Презентация «Географическая оболочка. Презентация на тему "географическая оболочка" Влияние человека на географическую оболочку земли презентация
Биосфера: Биосфера. Биосфера (от др. греч. жизнь и сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; глобальная экосистема Земли. Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность, превосходит многие природные процессы. Существует и другое, более широкое определение: Биосфера - область распространения жизни на космическом теле. При том, что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается, что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы.
Присуща как отдельным географическим объектам на небольших территориях (например, озеро, лесной массив, пойма реки и др.), так и всей географической оболочке, которая состоит из множества географических комплексов разного масштаба. Изменение одних природных комплексов вызывает изменение других, находящихся во взаимосвязи с первыми. Например, после осушения болота понижается уровень грунтовых вод...
Поле, луг), акультурные (в результате нерациональной деятельности человека) и деградировавшие ландшафты, т. е. потерявшие способность выполнять функции воспроизводства здоровой среды. Дифференциация географической оболочки на природные комплексы обусловлена неравномерным поступлением тепла на разные ее участки и неоднородностью земной поверхности (наличием материков и океанических впадин, гор, ...
ользования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете. 1. Географическая оболочка Географическая оболочка – целостная и непрерывная оболочка Земли, включающая в себя нижнюю часть атмосферы, верхнюю – литосферы, всю гидросферу и всю биосферу. Между оболочками Земли происходит сложное взаимодействие, непрерывный обмен...
105 т молекулярного кислорода и связывают 18,84 1017 кДж солнечной энергии, трансформированной в потенциальную химическую энергию органических веществ. Распределение растительной массы в пределах географической оболочки неравномерно. Оно зависит от гидротермических условий, рельефа, почвогрунтов и т.д. Основная масса растительности суши приходится на долю лесов (82 % общих запасов), хотя они...
Пасечникова Елена Алексеевна, 22 марта 1972 года рождения, учитель географии и экологии МБОУ лицей, ст. Каневская, Краснодарский край, преподает географию 17 лет.
С 2006 года географию преподает по линии: А.А.Лобжанидзе, В.П.Кузнецов, Л.Е.Cавельева с 6класса по 9 класс, 10-11 класс - автор В.П.Максаковский, издательство «Просвещение», Москва.
Данный урок разработан для 6 класса по учебнику «Планета Земля», автор А.А.Лобжанидзе, издательство «Просвещение», Москва. Раздел «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс», тема «Закономерности географической оболочки». А также для 7 класса по учебнику «География материков и океанов», автор В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, «Дрофа», Москва. Раздел «Географическая оболочка – наш дом», тема «Закономерности географической оболочки».
Учащиеся частично знакомы с одной из закономерностей географической оболочки – ЗОНАЛЬНОСТЬ , а также с таким понятием, как ЦЕЛОСТНОСТЬ природного комплекса. Однако у учащихся не сформировано целостное представление взаимосвязи закономерностей географической оболочки. А данный материал необходим для дальнейшего понимания таких тем, как «Взаимодействие природы и общества», «Изменение природы хозяйственной деятельностью человека», «Природные зоны».
Поэтому урок можно обозначить как повторительно-обобщающий с выделением объекта главного, а именно, формирование у учащихся понимания взаимосвязи закономерностей географической оболочки, в этом и заключается целесообразность определения познавательно-обобщающего аспекта ТДЦУ (триедино- дидактической цели усвоения).
Развивающий аспект нацелен на формирование пространственного воображения; логического мышления; умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитывающий аспект направлен на формирование культуры умственного труда, его научной организации.
Соответственно целям урока, проведен отбор содержания материала, форм и методов обучения.
Урок построен с использованием
(географический конструктор изображен в Презентации урока), т.е. определенных условных символов и знаков, помогающих образно представить взаимосвязь предметов и явлений с помощью таких методов, как:
- перцептивный (обеспечивающий передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения и практических действий);
- гностический (усвоение нового путем самостоятельного размышления над проблемными ситуациями);
- логический (анализ, сравнение, обобщение, систематизация).
