Реализм в русской литературе 19 века презентация. Презентация на тему "реализм". А. С. Пушкин

Слайд 1

РЕАЛИЗМ
как направление в литературе и искусстве

Слайд 2

Слайд 3

Литературные методы, направления, течения
Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения. Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.

Слайд 4

Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Слайд 5

Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности). Реализм - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Слайд 6

1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». 2.Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер. 3.Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов. 4.Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

Слайд 7

Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.

Слайд 8

«Умом Россию не понять..»

Слайд 9

Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм. Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.

Слайд 10

Поиски истины

Слайд 11

Черты реализма
СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯХ, ГЛУБИННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И РАЗВИТИИ; -ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ: ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ; БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОМУ ФОНУ ВРЕМЕНИ; УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА; СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.

Слайд 12

просветительский реализм критический реализм социалистический реализм

Слайд 13

Этапы развития: - Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский); Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).

Слайд 14

РЕАЛИЗМ В РОССИИ
Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Особенности русского реализма: Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; Выраженный жизнеутверждающий характер; Особый динамизм; Синтетичность(более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

Слайд 15

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
“Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года - Им не сойтися никогда!

Слайд 16

Слайд 17

Реализм Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

Слайд 18

проникнут духом просветительской идеологии утверждается прежде всего в прозе определяющим жанром литературы становится роман за романом возникает буржуазная, или мещанская драма воссоздал обыденную жизнь современного общества отразил его социальные и нравственные конфликты изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро)

Слайд 19

в Великобритании (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн) во Франции (А. Ф. Прево, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) в Германии (ранний И. В. Гёте) Буржуазная(мещанская) драма: в Великобритании - Дж. Лилло во Франции - Дидро в Германии - Г. Э. Лессинг, молодой Ф. Шиллер

Слайд 20

Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).

Слайд 21

критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)

Слайд 22

А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Слайд 23

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

Слайд 24

Социалистический реализм, - одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».

Слайд 25

Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне. Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее. Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).

Слайд 26

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.
Д.С.Лихачев

Презентация на тему "Реализм как направление в литературе и искусстве" по литературе в формате powerpoint. Объемная презентация для школьников содержит информацию о принципах, чертах, формах, этапах развития реализма как литературного направления.


Фрагменты из презентации

Литературные методы, направления, течения

  • Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения.
  • Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.
  • Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи.
  • Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)
  • Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности).
  • Реализм - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Принципы реализма

  1. Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
  2. Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер.
  3. Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.
  4. Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:

А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.

  • Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
  • Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
  • Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.

Черты реализма

  • Стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
  • Тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой:
    • внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени;
    • большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;
  • Универсальность в изображении человека;
  • Социальный и психологический детерминизм;
  • Историческая точка зрения на жизнь.

Формы реализма

  • просветительский реализм
  • критический реализм
  • социалистический реализм

Этапы развития

  • Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);
  • Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский);
  • Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).

Реализм в России

Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм.

Особенности русского реализма:
  • Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;
  • Выраженный жизнеутверждающий характер;
  • Особый динамизм;
  • Синтетичность(более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

Реализм 18 века

  • проникнут духом просветительской идеологии;
  • утверждается прежде всего в прозе;
  • определяющим жанром литературы становится роман;
  • за романом возникает буржуазная, или мещанская драма;
  • воссоздал обыденную жизнь современного общества;
  • отразил его социальные и нравственные конфликты;
  • изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро).

Критический реализм

Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).

Принципы критического реализма
  • критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды
  • человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами
  • предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)

Социалистический реализм

Социалистический реализм - одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».

Принципы соцреализма
  • Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
  • Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
  • Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).

Слайд 2

Русская литература 19 века

19 век –»золотой век» нашей поэзии. Так характеризуют всю литературу этого столетия. XIX век богат поисками новых литературных направлений. В творческих свершениях этого века литература далеко ушла по пути и романтизма и реализма. В. А. Жуковский воплотил в своих произведениях лучшие стороны русского романтизма, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов отдали щедрую дань этому яркому направлению.Идею свободы личности от общественных законов, которую утверждали романтики, опровергала жизнь, все очевидней становилась зависимость каждого человека от общества, и ее убедительно показывал реализм.

