС уже забыт общественностью, как и все остальные, кроме, пожалуй, Двадцатого, вернее, доклада на нем Хрущева. Я считаю, что XXVIII съезд занимает особое место в истории. Это был съезд агонизирующей партии.Нет смысла докучать

    Из книги Всем бедам назло автора Норрис Чак

    Глава 16. ИМЕННОЙ ТАНК «АНДРЕЙ ЖДАНОВ» Вторая половина 1930-х годов поставила перед нашим героем ещё одну, новую для него задачу. Ленинград был не просто вторым мегаполисом СССР. Здесь, во-первых, работал один из важнейших центров военной промышленности. Во-вторых, в

    Из книги автора

    Из книги автора

    ВСЕ ПО ПЛАНУ, ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ Русские придавали очень большое значение планированию работы и контролю над ее выполнением. Основной план составлял господин Греттруп, консультируясь с руководителями секторов. В свою очередь руководители секторов вместе со своими

    Заседание Военно-промышленной комиссии / Фото: kremlin.ru

    Военно-промышленная комиссия РФ отмечает юбилей. Шестьдесят лет назад, 6 декабря 1957 года, была создана Государственная комиссия Совмина СССР по военно-промышленным вопросам. Портал profiok.com рассказывает о том, почему отсчёт ведётся именно с этой даты, хотя управление оборонной промышленностью в нашей стране начало выстраиваться намного раньше.

    До войны: мобилизация любой ценой

    Война всегда предполагает особую чёткость и согласованность действий. Не случайно первый орган, управлявший обороной государства в масштабе страны, появился именно во время войны. В 1915 году, во время Первой мировой войны, появилось так называемое Особое совещание по обороне (дословно название звучало так: «Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства»). Этот правительственный орган, куда вошли промышленники и представители органов государственной власти, возглавлял военный министр. Особое совещание по обороне решало вопросы снабжения армии и координировало деятельность промышленных предприятий по производству необходимой продукции. Предприятия, кстати, не всегда были отечественными: существовали специальные российские подразделения в Японии, США и Великобритании, размещавшие заказы у производителей в этих странах. Выражаясь современным языком, Совещание по обороне размещало и управляло исполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ). Существовали также военно-промышленные комитеты – структуры, обеспечивавшие производство необходимых вооружений на частных предприятиях.

    После событий 1917 года в управлении промышленностью, в том числе военной, произошёл целый ряд преобразований. После нескольких реорганизаций оборонные предприятия оказались в подчинении Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Собственно, об обороне тогда никто особо не думал: заводы осваивали мирное производство, вооружённые силы сокращались, военные расходы – тем более. Так продолжалось до начала 1930-х годов, пока в воздухе снова не запахло войной.

    С 1932 года оборонные предприятия перешли в подчинение Наркомата тяжёлой промышленности, от которого в 1936 году отпочковался Наркомат оборонной промышленности. В 1938 году при Комитете обороны Совнаркома создаётся Военно-промышленная комиссия (ВПК), состоявшая из военного руководства, а также руководителей органов безопасности и промышленности. В состав этой комиссии, например, входили Климент Ворошилов (нарком обороны), Михаил Каганович (нарком оборонной промышленности), Николай Ежов (глава НКВД) и Николай Вознесенский (председатель Госплана). Основной задачей ВПК была подготовка предприятий оборонного и необоронного профиля для выполнения заказов Комитета обороны. Проще говоря, имелась в виду мобилизация всех производств страны для выполнения общей задачи.

    ВПК рассматривала мобилизационные заявки, проверяла расчёты, составляла сводный мобилизационный план (сопоставляя его с Госпланом СССР!), распределяла задания между наркоматами СССР и союзных республик, контролировала распределение заказов между конкретными предприятиями и их исполнение, предлагала меры по наращиванию производственных мощностей, обеспечивала распределение рабочей силы (включая инженеров и техников), следила за накоплением и хранением мобилизационных запасов, а также за использованием в производстве различных технических изобретений. Если между различными ведомствами возникали разногласия, окончательное решение было за ВПК.

    Во время Великой Отечественной войны руководство оборонным производством взял на себя Государственный комитет обороны.

    Послевоенный период: постепенное формирование системы

    После окончания Великой Отечественной войны на первый план вышли задачи восстановления народного хозяйства. Поэтому поначалу руководство страны не создавало никакого единого органа по управлению военной промышленностью, а развитием отраслей руководили отдельные отраслевые бюро – по судостроению, авиастроению, машиностроению и так далее.

    О восстановлении системного руководства оборонкой заговорили в 1948 году. Одним из инициаторов постановки этого вопроса был Дмитрий Фёдорович Устинов, на тот момент занимавший должность министра вооружений. По его мнению, координацией работы всех отраслей оборонки и созданием новых образцов вооружений и военной техники должен был заниматься единый орган. В результате в 1951 году при президиуме Совмина СССР появилось Бюро по военно-промышленным вопросам, которое занималось снятием и постановкой на вооружение тех или иных видов продукции, планированием научно-исследовательских работ, обсуждало планы военных заказов. Правда, это был совещательный орган: окончательные решения всё равно принимал Совет Министров.