Все перечисленные методы нашли свое отражение на различных этапах в структуре урока:
1) актуализация знаний
2)
3) рефлексия
Все этапы урока имеют логическую связь. Этап актуализации знаний предусматривает повторение таких понятий как: географическая оболочка, природный комплекс (природная зона), т.е. понимание причин развития жизни на Земле за счет взаимосвязи ее оболочек и особенностей природных зон, которые влияют на закономерности географической оболочки.
Основной этап урока , которому отводится по времени большая часть, структурирован в соответствии с раскрытием таких понятий как: Учащиеся работают с раздаточным материалом , который состоит из двух заданий, маршрутной картой урока, которая помогает в раскрытии закономерностей географической оболочки с обязательным выделением объекта главного и существенного в содержании учебного материала, географическим конструктором , который помогает выстроить в определенной последовательности логические схемы, особенности закономерностей географической оболочки с помощью условных знаков.
На этапе рефлексии учащимся предлагается (Презентация урока), позволяющий определить уровень усвоения учебного материала. С этой же целью предлагается задание «Проверь себя» (на отдельных листах) в форме теста (ключ к тесту в Презентации урока).
Межпредметная координация учебного материала осуществляется на уровне понятий из биологии: биологический круговорот, компоненты природного комплекса (растения и животные); экологии: последствия не учета закономерностей при воздействии человека на природу.
Контроль за усвоением знаний имеет как промежуточный характер (на этапе составления выводов в виде логических схем), так и итоговый, в процессе выполнения теста, что позволяет судить о результативности усвоения материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование пространственного воображения с помощью интерактивных методов графической наглядности»
учитель географии МБОУ лицей ст.Каневская
Пасечникова Елена Алексеевна
В наше время учитель географии имеет возможность в своей работе использовать многие технические средства обучения и тот мощный поток наглядной информации, который во все возрастающих размерах проникает в жизнь и быт учеников. При этом нередко отходят на второй план другие средства и формы наглядности. Но успех в усвоении географических знаний может быть достигнут лишь при гармоническом сочетании всех средств и возможностей наглядного обучения.
В этом и есть актуальность моего опыта по теме. Представление опыта по данной теме определяет следующую цель и задачи:
Цель: показать системность и целесообразность применения основных интерактивных методов графической наглядности.
Задачи: рассмотреть основные интерактивные методы графической наглядности; определить и обосновать структуру их построения; научиться применять их при изучении определенных тем в географии.
Графические работы, как известно, завоевали себе прочное место кА один из важных методов изложения и познания физики, математики, статистики и ряда других наук. Теперь графический метод завоевывает себе прочное место в обучении географии.
Создание и использование средств наглядности изложены в трудах Н.Н.Баранского, А.С. Баркова, А.А.Половинкина, Н.Н.Колосовского, А.В.Даринског, А.Д.Данилова, а также в роазличных пособиях по методике этого предмета, созданных в последние годы.
Опыт работы основывается на метапредметной технологии «Знак», формирующий у школьников способность схематизации, основным инструментарием данной технологии является географический конструктор (ГК) , который составлен мною по основополагающим темам географии.
Мне бы хотелось остановиться на наиболее эффективных интерактивных методах графической наглядности, таких как: логические схемы, картографический эскиз, пояснительный рисунок, которые с помощью географического конструктора помогают выйти на ассоциативную модель (АСМО) .
Итак, рассмотрим применение ГК в обозначенных методах. Данный ГК составлен по теме «Климат» (приложение №1) , здесь используются основные символы, знаки, которые помогут сформировать у учащихся пространственное воображение по данной теме.
Логические схемы
Выход на АСМО начинаем с построения логических схем.
Логические схемы используются для глубокого и доступного изложения учебного материала, чтобы выявить причины и следствия изменения в природе. Схемы успешно используются лишь в тех случаях, когда они не громоздки, когда сам преподаватель, а за ним и ученики легко воспринимают их логичность и стройность.
(приложение №2).
Картографические эскизы
Не менее важен и интересен принцип – динамического создания картографического образа. Несколько штрихов, набросанных преподавателем на доске, сопровождаемых объяснением, вызывают к себе большой интерес, чем готовые сложные наглядные пособия.