Слайд 3

Реализм - возник как явление, спорящее с романтизмом. В реалистических произведениях интерес к исключительной личности, свойственный романтизму, сменился интересом к повседневному существованию обыкновенных людей. Реалисты изображали человека всего многообразных связях с окружающим миром, в его конкретности, жизненной достоверности. Нужно учесть, что реализм, в русле которого творили многие классики 19 века, не был однороден: он постоянно и постепенно видоизменялся, отражая индивидуальные особенности каждого из писателей, специфику того конкретного периода, когда задумывалось или создавалось произведение.

Слайд 4

Романтизм – бросал вызов и закону и разуму. Писатели-романтики потрясали читателей буйством фантазии. В их произведениях все было необычно: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора. Язык романтизма отличался яркостью, пышностью и величавостью. Он не был похож ни скромный, тихий, лиричный язык сентименталистов. В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года. Романтизм помогает раскрыть богатства фольклора и памятники литературы прошлого. Романтизм коснулся всех видов исскуства, но более всего он расцвел в музыке: В. Верстовский, А. Рубинштейн. Музыкальность отличала не только лирику, но и прозу. В живописи яркими представителями романтизма были О. Кипренские, И. Айвазовский.

Слайд 5

В «золотом веку» были замечены великолепные писатели, такие как П.А. Вяземский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. И в качестве примера возьмем этих писателей.

Слайд 6

П. А. ВЯЗЕМСКИЙ

  • Слайд 7

    Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) родился в Москве в знатной княжеской семье. Получил разностороннее домашнее образование. Стихи начал писать рано, входил в литературное окружение Карамзина, который был женат на сестре Вяземского. В 1812 г. – вступил в ряды ополчения, участвовал в Бородинском Сражении. С 1817 г. – служил в Польше. В 1821 г. - Вяземский был отстранен от государственной службы за откровенные политические высказывания. Тема политического бесправия, крепостничества волновала его, как и декабристов. Со многими декабристами Вяземский был лично знаком, но в тайных обществах не состоял. В 1840-1850 –х гг. - примирился с самодержавием и занимал довольно высокие государственные должности. Последние двадцать лет своей жизни провел за границей.

    Слайд 8

    Береза Средь избранных дерев береза не поэтически глядит; Но в ней – душа родная проза живым наречьем говорит.. Милей всех песней сладкозвучных от ближних радостная весть, Хоть пара слов собственноручных, где сердцу много что прочесть. Почтовый фактор на чужбине нам всем приятель дорогой; В лесу он просек, ключ в пустыне, нам проводник в стране чужой. Из нас кто мог бы хладнокровно завидеть русское клеймо? Нам здесь, и ты, березка, словно от милой матери письмо.

    Слайд 9

    А. С. Пушкин

  • Слайд 10

    Александр Сергеевич Пушкин(1799-1837) родился в дворянской, но не в богатой семье в сердце России в Москве 26 мая 6 июня (по старому календарю) во время праздника Вознесения Господня. В12 лет родители отдали в Питере в лицей, где подготавливали молодых людей к дворянской службе. 12 октября1811 г – открытие лицея. 1814 г - в журнале «Вестник Европы» было напечатано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Уже в лицее Пушкин понял,что главное дело его жизни – поэзия. 1837 г - дуэль с Дантесом, который ухаживал за его женой и порочил честное имя Пушкина, Поэт умирал в течение 2 дней как православный христианин, 27 января он исповедовался и очистился. У священника, которого он исповедался Петра, сказал следующие слова - « Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе не желаю конца, который он имел». Схватив за руку Даля Пушкин промолвил следующие свои последние слова - «Кончина жизнь, давит». Пушкин умер 29 января (10 февраля по старому календарю),когда ему было з7 лет 8 месяцев и3 дня, в 2 часа 45 мин по полудню.

    Слайд 11

    И. И. ПУЩИНУ Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мои двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

    Слайд 12

    М. ю. лермонтов

  • Слайд 13

    Михаил Юрьевич Лермонтов(1814-1841) родился в Москве. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1830 г. – стал студентом Московского университета, однако вскоре покинул его. С 1834 г. – после окончания Петербургской школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов был назначен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Писать стихи Лермонтов начал рано. До 1837 г. – было написано около 300 стихотворений, 24 поэмы, 5 драм, а также прозаические повести «Вадим» и роман «Княгиня Лиговская» – оба произведения остались незаконченными.