    В 1953 году последовал очередной ряд реорганизаций: были ликвидированы отраслевые бюро, а координацией деятельности различных отраслей оборонки занимались заместители председателя Совмина СССР, а также Бюро Совмина.

    6 декабря 1957 г. при Президиуме Совета министров СССР была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам (ВПК). Этот орган проработал 34 года – вплоть до распада Советского Союза. Сегодня можно сказать, что расцвет советской оборонной промышленности пришёлся именно на период существования ВПК.

    Военно-промышленная комиссия координировала работы по созданию новых видов вооружения и военной техники, совместно с Госпланом занималась развитием оборонных отраслей, отвечала за выполнение планов, за повышение технологического уровня производства, за качеством и себестоимостью продукции, участвовала в разработке программ вооружения, предлагала цифры по расходам СССР на разработку и производство вооружений и военной техники. Всё это происходило следующим образом: сначала Комиссия тщательно изучала материалы и готовила государственные решения, а после их принятия – контролировала выполнение.

    С течением времени сфера деятельности Комиссии расширялась. С начала 1960-х годов ВПК контролировала формирование и утверждение планов НИОКР по созданию вооружений и военной техники, с конца 1960-х она координировала разработку химического и ядерного оружия, с 1970-х – лазерного оружия и создание так называемых нетрадиционных видов вооружения. Под руководством Военно-промышленной комиссии в СССР были созданы высокотехнологичные образцы военной техники, что обеспечило нашей стране уверенные позиции на международной арене.

    Военно-промышленная комиссия курировала деятельность девяти министерств, обеспечивавших развитие разных отраслей оборонки. Легендарная «девятка», о которой, надо сказать, до сих пор периодически вздыхают представители отечественной оборонки, включала в себя министерства оборонной, авиационной, судостроительной, электронной, электротехнической, радио- и химической промышленности, а также общего и среднего машиностроения. При этом ВПК была вправе при необходимости привлекать ресурсы всех гражданских ведомств, имевших отношение к производству военной продукции. Решения, принятые Комиссией, были обязательны к исполнению – точно так же, как и решения Совмина.

    В состав Военно-промышленной комиссии входили представители руководящих органов Советского Союза, а также представители НИИ, конструкторских бюро и военно-промышленных предприятий, министерства обороны. Важно, что это были не просто, выражаясь современным языком, менеджеры. Это были инженеры, учёные, представители производственного сектора, отлично знающие специфику своих институтов и производств и готовые вносить предложения, достойные реализации.

    При ВПК был также создан научно-технический совет, куда входило более сотни известных учёных вплоть до академиков и членкоров АН СССР.

    Заседания Военно-промышленной комиссии проводились, как правило, еженедельно и всегда в одном и том же месте – в Овальном зале Кремля.

    На протяжении всех 34 лет существования ВПК без неё не обходилось принятие ни одного важного решения, относящегося к оборонной сфере. Управление развитием советской оборонки из единого центра позволило СССР создать новые образцы вооружения и военной техники, не уступающие по качеству зарубежным аналогам. В итоге был достигнут стратегический паритет со странами НАТО и Соединёнными Штатами Америки. Развивались ядерные вооружения и система ракетно-космической обороны, развивались судостроение и авиация, в промышленное производство внедрялись самые смелые конструкторские решения.

    Возрождение ВПК в современной России

    После довольно длительного провала в управлении военно-промышленным производством в 1990-е годы руководство страны вновь вспомнило о комплексном подходе к руководству оборонкой. По всей видимости, решения принимались на основе изучения опыта СССР, а значит, исторические традиции было решено сохранить и продолжить. Летом 1999 года при правительстве была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам, а в 2006 году указом президента она была преобразована в Военно-промышленную комиссию при правительстве РФ.

    Несколько лет ВПК возглавлял зампред правительства РФ, министр обороны Сергей Иванов, затем – вице-премьер Дмитрий Рогозин (с 2012 по 2014 год).

    10 сентября 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому Военно-промышленная комиссия перешла под его непосредственное руководство. Дмитрий Рогозин занял пост заместителя председателя ВПК и председателя коллегии ВПК. Такая реформа обеспечила повышение статуса ВПК – а значит, решение вопросов, связанных с оборонной промышленностью, стало происходить ещё более чётко.

    Сегодня Военно-промышленная комиссия решает задачи создания новых образцов вооружения и военной техники, координирует выполнение государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, курирует вопросы военно-технического сотрудничества, реализует программы импортозамещения в ОПК, следит за модернизацией предприятий ОПК и помогает им решать задачи, связанные с диверсификацией производства.