Должна сказать, что с появлением огромного количества наглядности, мы превратили учащихся в пассивных созерцателей, ребята потеряли интерес что-то делать своими руками, что-то создавать.
Картографические эскизы как раз и формируют мотивационное поле, мобилизуют все виды памяти и обеспечивают понимание и запоминание темы, помогают создавать учащимся свой собственный образ того или иного явления с помощью географического конструктора.
В качестве примера составим картографический эскиз по теме «Климат Африки». Из карты на доску учитель, сопровождая объяснением, а ученик в тетрадь условно, собственноручно обозначают контур материка (приложение № 3).
Отбрасывается всё лишнее, при этом из карты наносим самое главное. На этом этапе построения эскиза мы уже строим логическую схему с помощью ГК (приложение № 4).
Третий этап работы позволяет нам выйти ещё на одну логическую схему, с помощью которой учащиеся делают вывод, что рельеф влияет как на отсутствие, так и на наличие осадков (приложение № 5).
Пояснительные рисунки
Одна из важных методических задач учителя географии – уметь графически выражать свои мысли, свои знания. Популярному объяснению географического материала помогают пояснительные рисунки.
Это обычные несложные рисунки, формируют понимание сущности предметов и явлений . Их создают параллельно объяснению, реже – воспроизводят заранее.
Пояснительные рисунки необходимы тогда, когда для усвоения понятия требуется создание определенного графического образа .
На основе уже созданного ранее картографического эскиза с помощью ГК параллельно объяснению создаём пояснительный рисунок по теме «Климат Африки». С помощью пояснительного рисунка объясняются причинно-следственные изменения климата, а затем в определенной последовательности выстраиваются логические схемы.
(приложение № 6 а, б, в)
Итак, на основе картографического эскиза и пояснительного рисунка с помощью географического конструктора, мы можем составить ассоциативную модель из логических последовательных схем.
Ассоциативная модель
АСМО является средством графического обобщения изученного материала.
Это способствует развитию памяти, логического мышления, формированию практических умений и навыков в работе у учащихся.
Неоценимую помощь модель поможет оказать также в период подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Предлагаю, Вашему вниманию, Ассоциативную модель по теме «Климат Африки», которая составлена на основе географического конструктора с помощью логических схем (приложение № 7).
С помощью логических схем учащиеся учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено, поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
Построение моделей осуществляется поэтапно, в определенной последовательности, которая включает как ранее изученный, так и новый материал.
Таким образом, опыт на заданную тему может быть представлен в виде обобщающей схемы, в которой постоянными элементами являются - географический конструктор и АСМО , а изменяемыми - методы графической наглядности , включая и те, о которых я говорила: логические схемы, картографические эскизы, пояснительные рисунки (приложение № 8).
Они то и играют главную роль в формировании пространственного воображения. В этом и есть новизна представленного опыта. Результаты реализации данной технологии были представлены во время публичной презентации профессиональному сообществу и общественности на уровне ОУ и муниципальном уровне.
На основании обобщенного опыта было создано методическое пособие по теме «Создание АСМО с помощью метапредметной технологии «Знак» в период подготовки к ГИА и ЕГЭ»
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ
М Ы У З Н А Е М: Каковы закономерности географической оболочки Как осуществляется взаимосвязь между закономерностями
АТМОСФЕРА ГИДРОСФЕРА ЛИТОСФЕРА БИОСФЕРА Географическая оболочка ГО
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ПК Почва Растения Воздух Животные Рельеф Вода
З Ц ГШ h Географический конструктор "Закономерности ГО" ГО ПК - географическая оболочка - природный комплекс - зональность - целостность - ритмичность = - высота - географическая широта - взаимосвязь - время
изменение ПК Широтная зональность З РАВНИНА (ГШ) ЗОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО
Высотная поясность (h) ГИМАЛАИ АЛЬПЫ
изменение ПК Широтная зональность Высотная поясность З РАВНИНА (ГШ) изменение ПК З ГОРЫ (h) ЗОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО
Ц компонентов ПК КЛИМАТ ПОЧВА РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ } Природная зона взаимосвязь ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО ЦЕЛОСТНОСТЬ
РИТМЫ Суточные Годовые Многолетние время ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО РИТМИЧНОСТЬ
Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) ОТВЕТ: Ритмичность (годовая) Зима Весна Лето Осень
Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) А Б В Ответ: зональность (АВБ) Арктическая пустыня Саванна Тайга
Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) Ответ: целостность Биологичексий круговорот
ТЕСТ ключ: 1 Г 2 В 3 Б 4 А 5 Б
МЫ УЗНАЛИ: З Ц компонентов ПК взаимосвязь время изменение ПК Широтная зональность Высотная поясность РАВНИНА (ГШ) ГОРЫ (h)
МЫ УЗНАЛИ: ГО = ПК З Ц
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Почему через каждые 11 лет усиливается полярное сияние, циркуляция атмосферы, активизируется деятельность болезнетворных микробов и вирусов, эпидемии холеры и чумы, набеги саранчи?