    Слайд 14

    На гибель Пушкина в 1837 г. – Лермонтов отозвался гневным стихотворением «Смерть поэта», содержащим обвинения в адрес придворных и светских кругов. Несмотря на перипетии судьбы, Лермонтов написал множество стихотворений, ряд поэм, в том числе – «Демон» и «Мцыри, роман «Герои нашего времени». В 1841 г. – возвращаясь на Кавказ из отпуска, Лермонтов остановился на лечение в Пятигорске, и здесь, не без вмешательств тайных врагов, был вызван на дуэль товарищем по военной школе Мартыновым. На дуэли М. Ю. Лермонтов погиб, не дожив до 28 лет.

    Слайд 15

    Небо и звезды Чисто вечернее небо, Ясны далекие звезды, Ясны, как счастье ребенка: О! для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое! Чем ты несчастлив? – Скажут мне люди. Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо – Звезды и небо! – а я человек!.. Люди друг к другу Зависть питают; Я же, против, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы хотел.

    Слайд 16

    Над презентацией работала: Миннуллина Лейсан Рашатовна 9 «а» Проверила: Кармацких Елена Александровна.

    Посмотреть все слайды

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Подписи к слайдам:
    • РЕАЛИЗМ
    • как направление в литературе и искусстве
    Литературные методы, направления, течения
    • Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения.
    • Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.
    Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи.
    • Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи.
    • Литературные методы, направления и течения : классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)
    • Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности).
    • Реализм - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
    1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
    • 1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
    • 2.Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер.
    • 3.Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.
    • 4.Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
    Наиболее яркие представители
    • Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:
    • А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин,
    • А.И.Солженицын и др.
    «Умом Россию не понять..»
    • Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
    • Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
    • Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.
    • Поиски истины
    • СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯХ, ГЛУБИННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И РАЗВИТИИ;
    • -ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ: ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ; БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОМУ ФОНУ ВРЕМЕНИ;
    • УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА;
    • СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ;
    • ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.
    просветительский реализм
    • просветительский реализм
    • критический реализм
    • социалистический реализм
    • Этапы развития:
    • - Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов);
    • «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);
    • Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский);
    • Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).
    • РЕАЛИЗМ В РОССИИ
    • Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм.
    • Особенности русского реализма:
    • Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;
    • Выраженный жизнеутверждающий характер;
    • Особый динамизм;
    • Синтетичность(более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
    М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
    • “Ты хочешь знать, что видел я
    • На воле? - Пышные поля,
    • Холмы, покрытые венцом
    • Дерев, разросшихся кругом,
    • Шумящих свежею толпой,
    • Как братья в пляске круговой.
    • Я видел груды темных скал,
    • Когда поток их разделял,
    • И думы их я угадал:
    • Мне было свыше то дано!
    • Простерты в воздухе давно
    • Объятья каменные их,
    • И жаждут встречи каждый миг;
    • Но дни бегут, бегут года -
    • Им не сойтися никогда!
    Реализм
    • Реализм
    • Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
    • Социалистический реализм , новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
    проникнут духом просветительской идеологии
    • проникнут духом просветительской идеологии
    • утверждается прежде всего в прозе
    • определяющим жанром литературы становится роман
    • за романом возникает буржуазная, или мещанская драма
    • воссоздал обыденную жизнь современного общества
    • отразил его социальные и нравственные конфликты
    • изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро)
    в Великобритании (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн)
    • в Великобритании (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн)
    • во Франции (А. Ф. Прево, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо)
    • в Германии (ранний И. В. Гёте)
    • Буржуазная(мещанская) драма:
    • в Великобритании - Дж. Лилло
    • во Франции - Дидро
    • в Германии - Г. Э. Лессинг, молодой Ф. Шиллер
    Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).
    • Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).
    критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды
    • критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды
    • человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами
    • предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)
    А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
    • А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
    • «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
    Социалистический реализм, - одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».
    • Социалистический реализм, - одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».
    Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
    • Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
    • Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
    • Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
    • «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».
    • Д. Лихачев.
    • Д.С.Лихачев
    Реализм в искусстве
    • И. Н. Крамской (1837 – 1887)
    • Основные работы: «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Некрасова,М.Салтыкова-Щедрина, И. Шишкина.
    • «Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!»
    • 14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали в 1863г «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870г.Позже «Товарищество передвижных выставок».
    • И. И. Шишкин (1832 – 1898)
    • Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».
    • В. Е. Маковский (1846-1920)
    • «В гостях у сына», «На бульваре»
    • Н. В. Неврёв (1830-1904)
    • «Торг. Сцена из крепостного быта»
    • В. В. Пукирёв (1832-1890)
    • «Неравный брак»
    • К. А. Савицкий (1844-1905)
    • Основные работы: « Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», « На войну».
    • В. И. Якоби (1834-1902)
    • «Привал арестантов»
    • Г. Г. Мясоедов (1834-1911)
    • «Знахарь», «Земство обедает»
    • А. К. Саврасов (1830-1897)
    • Основные работы: «Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид».
    • Н. Н. Ге (1831-1894)
    • Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого
    • И. Е. Репин (1844 - 1930)
    • Основные работы: « Не ждали, «Бурлаки», «Арест пропагандиста», «Царевна Софья», «Протодиакон», «Осенний букет», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крёстный ход в Курской губернии» и другие
    • Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.
    соцреализм в скульптуре Об авторе:
    • Гизатулина Ольга Ивановна-преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, Узбекистан