    «Оборонная промышленность в последние несколько лет и правда изменилась до неузнаваемости, – считает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Системный подход творит чудеса: предприятия, наконец, почувствовали себя частью единого целого, обрели уверенность, что государство не бросит их на произвол судьбы по мере снижения объёмов ГОЗ, как это произошло в начале 1990-х. Важно, что системное управление лидеры ВПК видят не только в сугубо менеджерских задачах, но и, например, в управлении прикладными научными исследованиями. Совсем недавно в ВПК был введён институт генеральных конструкторов и генеральных технологов, что позволяет консолидировать усилия по созданию перспективных систем вооружения.

    Важно, что коллегия ВПК много сил уделяет формированию кадрового потенциала отрасли. При активном участии заместителя председателя коллегии ВПК РФ Олега Ивановича Бочкарёва ИНЭС разработал спецкурс для руководителей предприятий ОПК «Стратегическое управление» , в рамках которого повысили квалификацию несколько сотен лидеров отечественной оборонки. Олег Иванович Бочкарёв с удовольствием встречается не только с директорами предприятий, но и с перспективными молодыми специалистами – например, он лично присутствовал на финале всероссийского конкурса «Молодой аналитик» . Когда оборонщики видят, что ими не просто «рулят», а стараются выстраивать диалог, работа идёт намного продуктивнее.

    Что касается опыта СССР, то он действительно бесценен и его правда можно использовать – конечно, с поправкой на современные условия. Не так давно мы проводили семинар для слушателей спецкурса «Стратегическое управление» , где выступал Георгий Дмитриевич Колмогоров, занимавший в советское время пост председателя Госкомитета СССР по стандартам. Преемственность традиций ощущалась прямо в процессе диалога: было заметно, что нынешние оборонщики и представитель советского ОПК отлично понимают друг друга. Впрочем, ничего странного: по большому счёту, задачи у них схожие.

    Отсюда и пожелания сегодняшней ВПК: единства целей, чёткости и верности традициям. Лидерам российской оборонки есть на кого равняться».

    Управленцы с большой буквы

    ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМИССИЯ, центральный орган государственного управления военно-промышленным комплексом в СССР.

    1) Военно-промышленная комиссия при Комитете обороны при СНК СССР, создана в 1938 году, существовала до создания Государственного Комитета Обороны СССР в начале Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Главная задача Военно-промышленной комиссии - подготовка промышленности для «полного обеспечения выполнения планов и заданий Комитета Обороны по производству и поставке РККА и ВМФ средств вооружения». Военно-промышленная комиссия рассматривала и распределяла мобилизационные заявки и задания; составляла сводный мобилизационный план для всей промышленности; проверяла исполнение мобилизационного плана и программы текущих военных заказов предприятиями и наркоматами; обследовала производственные мощности предприятий; отрабатывала мобилизационные мероприятия на предприятиях или в отраслях промышленности; следила за внедрением в военные промышленности изобретений; осуществляла подбор и подготовку кадров для мобилизационных органов промышленности и др. Председатель - Л. М. Каганович (1938-41).

    2) Военно-промышленная комиссия при СМ СССР. Образована в декабре 1957 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР как Комиссия Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам (с 1985 Государственная комиссия СМ СССР по военно-промышленным вопросам, с 1991 Комиссия Кабинета министров СССР по военно-промышленным вопросам), ликвидирована в 1991 году. Состав Военно-промышленной комиссии: председатель (в ранге заместителя председателя СМ СССР); 1-й заместитель председателя (в ранге министра СССР); несколько заместителей председателя; члены - 1-й заместитель председателя Госплана СССР (ведающий вопросами оборонных отраслей промышленности), министры оборонных отраслей промышленности, 1-й заместитель министра обороны СССР (начальник Генштаба ВС СССР), заместитель министра обороны СССР по вооружению и др. Основные задачи Военно-промышленной комиссии; координация работы оборонных отраслей промышленности, министерств и ведомств СССР, привлечённых к созданию и производству вооружения и военной техники; оперативное руководство и контроль за деятельностью оборонных отраслей промышленности; подготовка совместно с Госпланом СССР и МО СССР программ производства вооружений и военной техники и внесение их на рассмотрение и утверждение в СМ СССР и ЦК КПСС; внедрение передовых технологий в производство вооружения и военной техники; координация внешнеэкономической деятельности предприятий военно-промышленного комплекса. Председатели: Д. Ф. Устинов (1957-63), Л. В. Смирнов (1963-85), Ю. Д. Маслюков (1985-88), И. С. Белоусов (1988-91).

    3) В России в 1999 году создана Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам (с марта 2006 Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации; председатель комиссии - С. Б. Иванов), координирующая деятельность федеральных органов исполнительной власти в области военно-технической политики, экспорта и импорта продукции военного и двойного назначения и др.

    Лит.: Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны. М., 2000; Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие / Под редакцией О. Д. Бакланова, О.К. Рогозина. М., 2005.