Предварительный просмотр:
Введение в урок.
Пасечникова Елена Алексеевна, 22 марта 1972 года рождения, учитель географии и экологии МБОУ лицей, ст. Каневская, Краснодарский край, преподает географию 17 лет.
С 2006 года географию преподает по линии: А.А.Лобжанидзе, В.П.Кузнецов, Л.Е.Cавельева с 6класса по 9 класс, 10-11 класс - автор В.П.Максаковский, издательство «Просвещение», Москва.
Данный урок разработан для 6 класса по учебнику «Планета Земля», автор А.А.Лобжанидзе, издательство «Просвещение», Москва. Раздел «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс», тема «Закономерности географической оболочки». А также для 7 класса по учебнику «География материков и океанов», автор В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, «Дрофа», Москва. Раздел «Географическая оболочка – наш дом», тема «Закономерности географической оболочки».
Учащиеся частично знакомы с одной из закономерностей географической оболочки – ЗОНАЛЬНОСТЬ , а также с таким понятием, как ЦЕЛОСТНОСТЬ природного комплекса. Однако у учащихся не сформировано целостное представление взаимосвязи закономерностей географической оболочки. А данный материал необходим для дальнейшего понимания таких тем, как «Взаимодействие природы и общества», «Изменение природы хозяйственной деятельностью человека», «Природные зоны».
Поэтому урок можно обозначить как повторительно-обобщающий с выделением объекта главного, а именно, формирование у учащихся понимания взаимосвязи закономерностей географической оболочки, в этом и заключается целесообразность определения познавательно-обобщающего аспекта ТДЦУ (триедино- дидактической цели усвоения).
Развивающий аспект нацелен на формирование пространственного воображения; логического мышления; умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитывающий аспект направлен на формирование культуры умственного труда, его научной организации.
Соответственно целям урока, проведен отбор содержания материала, форм и методов обучения.
Урок построен с использованием МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЗНАК», целесообразность которой предусматривает умение схематизировать изучаемый материал с последующим выходом на построение обобщающей модели, с помощью которой учащиеся учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в ней выражено, поэтому исчезает проблема заучивания больших материалов учебного материала.
Главным инструментарием (приемом) является применение ГК (географического конструктора), (географический конструктор изображен в Презентации урока), т.е. определенных условных символов и знаков, помогающих образно представить взаимосвязь предметов и явлений с помощью таких методов, как:
Перцептивный (обеспечивающий передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения и практических действий);
Гностический (усвоение нового путем самостоятельного размышления над проблемными ситуациями);
Логический (анализ, сравнение, обобщение, систематизация).
Все перечисленные методы нашли свое отражение на различных этапах в структуре урока:
- актуализация знаний
- познавательно-обобщающий этап
- рефлексия
Все этапы урока имеют логическую связь. Этап актуализации знаний предусматривает повторение таких понятий как: географическая оболочка, природный комплекс (природная зона), т.е. понимание причин развития жизни на Земле за счет взаимосвязи ее оболочек и особенностей природных зон, которые влияют на закономерности географической оболочки.