    Давид. «Портрет Наполеона в его рабочем кабинете». Гро. «Наполеон на Аркольском мосту» От классицизма к романтизму Рассмотрите портреты Наполеона: какую задачу ставил для себя каждый из художников, изображая великого полководца? Рассмотрите портрет: кого изобразил художник и в какой момент? Обоснуйте свое мнение.




    Романтизм Романтизм-это стремление «пересоздать» жизнь (как бы вновь ее сотворить). Автор- романтик пересоздает жизнь в соответствии со своими идеалами, чувствами, дает жизнь не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какая она ему кажется, какой ему хотелось бы ее видеть.




    Философия и эстетика романтизма Основа стиля - изображение внутреннего мира человека. Центральная идея – героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой, страдания и гибель героя в борьбе. Особенности стиля: - обращение к народному творчеству; - использование тем, языка, образов, интонации, свойственных народным песням, балладам, эпосу; - обилие метафор, эпитетов, символов; - создание лирического пейзажа.





    Основные черты реализма 1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. 2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и меты, жизнь в сфере эмоций и чувств). 3. Природа как выражение стихийного начала жизни прообраз Свободы. 4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. 5. Экзотика дальних стран.






    Внутренняя раздвоенность Одиночество в реальном мире Поиски идеала и мечты Жизнь в сфере эмоций и чувств Романтический герой «Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» Иоганн Вольфганг Гёте




    Романтик последователь романтизма идеалист-мечтатель романтика то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально- возвышенному мироощущению романтический мечтательно настроенный относящийся к романтизму ПОНЯТИЕ О РОМАНТИЗМЕ










    Реализм-это реальное осмысление и описание жизненной правды. Реалисты отстаивали свои идеалы, показывая те отрицательные явления в жизни, которые мешали этим идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в жизни. В этих произведениях основное значение имело критическое изображение жизни. Реализм


    Белинский указывал на разницу между реализмом и романтизмом, называя их соответственно идеальной и реальной поэзией. Поэт или пересоздает жизнь по своему идеалу, зависящему от его отношения к миру, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям его действительности.


    Романтизм Неприятие реальной жизни (для писателя-романтика важно создать свой, вымышленный образ мира) Использование контраста Динамичность Реализм Создание типичных характеров, в которых воплощаются родовые черты среды, эпохи Установка на объективность, достоверность изображения действительности




    Особенности русского реализма: Активное освоение социально- психологической, философской и моральной проблематики; Выраженный жизнеутверждающий характер; Особый динамизм; Синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).