Основной этап урока , которому отводится по времени большая часть, структурирован в соответствии с раскрытием таких понятий как: ЗОНАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, РИТМИЧНОСТЬ. Учащиеся работают с раздаточным материалом , который состоит из двух заданий, маршрутной картой урока, которая помогает в раскрытии закономерностей географической оболочки с обязательным выделением объекта главного и существенного в содержании учебного материала, географическим конструктором , который помогает выстроить в определенной последовательности логические схемы, особенности закономерностей географической оболочки с помощью условных знаков.
На этапе рефлексии учащимся предлагается наглядно-иллюстративный материал (Презентация урока), позволяющий определить уровень усвоения учебного материала. С этой же целью предлагается задание «Проверь себя» (на отдельных листах) в форме теста (ключ к тесту в Презентации урока).
Межпредметная координация учебного материала осуществляется на уровне понятий из биологии: биологический круговорот, компоненты природного комплекса (растения и животные); экологии: последствия не учета закономерностей при воздействии человека на природу.
Контроль за усвоением знаний имеет как промежуточный характер (на этапе составления выводов в виде логических схем), так и итоговый, в процессе выполнения теста, что позволяет судить о результативности усвоения материала.
Предварительный просмотр:
Схема 1 «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОБОЛОЧКАМИ ЗЕМЛИ»
АТМОСФЕРА | ГИДРОСФЕРА |
ЛИТОСФЕРА | БИОСФЕРА |
Схема 2 «СОСТАВ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА»
Растения
Воздух
Животные
Рельеф
Почвы
Вода
ЗОНАЛЬНОСТЬ
Равнина(ГШ) | ……………….. ……………….. |
|
Горы | ……………….. ……………….. |
ЦЕЛОСТНОСТЬ
…………………….. компонентов ПК
Климат почва растения животные
РИТМИЧНОСТЬ
……………………….
РИТМЫ
суточные годовые многолетние
Предварительный просмотр:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
И поговорим мы с вами сегодня о самой чудесной, замечательной планете Земля, на которой мы живем.
(слайд 1) Когда космонавты видят Землю с высоты нескольких десятки тысяч километров, она вызывает необыкновенные эмоции, восторги. Возникает ощущение, что она не так велика.
Но, красива! Неповторима!
(слайд 2,3,4,5,6) Не менее прекрасна Земля, когда видишь ее в привычной обстановке, когда Вас окружают степные просторы, горы, зеленые холмы, леса и это небо с причудливыми облаками.
Что же придает нашей Земле такое разнообразие, уникальность и неповторимость?!
Мы и поговорим на нашем уроке.
Тема урока: (слайд 7)
«Закономерности географической оболочки»
Сегодня мы узнаем: (слайд 8)
Каковы закономерности ГО, которые и придают нашей Земле такое разнообразие, уникальность и неповторимость.
Для раскрытия темы урока вам помогут необходимые материалы на вашем столе: атлас, учебник, раздаточный материал в виде заданий .
А так как тема урока непростая, работать мы будем с географическим конструктором и маршрутной картой урока (лежат на столе учащихся), которые помогут вам легко запомнить новый и ранее изученный материал урока.
В маршрутной карте урока есть необходимые схемы, подсказки, т.е. наши помощники в работе на уроке.
II. Проверка знаний.
Обращаемся к схеме №1 маршрутной карты урока.
Прочитайте, как называется эта схема? («Взаимосвязь между оболочками»)
- А какие оболочки существуют на Земле? (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) (слайд 9)
Между оболочками существует взаимосвязь, (это видно по стрелочкам) , можно привести примеры взаимосвязей между оболочками . Сделать вывод, что благодаря взаимосвязям между оболочками происходит развитие жизни на Земле.
А как будет называться оболочка Земли, где происходит данная взаимосвязь? (географическая) (слайд 9, ).
Дополните вашу схему №1 в маршрутной карте кратким обозначением географической оболочки – ГО. Как у меня на доске (слайд 9).
Итак, давайте прочитаем эту схему. Что такое географическая оболочка? (это взаимосвязь между атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой)
- Географическая оболочка сплошная, но неоднородная. Это огромный ПК (природный комплекс) нашей планеты (слайд 10, но не весь показываем )
Ребята, а что же такое ПК? Обратимся к подсказке в схеме № 2 маршрутной карты урока.
- Как называется эта схема? («Состав природного комплекса») Из каких компонентов природы состоит ПК? Назовите их? (слайд 10, левая кнопка мышки дополнит схему )
Если ГО – это ПК, а может ли муравейник являться ПК?
А какие еще ПК вы можете назвать? (учащиеся приводят примеры: природная зона)
- Именно знание особенностей природной зоны поможет нам в раскрытии закономерностей ГО.
II. Изучение нового материала.
Прежде чем изучить закономерности, обратимся к ГК (географический конструктор) (слайд 11), а также ГК лежит на столах. ГК состоит из условных символов, знаков данной темы (работа с ГК) .
Рассмотрим первую закономерность – ЗОНАЛЬНОСТЬ.
Обращаемся к ГК, знак зональности .
Закон зональности был впервые предложен В.В. Докучаевым.
Рассмотрим один из факторов формирования зональности. Для этого обратимся к атласу, карта «Природные зоны Евразии». Восточно-Европейская равнина .
Задание. Используя легенду карты необходимо назвать природные зоны равнины с севера на юг (учащиеся называют природные зоны) . Изменяются ли ПК с широтой на равнинах? (да).
Обращаемся к маршрутной карте урока и ГК, чтобы построить логическую схему.
Итак, что характерно для зональности? (изменение ПК) (слайд 12, левой кнопкой дополним схему ) . Учащиеся записывают в маршрутную карту «изменение ПК».
Как называется зональность, где происходит изменение природных зон на равнинах с изменением географической широты? (широтная зональность) (слайд 12, левой кнопкой еще раз дополним схему ) . Учащиеся записывают в маршрутную карту «широтная зональность».
Вывод, что такое зональность, учащиеся зачитывают с маршрутной карты по схеме.
Зональность – изменение ПК – равнина (ГШ) – широтная зональность (слайд 12) .
- Следующий фактор формирования проявления зональности, рассмотрим на примере горных систем: Гималаи, Альпы. Физическая карта мира.
Какие горы самые высокие в мире? (Гималаи) в Европе? (Альпы) С помощью карты, какие горы расположены южнее (Гималаи) , а какие севернее (Альпы) ?
- (слайд 13) В каких горах будет больше ПК? (Гималаи). ПК рассматриваются снизу вверх, от подошвы и до вершины.
Так отчего будет зависеть количество ПК в горах?
- Как называется зональность, когда изменяются ПК с высотой? (высотная поясность)
Обращаемся к маршрутной карте урока и запишем этот фактор зональности в виде схемы.
Зональность – изменение ПК – горы (h) – высотная поясность (слайд 14, левая кнопка мышки дополнит схему ) .
Вывод. Зональность – это изменение ПК на равнинах – широтная зональность, в горах – высотная поясность.
Рассмотрим вторую закономерность ГО – ЦЕЛОСТНОСТЬ.
Задание . В тексте учебника, найдем определение, что такое целостность?
Целостность – это взаимосвязь и взаимозависимость компонентов ПК.
С помощью ГК, запишем в маршрутной карте урока схему, что характерно для целостности («взаимосвязь»).
Целостность – это взаимосвязь компонентов ПК (слайд 15, левая кнопка мышки дополнит схему ) .
Что произойдет, если деятельность человека, не учитывает этот закон природы?
Задание . С помощью текста в учебнике, найдем ответ на этот вопрос (уч-ся зачитывают ответ).
Схема «Природная зона» (слайд 15) .
У вас на столах лежит раздаточный материал с заданиями №1 и №2.
Задание № 1 . С помощью текста, определите взаимосвязь между компонентами ПК, в результате чего образуется ПК – как единое целое?
климат – почвы – растительность – животные (слайд 15).
Сделаем вывод , обращаясь к маршрутной карте урока. Что характерно для целостности? (взаимосвязь между компонентами ПК).
Географический конструктор поможет нам назвать третью закономерность – РИТМИЧНОСТЬ.
Периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени – называется ритмичностью.
Из данного определения, что будет характерно для ритмичности? (время)
(слайд 16) .
Обращаемся к ГК: знак ритмичности и времени записываем в маршрутной карте урока схему.
Ритмичность – время (слайд 16).
С помощью данной схемы «Ритмы» (слайд 16) и в маршрутной карте урока, какие бывают ритмы? (суточные, годовые, многолетние)
Суточные – это вращение Земли вокруг своей оси , годовые – это вращение Земли вокруг Солнца , многолетние обусловлены активностью Солнца и внутренними (эндогенными) процессами Земли.
Для того, чтобы научиться правильно определять ритмы, выполним задание .
По рядам (группы): 1, 2, 3.
Задание № 2. Дается текст с ритмами Земли. 1-ая группа – суточные, 2-ая группа – годовые, 3-я группа – многолетние. Каждая группа выбирает примеры своих ритмов.
Проверяем выполнение (каждая группа зачитывает).
Ритмика – форма своеобразного «дыхания» целостной географической оболочки.
Таким образом, мы с вами выяснили закономерности ГО. Назовите их.
IV. Закрепление изученного материала.
Чтобы научиться определять закономерности ГО, выполним следующие задания (слайд 17,18,19) .
И еще одно задание на проверку усвоенного материала.
Тест «Проверь себя». Внимательно читайте вопросы и отмечайте правильный ответ.
Проверяем выполнение теста. Ключ (слайд 20) . Взаимопроверка. Оценка.
Подведем итог урока (слайд 21) .
1. Благодаря каким трем закономерностям формируется ПК? (зональность, целостность, ритмичность).
2. Что характерно для зональности, целостности, ритмичности? (уч-ся используют маршрутную карту урока и зачитывают выстроенные логические схемы) .
Выйти на взаимосвязь между закономерностями можно, если провести игру «Шкатулка».
- Ребята, у меня в руках шкатулка, в которой лежит полезное ископаемое, с помощью которого ученые сделали вывод о том, что на материке Антарктида существовала много лет назад пышная растительность и теплый климат. Что это за полезное ископаемое? (каменный уголь) . Как взаимосвязь между закономерностями повлияла на изменения ПК Антарктиды?
3. А для этого сделаем самый главный вывод (слайд 22) .
ГО= ПК
Именно, благодаря этим закономерностям, в природе происходят изменения, изменения – это развитие географической оболочки (жизни), а развитие жизни делает нашу планету уникальной, разнообразной и неповторимой.
И в заключении домашнее задание творческого характера (слайд 23) .
Географическая оболочка Земли. Свойства географической оболочки.
- Урок географии в 6 классе
- Подготовила учитель географии
- МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина
- Заярная Людмила Ивановна
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ УЗНАЕМ:
1.ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА?
2. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА?
3. СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ.
БИОСФЕРА
ГИДРОСФЕРА
НАША
ПЛАНЕТА
СОСТОИТ
НЕСКОЛЬКИХ
ОБОЛОЧЕК-
СФЕР
АТМОСФЕРА
ЛИТОСФЕРА
Все оболочки Земли непрерывно взаимодействуют
и формируют особую оболочку Земли – географическую .
Границы
географической
оболочки выражены
нечетко, поэтому
ученые определяют
их по-разному.
Общая мощность
географической
оболочки составляет
около 55 км.
Между оболочками Земли происходит сложное взаимодействие и
непрерывный обмен веществом и энергией.
Все оболочки Земли, составляющие географическую оболочку,
связаны между собой сложными процессами круговорота веществ.
Географическая оболочка –
область зарождения жизни на Земле,
зона активной деятельности человеческого общества
Ей свойствен ряд специфических особенностей .
К главным относят целостность и ритмичность,
а также непрерывность ее развития .
Целостность географической оболочки –
единство географической оболочки, обусловленное
тесной взаимосвязью всех составляющих ее
компонентов природы
Ритмичность географической оболочки –
повторяемость во времени природных явлений.
Она обусловлена, главным образом,
космическими или геологическими причинами.
Космическими причинами обусловлена
ритмика суточная (смена дня и ночи),
годовая (смена времён года)
Геологическая ритмика приводит к тому, что
Через определенные длительные промежутки
времени (продолжительностью в сотни миллионов лет)
на Земле происходили циклы горообразования:
каледонский, герцинский, альпийский
продолжительностью по 200-240 млн. лет каждый.
Географическая оболочка как целостная система формировалась и развивалась непрерывно под влиянием взаимодействия внешних и внутренних сил . В результате различные процессы, происходящие в ней, наслаиваются друг на друга и формируют сегодняшний неповторимый облик нашей планеты
- ПЕРЕЧИСЛИТЕ КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ.
- ЧАСТИ КАКИХ ОБОЛОЧЕК ВХОДЯТ В ГО?
- ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ?
- КАКОВА МОЩНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ?
- ГО включает в себя:
- А) всю литосферу, гидросферу и часть атмосферы Б) всю гидросферу, литосферу, биосферу, часть атмосферы В) всю гидросферу, часть литосферы, часть атмосферы, биосферу Г) всю гидросферу, часть литосферы, часть биосферы, атмосферу
- ПЕРЕЧИСЛИТЕ ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ.
- ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ГО?
- КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГО?
- ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РИТМИЧНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ УЗНАЕМ:
ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
ОБОЛОЧКА?
СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ
ОБОЛОЧКИ
БИОСФЕРА
ГИДРОСФЕРА
НАША
ПЛАНЕТА
СОСТОИТ
НЕСКОЛЬКИХ
ОБОЛОЧЕК-
СФЕР
АТМОСФЕРА
ЛИТОСФЕРА
Все оболочки Земли непрерывно взаимодействуют
и формируют особую оболочку Земли – географическую .
Географическая оболочка Земли -
сфера взаимопроникновения и взаимодействия
всех оболочек,
Границы
географической
оболочки выражены
нечетко, поэтому
ученые определяют
их по-разному.
Общая мощность
географической
оболочки составляет
около 55 км.
Между оболочками Земли происходит сложное взаимодействие и
непрерывный обмен веществом и энергией.
Учение о
географической оболочке
связывается
с именем академика
Андрея Александровича
Григорьева .
Именно он в 1932 г.
сформулировал
мысль о том,
что земная поверхность
представляет
собой качественно
особую вертикальную
физико-географическую
оболочку
Все оболочки Земли, составляющие географическую оболочку,
связаны между собой сложными процессами круговорота веществ.
Географическая оболочка –
область зарождения жизни на Земле,
зона активной деятельности человеческого общества
Ей свойствен ряд специфических особенностей .
К главным относят целостность и ритмичность,
а также непрерывность ее развития .
Целостность географической оболочки –
единство географической оболочки, обусловленное
тесной взаимосвязью всех составляющих ее
компонентов природы
Ритмичность географической оболочки –
повторяемость во времени природных явлений.
Она обусловлена, главным образом,
космическими или геологическими причинами.
Космическими причинами обусловлена
ритмика суточная (смена дня и ночи),
годовая (смена времён года)
Геологическая ритмика приводит к тому, что
Через определенные длительные промежутки
времени (продолжительностью в сотни миллионов лет)
на Земле происходили циклы горообразования:
каледонский, герцинский, альпийский
продолжительностью по 200-240 млн. лет каждый.
Географическая оболочка как целостная система формировалась и развивалась непрерывно под влиянием взаимодействия внешних и внутренних сил . В результате различные процессы, происходящие в ней, наслаиваются друг на друга и формируют сегодняшний неповторимый облик нашей планеты
- ПЕРЕЧИСЛИТЕ КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ.
- ЧАСТИ КАКИХ ОБОЛОЧЕК ВХОДЯТ В ГО?
- ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ?
- КАКОВА МОЩНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ?
- ГО включает в себя:
- А) всю литосферу, гидросферу и часть атмосферы Б) всю гидросферу, литосферу, биосферу, часть атмосферы В) всю гидросферу, часть литосферы, часть атмосферы, биосферу Г) всю гидросферу, часть литосферы, часть биосферы, атмосферу
- ПЕРЕЧИСЛИТЕ ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ.
- ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ГО?
- КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГО?
- ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РИТМИЧНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ.